Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 05:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить место и перспективы развития свободных экономических зон в социально-экономической, политической жизни страны. Указанная цель предполагает решение таких задач, как
изучение теоретико-методологических основ СЭЗ, структуры СЭЗ, управленческого механизма;
изучение современного состояния и проблем развития отечественных СЭЗ;
рассмотрение и анализ необходимости создания, перспектив развития свободных экономических зон в Российской Федерации и формирование рекомендаций по повышению эффективности их функционирования;

Файлы: 1 файл

курсак22.docx

— 68.66 Кб (Скачать файл)

Введение

    Среди многих проблем, вошедших в жизнь  нашей страны вместе с перестройкой, важное место принадлежит интеграции российской экономики во всемирное хозяйство. С учетом огромных размеров России, низкого уровня развития рыночных отношений с особой остротой возникла необходимость использования в широких масштабах наиболее эффективных форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы увеличить степень реальной втянутости государства в мирохозяйственные связи, более результативно и полно использовать выгоды от участия в международном разделении труда.

    В условиях приобретения политической и  экономической независимости увеличение открытости экономики России является объективной необходимостью, но осуществляться оно может постепенно, с учетом реальных условий и сохранения экономической безопасности, оно не должно пускаться на самотек и должно проходить под контролем государства. Значительную роль в этом может сыграть создание свободных экономических зон (СЭЗ) – являющееся эффективным инструментом повышения эффективности экономики.

    Сегодня СЭЗ рассматриваются Россией  как один из инструментов достижения открытости национальной экономики  миру и стимулирования международного экономического сотрудничества. К целям, которые государство ставит при  создании СЭЗ, относятся решения  проблем занятости и формирования новых рабочих мест; активизация  внешней торговли; стимулирование притока  иностранных инвестиций; активизация  обмена знаниями и технологиями, то есть достижение нового качества экономики; расширение экспортной базы и т. п. Одновременно формирование специальных (свободных) экономических зон может рассматриваться  в Российской Федерации как средство решения проблем депрессивных старопромышленных или слабозаселенных районов с низким уровнем экономического развития.

    В силу общепризнанной эффективности  свободных экономических зон, а  также их способности содействовать  привлечению иностранных и стимулированию национальных инвестиций, положительно влиять на развитие предпринимательской  активности, обеспечивать занятость, увеличивать  в соответствии с этим бюджетные  поступления, улучшать торговый и платежный  балансы, и т. п. т., нужно признать целесообразным включение направления  на создания таких зон в государственную  экономическую политику. На практике это нашло отражение во введении соответствующих разделов о СЭЗ в ежегодные программы действий Правительства и прогнозы социально-экономического развития России, а также в выделении позиции по этим зонам в Концепции государственной региональной политики.

       Свободные  экономические  зоны существуют  почти во всех промышленно  развитых  странах. Причем  в Соединенных  Штатах  Америки  их  численность  самая  большая - более  200. Помимо  старейшей и крупнейшей СЭЗ в Нью-Йорке,  они организованы  в Бостоне, Чикаго, Кливленде, Сан-Франциско, Сиэтле и в других городах. В 1992 году общая стоимость товаров, которые были завезены и переработаны в этих зонах, достигла 93,8 млрд. долл., а в конце 90-х годов - составила 130-150 млрд. долл. в год. [45,c.30]

       Большую популярность СЭЗ завоевали и  в развивающихся странах.  Если к 1981 г. них  было создано 96 таких  зон, то за последующее десятилетие  число их превысило 300 и продолжает нарастать. Общая  занятость на предприятиях, зарегистрированных этих зонах, превысила 3 млн. человек.[45,c.31]

       Вместе  с тем, наблюдались случаи, когда  создание СЭЗ не только не оправдывало  себя, но и наносило ущерб хозяйствующим  и управляющим субъектам. Так, создание в Шри-Ланке, Сенегале и других странах  разного рода СЭЗ не только не увенчалось успехом, но многие из этих зон в  настоящий момент вообще перестали  функционировать. Отдельное место в этом списке занимают российские СЭЗ, чья роль в экономике страны до сих пор однозначно не определена. Ни одна из ныне существующих в России зон не соответствует в полной мере тем требованиям, которые предъявляются в международной практике к такого рода образованиям.[45,c.31]

       При этом неоднозначен и социально-экономический  эффект, полученный от создания свободных  зон в нашей стране, и споры  об их роли в экономике России не утихают и по сей день. Рассмотрение как мирового, так и собственного опыта, накопленного по данной проблеме, поможет определить место и перспективы развития СЭЗ в экономико-политической жизни России. 

    Актуальность  исследуемой темы обосновывается необходимостью всемерного развития в нашей стране новых рыночных форм территориальной  организации свободного предпринимательства, международных связей, участия регионов в территориальном  разделении труда, чему призваны способствовать существующие и перспективные  свободные экономические  зоны, необходимо всемерно способствовать расширению применения такого инструмента  как СЭЗ, исследовать  методы повышения  эффективности функционирования СЭЗ. 

    Требуется изучить теоретико-методологические основы свободных экономических зон, ознакомится с существующей мировой и отечественной практикой, попытаться проанализировать накопленный (в том числе и отрицательный) опыт. Это позволит объективно оценить возможности и перспективы создания и развития СЭЗ в российской экономике. 

    Цель  работы – определить место и перспективы  развития  свободных экономических зон в социально-экономической, политической жизни страны. Указанная цель предполагает решение таких задач, как

  • изучение теоретико-методологических основ СЭЗ, структуры СЭЗ, управленческого механизма;
  • изучение современного состояния и проблем развития отечественных СЭЗ;
  • рассмотрение и анализ необходимости создания, перспектив развития свободных экономических зон в Российской Федерации и формирование рекомендаций по  повышению эффективности их функционирования;

    Решение указанных задач поможет выделить основные проблемы в этой связи и на основе критического анализа мировой и отечественной практики полностью раскрыть основные аспекты выбранной темы.

    Основными методами исследования по данной теме являются:

  • сравнительный метод;
  • историко-географический метод;
  • аналитический метод;
 

    Объектом  исследования в данной работе являются свободные  экономические зоны в Российской Федерации.

    Предметом исследования являются правовые и организационные  основы функционирования СЭЗ на территории России.

    Материалы, представленные в настоящей выпускной  работе могут найти практическое применение при решении теоретических и практических вопросов размещения и регионального развития производительных сил, разработки вопросов региональной политики, территориального социально-экономического планирования и прогнозирования органами государственного и муниципального управления.

    В ходе проведения работы было изучено  большое количество нормативных  актов,  имеющих предметом регулирования  свободные экономические зоны, литература, статьи  отечественных авторов, источники  в Интернет, посвященные СЭЗ, на основании  чего был сделан вывод, что в Российской Федерации на данный момент отсутствует единый специальный закон, который регулировал бы процедуру создания, функционирования  и ликвидации различных зон. Именно поэтому в своей работе, наряду с исследованием истории создания и международной практикой функционирования свободных экономических зон, я большое внимание уделяю анализу существующей законодательной базы, регламентирующей положение СЭЗ и проекта федерального закона Российской Федерации "О свободных экономических зонах". 
 
 

1.1. Определение свободной  экономической зоны  и цели ее создания

Ни в  отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая трактовка, и даже общепризнанное определение понятия “свободная экономическая зона” (СЭЗ). В самой общей форме принято определять свободную экономическую зону как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны[59,c.44]. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом.

Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.73 г.) установлено понятие свободной зоны (“зоны-франко”), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.

По определению  Международной ассоциации развития свободных зон (МАРСЭЗ), созданной в 1990 г., СЭЗ является особым территориально-хозяйственным образованием, как правило, открытым для финансово-хозяйственной деятельности любой страны, благоприятствующим экономическому, научно-техническому, экологическому и социальному развитию, специально создаваемому путём дополнительного делегирования ему федеральными органами, органами субъектов  и муниципальными органами России прав и полномочий с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, свободным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления.

Задачи, которые ставят перед собой государства, создавая СЭЗ, неоднозначные. Одни государства пытаются решать с помощю СЭЗ проблемы конкретных регионов, связанные с ожидаемой безработицей, низким уровнем экономико-социального развития, защитой интересов как производителей, так и потребителей. В других странах свободные экономические зоны используются в общественных интересах в качестве интегративного экономического механизма, эффективного средства накопления и распространения передового зарубежного опыта хозяйствования и управления, повышения конкурентоспособности собственного производства. Но чаще всего ставятся обе задачи.

 Кроме  общих, можно сказать, глобальных  задач, определяются и конкретные  задачи. Эти задачи можно было  бы объеденить в три крупных  блока: экономический, социальный и научно-технический.

Экономические цели:

•привлечение иностранного и национального капитала благодаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур;

•использование преимущества международного географического разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортзамещающего механизма производства;

•ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям СЭЗ;

•рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов. [47, стр.90] 

Социальные  цели:

•ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов;

•повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей;

•создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования к технологии управления;

•удовлетворение населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка.[47, стр.90]

Научно-технические  цели:

•привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;

•ускорение инновационных и внедренческих процессов;

•привлечение зарубежных ученых и специалистов;

•повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов.

Почему  многие свободные экономические  зоны в своей деятельности достигают  высокой эффективности? Разумеется, благодаря огромному вкладу иностранных  инвестиций, открытости для иностранного капитала. Интерес иностранных инвесторов к СЭЗ объясним – это существенные льготы. [47, стр.90]

Какие же преимущества создают свободные  экономические зоны для иностранного капитала? К их числу прежде всего следует отнести:

•налоговые льготы;

Информация о работе Свободные экономические зоны