Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 05:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить место и перспективы развития свободных экономических зон в социально-экономической, политической жизни страны. Указанная цель предполагает решение таких задач, как
изучение теоретико-методологических основ СЭЗ, структуры СЭЗ, управленческого механизма;
изучение современного состояния и проблем развития отечественных СЭЗ;
рассмотрение и анализ необходимости создания, перспектив развития свободных экономических зон в Российской Федерации и формирование рекомендаций по повышению эффективности их функционирования;

Файлы: 1 файл

курсак22.docx

— 68.66 Кб (Скачать файл)
fy">& спрос  на здания и землю;

& бюрократические  методы управления. 

Проблемы развития особых экономических зон в России

Основной   отличительной   чертой  процесса создания  СЭЗ    в  России является его политизированность в ущерб экономической сути, вопросы создания  зон решаются стихийно, при отсутствии четких критериев  и  достаточной   нормативно-правовой базы. Если   в    самом   начале  (еще на этапе существования СССР) замысел создания зон использовался руководством союзных республик в качестве инструмента политического противодействия союзному центру,  а  в   преддверии    выборов российского    президента       раздача   "     зональных полномочий  "  была символом либерального   отношения  руководства   РСФСР  к регионам, то затем, с обретением Россией суверенитета, "выбивание" этих полномочий стало средством   аналогичной борьбы, теперь уже - со стороны    руководителей     регионов   по   отношению к федеральным властям. И сегодня эта идея все еще остается средством политического давления регионов на правительство, хотя  практические   усилия   по организации зон все более смещаются на местный уровень.

В   отношении     вопроса   о     свободных   зонах российское руководство до сих пор действовало весьма непоследовательно.

 Оно  то,  поддаваясь   давлению   регионов  , щедро раздавало льготы, то отбирало их, обосновывая  это    общегосударственными интересами. В результате большинство СЭЗ,  организованных  в начале  90-х   годов, фактически  лишились сегодня основной части ранее предоставленных федеральных преференций . Решения о создании новых СЭЗ продолжают приниматься так же, как и   ранее ,     т.е.  чисто декларативно, без концептуального обеспечения и механизма реализации .  В    итоге остается нереализованной главная экономическая идея СЭЗ - стимулирование      предпринимательской       активности       через         выборочную либерализацию инвестиционного климата.

Вместе   с      тем,     исходя  из    мирового   опыта, курс на организацию СЭЗ мог бы способствовать    решению       ряда     приоритетных   для страны проблем в области стабилизации   и          подъема     экономики,     возрождения   регионов, укрепления федерализма,     развития   внешнеэкономической   деятельности  и  международных контактов. Однако отсутствие в  РФ   надежной   правовой   базы   по    созданию    и функционированию    СЭЗ ,     а  у  правительства  - четкой   концепции  о роли СЗЗ в российской экономике переходного периода не позволяет    вопросу    о    свободных зонах находится в контексте важнейших направлений текущей политики.

Устройство свободных зон должно регламентироваться четко сформулированным законом, а не постоянно меняющимися решениями исполнительной власти. Без базового   федерального закона о СЭЗ реализация любых принимаемых по вопросу о зонах правовых решений (будь то  президентские    указы, постановления правительства или даже парламентские акты) будет неизбежно упираться в приоритетность более общих норм регулирования хозяйственной деятельности, установленных    специальными    разделами   федерального  законодательства (что и подтвердила российская практика). Принятие же такого закона позволило бы упорядочить многочисленные нормативно-правовые акты, принятые по вопросу о СЭЗ, открыв  таким образом новый  специальный  раздел  в  федеральном законодательстве  раздел о СЭЗ, а также внести в другие специальные разделы законодательства (налоговый, таможенный,  валютный,    банковский и т.д.) те дополнения и изъятия, без которых реальное развертывание зональной практики  не представляется возможным. Таким образом, принятие базового федерального закона о свободных зонах, учитывающего интересы развития как Федерации в целом,  так   и ее  субъектов, можно считать сегодня  краеугольным камнем в деле успешного "строительства" здания СЭЗ.

Также, помимо выше названых проблем необходимо отметить, что  все претенденты  на создание СЭЗ стремятся взять  под свою юрисдикцию как   можно  больше    территории, не  понимая, что чем   ее больше, тем хуже для предпринимательского   успеха зоны. Ведь, по зарубежному опыту, для нормального обустройства 1 квадратного километра   экспортопроизводящей зоны требуются вложения порядка 40-45 млн.  долларов  США, таможенно-торговой  -  10-15. Где возьмет эти средства администрация, например,  Читинской области ,  заявившая   о намерении создать   СЭЗ на  всей   территории - 432 тыс.кв.км, или Алтайский край - 262 тыс.кв.км? (А общая площадь только первых 11 учрежденных СЭЗ составляет 1 млн. кв.км, или 7% территории России.)

Вот    почему    большая    часть     действующих   в  мире СЭЗ ограничена пределами предприятия , нескольких  производственных  объектов, авиа- или морского порта, в исключительном   случае  - небольшого по территории города или района. Проблема разумного ограничения начальных вложений   на обустройство свободной зоны особенно    актуальна   для    современной России, учитывая нынешнюю острейшую нехватку инвестиционных средств.

В практике развития российских СЭЗ есть и другие проблемы, как общие (например, отсталость инфраструктуры), так и частные, но эти три     рассмотренные - неурегулированность нормативно - правовой базы,   отсутствие четко сформулированных целей и противоречия между сиюминутными интересами отдельных регионов и перспективами развития Федерации в целом и недостаток (и на федеральном, и на   региональном уровне) средств на обустройство создаваемой зоны - являются, по моему мнению, основными факторами, тормозящими эффективную работу существующих и создание новых СЭЗ.

В результате, в настоящее время из18 формально учрежденных в России СЭЗ можно, да и то с большими натяжками, можно назвать "работающими" лишь две зоны - в Калининградской области и Находке. Да и то не как экспортопроизводящие, ради чего, собственно, они и создавались, а, в основном, как экспортовывозящие, т.е. используемые российским и      иностранным капиталом для вывоза из России стратегических товаров и    сырья.    Некоторые характеристики, преимущества и проблемы указанных зон приведены в следующем разделе. 

Заключение

Особые (свободные) экономические зоны появились на территории Российской Федерации давно. Процесс их создания и существования  в полной мере отражал переходный период в становлении рыночных отношений, формировании новой законодательной базы. Нестабильность в первую очередь законодательства о налоговых льготах, несогласованность действий федеральных и региональных властей приводили к значительным налоговым рискам.

Легализация свободных  экономических зон, а затем лишение субъектов РФ права предоставлять налоговые льготы привели к оттоку капитала из России. Принятие Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» – очередная попытка нормативного

регулирования. Этот закон предусматривает создание особых экономических зон двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. На территории особой экономической зоны допускается ведение только тех видов деятельности, которые предусмотрены данным законом, а также постановлением Правительства РФ, которое содержит Положение о проведении конкурса по отбору заявок на создание особой экономической зоны.

Порядок включения  организации в реестр резидентов особых экономических зон предполагает ее соответствие требованиям, которые предъявляет Закон № 116_ФЗ. Например, по соглашению

о ведении промышленно_производственной деятельности резидент особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 10 млн евро (за исключением нематериальных активов) по курсу Центрального банка РФ на день представления заявки на заключение такого соглашения. Законом № 116_ФЗ также предусмотрены ситуации, при которых резидент особой экономической зоны лишается своего

статуса.

Нельзя не учитывать, что Закон № 116_ФЗ принят в условиях относительной экономической стабильности. Сформированы принципы налогообложения, к основным из которых относится предоставление налоговых льгот. Основные налоговые льготы предусмотрены на федеральном уровне. Полномочия субъектов РФ по предоставлению налоговых льгот значительно ограничены, в первую очередь положениями Налогового кодекса РФ.

Все это в  определенной степени исключает  нестабильность, которая была свойственна свободным экономическим зонам по ранее действовавшему законодательству, а также возможность регистрации на территории особой экономической зоны с целью уклонения от уплаты налогов.

Резиденты особой экономической зоны платят налоги в  общеустановленном порядке, с изъятиями, установленными Налоговым кодексом РФ. Так, льготы предусмотрены по налогу на прибыль

организаций, по единому социальному налогу, по налогу на имущество организаций, по земельному налогу. Резидент особой экономической  зоны также вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Свободные экономические  зоны имеют широкие перспективы как в мире, так и в нашей стране. Об этом говорят динамичные темпы развития СЭЗ в количественном отношении и по совокупному объему выпуска продукции в них.

Успех программы  создания ОЭЗ в России напрямую зависит  от того, в какой степени в локализованных особых зонах удастся создать экономическую систему, максимально приближенную к идеальной, – с четкими правилами игры, минимальными бюрократическими издержками и максимально конкурентной средой, что сделало бы инвестиционный климат в зонах наиболее благоприятным.

Информация о работе Свободные экономические зоны