Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:50, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении хозяйственного режима СЭЗ, возникновение, существование и развитие СЭЗ в России на различных этапах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- сущность и цели создания свободных экономических зон в России;
- рассмотреть предпосылки для анализа современного состояния СЭЗ в России;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в России.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Свободные экономические зоны: сущность, типы и цели создания...5
1.1 Сущность и цели создания свободных экономических зон…………….….5
1.2 Типы свободных экономических зон………………………………………..9
Глава 2. Свободные экономические зоны Российской Федерации: история создания и анализ современного состояния…………………………………...14
2.1 Специфика создания СЭЗ в Российской Федерации……………..……….14
2.2 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………29
Большинство из них так и не стали функционировать в полной степени, их деятельность во многом нарушало федеральное законодательство, по причине чего они и были ликвидированы. Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", который закрепил их правовое определение. В соответствии с положениями Закона особая экономическая зона - это часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, создаваемая в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.
В настоящее время в основном сформирована нормативная правовая база, необходимая для создания и функционирования особых экономических зон. Она включает в себя свыше 50 нормативно-правовых актов. В целом создана и система управления данным процессом. Минэкономразвития России - главный стратегический орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в данной сфере, РосОЭЗ (со своими региональными управлениями) - главный орган исполнительной власти, организующий и отвечающий за эту работу. ОАО "Особые экономические зоны" - ведущая организация, непосредственно осуществляющая строительство объектов инфраструктуры в ОЭЗ. [14]
Особые экономические зоны, созданные в соответствии с Федеральным законом № 116-ФЗ от 22 июля 2005г., призваны стать новыми точками роста отечественной экономики. Формирование их в том или ином регионе зависит от комплекса факторов - наличия материальных, финансовых и человеческих ресурсов.
В зависимости от условий, в которых будет
осуществляться экономическая деятельность,
созданные в России особые зоны делятся
на промышленно-производственные и технико-внедренческие,
важным элементом которых являются технопарки – своеобразные "инкубаторы" для "выращивания"
Под промышленно-производственной особой экономической зоной следует понимать участок территории площадью не более 20 кв. км, на котором ее резидент вправе осуществлять производство и (или) переработку товаров (продукции), а также их реализацию, за исключением добычи полезных ископаемых и металлургического производства; переработки полезных ископаемых и лома черных и цветных металлов; производства и переработки подакцизных товаров (исключение составляют легковые автомобили и мотоциклы).
Технико-внедренческой особой экономической зоной признают участки территории (количеством не более двух) общей площадью не более 2 кв. км, на которых резиденты вправе осуществлять деятельность по созданию и реализации научно-технической продукции, доведению ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также по созданию программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказанию услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.
Победителями конкурса, который проводился МЭРТ и Федеральным агентством по управлению ОЭЗ, стали:
Липецкая область (Грязинский район - производство бытовой техники и комплектующих для нее); Республика Татарстан (Елабуга - выпуск автокомпонентов, автобусов, бытовой техники, а также высокотехнологичное химическое производство) - ОЭЗ промышленно-производственного типа;
Дубна (информационные и ядерно-физические технологии), Томск (промышленная электроника и биотехнологии), Зеленоград (микро- и наноэлектроника), Санкт - Петербург (аналитическое приборостроение) - технико-внедренческие ОЭЗ.
В качестве отдельных задач проекта будут решаться задачи отработки механизмов ипотеки для обеспечения жильем привлекаемых специалистов, а также задачи градостроительства и инженерного обеспечения современных малых городов.
Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Алабуга" размещена на территории Елабужского района Республики Татарстан. Площадь ОЭЗ 20 кв. километров. Это территория, ранее предназначавшаяся для строительства Камского тракторного завода.
Территория Елабужского района и г.Елабуга по производству промышленной продукции на душу населения превосходит средний показатель по Республике Татарстан на 42,7%, а среднероссийский уровень - в 3,1 раза.
Основными отраслями специализации территориальной экономики являются промышленность, сельское хозяйство, образование, туризм.
Особая экономическая зона технико-внедренческого типа, созданная в г.Санкт - Петербург, занимает территорию общей площадью 200га в Петродворцовом районе (территория "Нойдорф" - пос. Стрельна) и в Приморском районе (территория севернее лесопарка Ново-Орловский) Санкт -Петербурга.
Зона создается с целью локализации организаций и наукоемких производств и создания условий для их развития, а также развития сферы услуг в области высоких технологий.
На территории особой экономической зоны г.Санкт - Петербурга, в соответствии с заявками потенциальных резидентов ОЭЗ, планируется разработка программных продуктов; средств связи различного назначения и бытовой радиоэлектронной аппаратуры; автоматизированных систем управления технологическими процессами; медицинской техники, разработка аналитических приборов и другое.
Особая экономическая зона Томской области технико-внедренческого типа состоит из двух участков - Академгородок и Томскнефтехим.
В составе участка Академгородок предусмотрено и запроектировано: административно-выставочный комплекс для размещения административно-делового центра управления ОЭЗ, гостиницы, университет подготовки специалистов высшей квалификации, и службы общего назначения по оказанию полного комплекса услуг (консалтинговых, телекоммуникационных, бухгалтерских, юридических, хозяйственных и т.п.) всем предприятиям-резидентам ОЭЗ. Комплекс зданий для размещения резидентов, работающих в областях нанотехнологий и новых материалов, ИКТ технологий, биотехнологий и резидентов, реализующих прочие проекты.
Реализация второго участка - Томскнефтехим - экономически оправдано ", имеется необходимая инженерно-транспортная инфраструктура (подъездные пути; установки воздухоразделения, водоподготовки и водоснабжения; котельная с выработкой пара и горячей воды, склады приема и хранения химреагентов, сырья и готовой продукции).
Федеральный закон № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) вступил в силу с 1 апреля 2006 года.
В соответствии с Законом Особая экономическая зона в Калининградской области - территория, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.
Создание и функционирование Свободной
экономической зоны закреплено Федеральным
законом от 31.05.99г. № 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне
в Магаданской области", законом Магаданской
области от 29.06.99г. № 75-ОЗ "Об Особой
экономической зоне в Магаданской области"
и законом Магаданской области от 05.07.99г.
№ 80-ОЗ "Об изменении административно-
Получение свидетельства участника Свободной экономической зоны возможно в соответствии со ст.3 Федерального закона при соблюдении нескольких условий:
- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть зарегистрированы на территории Особой экономической зоны;
- основная хозяйственная деятельность должна осуществляться непосредственно на территории Магаданской области;
- на территории Магаданской области должны находиться 75 % основных фондов хозяйствующих субъектов, претендующих на льготы.
Основные направления деятельности особой экономической зоны "Зеленоград":
- Информационно-
- Программно-аппаратные комплексы передачи, обработки и защиты информации;
- Интеллектуальные системы навигации и управления;
- Компьютерное моделирование;
- Производство программного продукта;
- Радио- и акустоэлектроника;
- Лазерные и электронно-ионно-плазменные технологии;
- Биоинформационные технологии;
- Нанотехнологии и наноматериалы;
- Биосенсорные технологии;
- Технологии противодействия терроризму.
В соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22.072005г. № 116-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005г. № 782 принято решение о создании на территории Липецкой области особой экономической зоны промышленно-производственного типа площадью свыше 10 кв. км.
Особая экономическая зона создана в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологических отраслей и производства новых видов продукции.
Создание особой экономической зоны регламентируется следующими основными условиями:
- срок действия зоны составляет 20 лет;
- инвестиционный проект должен содержать капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 10 млн. евро (в течение года с момента заключения соглашения - не менее 1 млн. евро) по курсу Центрального банка РФ;
- создание инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджета Липецкой области, а также других привлеченных источников;
- предоставление государственной поддержки для резидентов особой экономической зоны.
Особая экономическая зона в Ставропольском крае расположена на 13 участках общей площадью до 17кв.км.
Целью проекта является создание современного бальнеологического курорта, улучшение сервиса, достижение большей гибкости в оздоровительных программах, формирование широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развитие смежных видов туризма.
На территории особой экономической зоны планируется развивать следующие виды туризма: рекреационный, экологический; деловой; спортивный; познавательный.
Решение о создании особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Республике Бурятия было утверждено Постановлением Правительства РФ № 68 от 03.02.07г.
19 октября 2007г. было подписано дополнительное
соглашение, определяющее границы
пяти участков особой
Отработан список потенциальных резидентов, предполагаемый объем вложений, которых на все участки ОЭЗ превышает 45 млрд. рублей. Ведется дальнейшая работа по привлечению инвестиций.
Особая экономическая зона в Иркутской области расположена на одном участке площадью до 4 кв. км.
Целью проекта ОЭЗ является создание всесезонного курорта мирового уровня для различных сегментов туристов из России, стран СНГ, Европы и Азии, на побережье озера Байкал, а также горных территориях вблизи поселка Листвянка (Иркутский район).
На территории особой экономической зоны будут развиваться следующие виды туризма: деловой, спортивный, экологический, лыжный, водный, экскурсионный.
Финансирование ОЭЗ: до 2016г. объем внебюджетных инвестиций составит 10,32млрд.руб.
Потребность в бюджетных средствах до 2016 года - 4,72 млрд. руб.
Особая экономическая зона в Краснодарском крае расположена на 1 участке общей площадью 800га.
Целью проекта ОЭЗ является развитие инженерной и туристской инфраструктуры высокого мирового уровня, что будет способствовать перераспределению туристских потоков по сезонам года, доступности отдыха широким слоям граждан.
2.2 Проблемы и перспективы
Существующие, в настоящее время, в Российской Федерации свободные (особые) экономические зоны функционируют с 2005 года, то есть с момента вступления в силу Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Поэтому современные ОЭЗ делают только первые шаги, согласно новым разработанным нормативно - правовым актам и Федеральным законам, разработанным с учетом ошибок предшествующего периода.
Проблемы свободных экономических зон, созданных в 90-х годах привели к их полной ликвидации. При этом специалисты говорят о следующих проблемах, которые были связанны с функционированием СЭЗ:
Программно-целевые проблемы:
- отсутствие государственной концепции создания СЭЗ;
- отсутствие законодательной и нормативной базы.
Недостаточность законодательного обеспечения деятельности иностранного капитала привела к низкому объему инвестиций в СЭЗ - в 2004г. 2% от общего объема прямых иностранных инвестиций в России.
Организационные проблемы состоят в том, что отсутствует эффективная система управления зонами на федеральном и местном уровнях.
Социально-экономические проблемы:
- Разрыв и перераспределение хозяйственных связей предприятий;
- Отсутствие защиты отечественных товаропроизводителей на международном рынке со стороны государства;
- Наличие на пути развития свободного предпринимательства препятствий бюрократического характера;
- Проблема уровня квалификации российских кадров, как рабочих, так и управленческих, недостаток опыта;
- Проблема доверия к власти.
Правовое регулирование создания и функционирования этих зон проводилось не законами, а подзаконными актами, что не смогло обеспечить надлежащий уровень правовой защиты инвестиций. Так, общие вопросы, касающиеся режима предыдущих экономических зон, находили отражение в правительственных распоряжениях и постановлениях, президентских указах, международных договорах и других нормативных актах.
Информация о работе Свободные экономические зоны: цель создания и их положения в экономике России