Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 05:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить место и перспективы развития свободных экономических зон в социально-экономической, политической жизни страны. Указанная цель предполагает решение таких задач, как
изучение теоретико-методологических основ СЭЗ, структуры СЭЗ, управленческого механизма;
изучение современного состояния и проблем развития отечественных СЭЗ;
рассмотрение и анализ необходимости создания, перспектив развития свободных экономических зон в Российской Федерации и формирование рекомендаций по повышению эффективности их функционирования;

Файлы: 1 файл

курсак22.docx

— 68.66 Кб (Скачать файл)

    Россия  перенимает опыт у других стран, но, к сожалению, вместо инструмента  модернизации экономики и привлечения  в страну иностранных инвестиций зональные льготы стали средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок и способом первоначального накопления капиталов, впоследствии утекающих за рубеж. Важно сейчас создать такие условия, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот определенным предприятиям, отраслям или территориям, а с целью стимулирования новых форм хозяйствования, промышленного производства развития внешнеэкономических отношений, обеспечивающих технологический прорыв России  

2. Проблемы создания  и функционирования  СЭЗ в России

История организации СЭЗ  в России

Процесс становления свободных экономических  зон в России условно может  быть разделен на несколько этапов.

Первый  этап охватывает вторую половину 1980х  годов, когда

на местах активно началась кампания по организации  СЭЗ (разрабатывались проекты, готовились документы, выдвигались различные  предложения). Именно в этот период правительство поддержало предложение  руководителей Приморского края и Ленинградской области о  разработке проектов по созданию СЭЗ  «Находка» и «Выборг».

Созданные за рубежом свободные экономические  зоны показали высокую эффективность  функционирования, рост иностранных  инвестиций, высокие темпы производства, быстрое развитие инфраструктуры. Поэтому  из различных регионов России выдвигались  предложения о создании там свободных  экономических зон.

Большую часть зон предлагалось специализировать на добыче минерального сырья, производстве минеральных удобрений, других продуктов. Однако на осуществление проектов создания зон не имелось достаточно средств, отсутствовала четкая правовая основа. Это привело к искажению самого принципа формирования свободных экономических зон: руководители регионов предполагали, что федеральное правительство должно обеспечить их средствами для создания на их территории СЭЗ, не надеясь на свои

силы, на привлечение иностранных инвестиций.

Второй  этап охватывает 1990–1991 гг. и характеризуется  началом формирования нормативно-правовой базы. Были приняты такие документы, как Указ Президента СССР «Об иностранных  инвестициях в СССР» (октябрь 1990 г.); постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1990 г. и постановление Совета Министров РСФСР от 23 ноября 1990 г. о СЭЗ «Находка»; постановление. Верховного Совета РСФСР от 13 сентября 1990 г. и постановление Совета Министров РСФСР от 7 июня 1991 г. о СЭЗ «Ева» (Еврейская автономная область) и др.

Вступивший  в силу в сентябре 1991 г. Закон «Об  иностранных инвестициях в РСФСР», в котором целая глава была посвящена свободным экономическим зонам, заметно упорядочил процесс их образования.

Третий  период создания СЭЗ охватывает 1992–1994 гг. Именно в эти годы стало понятно, что многочисленные решения о  создании СЭЗ не могут быть претворены в жизнь. Из числа создаваемых СЭЗ лишь единицы начали успешно функционировать. Развал экономики, политическая нестабильность, отсутствие начальных капиталовложений и другие причины не позволили осуществить задуманные проекты. В правительстве РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории страны, что было

вполне  объяснимо. Взамен предлагалась концепция  формирования микрозон (разновидности свободных таможенных зон и зон экспортного производства).

В 1992 г. вышел Указ Президента России «О некоторых  мерах по развитию свободных экономических  зон»; в 1991 г. Принимаются Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон  «О таможенном тарифе», Указ Президента России «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями», начинается работа по созданию Закона о СЭЗ (предложения  о принятии закона были высказаны еще в конце 1980&х годов, но закон так и не был принят). В

1994 г.  вышел Указ Президента России  «Об урегулировании вопросов  создания и функционирования  свободных экономических зон  Российской Федерации». В этот  период принимаются решения и  по конкретным зонам. Например, Указ Президента России от 10 декабря  1992 г. о Зоне свободной торговли  «Шереметьево»;

В итоге  в России сформировалось несколько  категорий свобод&

ных экономических зон:

1. СЭЗ  федерального уровня, которые включали:

внешнеторговые  зоны («Шерризон» около аэропорта «Шереметьево»);

свободные таможенные зоны «Московский Франко-Порт»

(возле  аэропорта «Внуково»), «Франко-Порт  Терминал»;

научно&технические зоны (СЭЗ в Зеленограде со специализацией в области микроэлектроники, информатики и связи);

 туристическо&курортные зоны («Кавказские Минеральные Воды»).

Ставки  налогов в этих зонах были понижены, а таможенные

процедуры упрощены.

2. СЭЗ  для реализации отдельных экономических  программ –

«Экологическая минимодель общества будущего» на Алтае, ПО

«ЕлАЗ» в Татарстане, аэропорт «Ульяновск – Восточный».

3. Закрытые  административно-территориальные образования

(ЗАТО) или наукограды

4. СЭЗ  офшорного типа: Калмыкия, Ингушетия,  СЭЗ «Алтай», эколого-экономический  регион (ЭЭР) «Алтай» и г. Барнаул  в Алтайском

крае, Бурятия, г. Углич и Курск. Позже «внутренние офшоры» были

организованы в Московской, Ленинградской областях, в некоторых

районах Новгородской и Калужской областей. 

Таким образом, процесс образования свободных  экономических зон в Российской Федерации в начале 1990&х годов  характеризовался следующими чертами:

отсутствие  четкого понимания реальных целей  и задач СЭЗ;

огромность  отводимых территорий для СЭЗ: на долю формально созданных «свободных зон» приходилось более 1/3 терри&

тории России;

массовая  раздача льгот и привилегий зонам  и лоббирование

их интересов  в правительстве РФ;

стремление  местных властей к суверенитету через создание

СЭЗ.

Четвертый этап характеризуется созданием  особых экономических зон на основе Федеральных законов «Об особой экономической зоне в Калининградской  области» и «Об особой экономической  зоне в Магаданской области». Их создание было связано с особым географическим положением этих областей.

Для компенсации  оторванности Калининградской области  от остальной территории России по решению федеральных властей  еще в начале 1990&х годов на территории региона была создана  сначала свободная, а затем особая экономическая зона.

Результаты  функционирования режима свободной таможенной

зоны  в Калининградской области оцениваются  российскими экспертами крайне неоднозначно.

В период до кризиса 1998 г. признавалось, что положительным  результатом действия режима ОЭЗ  было быстрое насыщение потребительского рынка дешевыми импортными товарами, благодаря чему удалось решить проблему дефицита товаров и сдержать рост цен. При этом негативных результатов  называлось гораздо больше. Режим  ОЭЗ рассматривался как дополнительный фактор спада промышленного производства – многие местные производители  не выдержали конкуренции дешевого импорта, и Калининградская область была в числе лидеров по спаду в промышленности. В конечном итоге, низкий уровень цен не смог компенсировать для населения спад в реальном секторе экономике – происходило ухудшение показателей, характеризующих уровень денежных доходов населения.

В период после кризиса 1998 г. ситуация стала  еще более неоднозначной. С одной  стороны, Калининградская область  по динамике промышленного производства вышла в число лидеров.

Существование режима свободной таможенной зоны приводит ктому, что в Калининградской области оказывается выгодно размещать предприятия, специализирующиеся на поставках на основную территорию России продукции, производство которой основывается на импортном сырье и комплектующих (в силу освобождения этой комплектации от таможенных платежей). С другой стороны, сказанное означает, что структура экономики области оказывается во многом искусственной и не способной к существованию при общих с другими регионами правилах хозяйствования.

Неоднозначна  ситуация и с привлечением в Калининградскую

область инвестиций. С одной стороны, несмотря на режим свободной таможенной зоны, фактическая инвестиционная привлекательность  Калининградской области оказывается  заметно ниже инвестиционной привлекательности  России в целом и тем более  соседних стран Балтии (Латвии, Литвы, Эстонии, Польши).

С другой стороны, на более значительный приток инвестиций в регион вряд ли можно  было рассчитывать, поскольку Калинин градская область, совершенно очевидно, далеко не самый привлекательный для инвесторов субъект Российской Федерации. Выбирая для вложения средств тот или иной регион, любой инвестор, особенно иностранный, будет ориентироваться прежде всего на наиболее емкие рынки сбыта – рынки Москвы и Санкт-Петербурга, и размещать свои предприятия если не в этих городах, то вокруг

них (прежде всего в Ленинградской и Московской областях) или вдоль транспортных путей, их связывающих (в Новгородской области). Калининградская область оставалась бы относительно непривлекательной для инвесторов, даже если бы она не была эксклавной, и не существовало бы сложностей с транзитом через Литву

Кроме того, относительно низкую инвестиционную привлекательность Калининградской  области можно объяснить низкой эффективностью не режима ОЭЗ, а всей федеральной политики в отношении  Калининградской области. Важным фактором является нестабильность режима свободной  таможенной зоны в области, а стабильность законодательства, как известно из мировой практики, – одно из важнейших  условий эффективности функционирования любой свободной экономической  зоны.

Федеральным законом от 31 мая 1999 г. № 104&ФЗ «Об  Особой экономической зоне в Магаданской  области», Законом Магаданской области  от 29 июня 1999 г. № 75&ОЗ «Об особой экономической  зоне в Магаданской области» и  Законом Магаданской области  от 5 июля 1999 г. № 80&ОЗ «Об изменении  административно-территориального устройства Магаданской области» закреплено создание и функционирование Особой экономической  зоны в Магаданской области.

За годы существования ОЭЗ в регионе  в 2,5 раза вырос валовой региональный продукт, были построены новые предприятия, существенно увеличились собственные  доходы консолидированного бюджета  и значительно – с 35,9% в 2003 г. до 18,4% в 2005 г. –снизился уровень бедности. Существование ОЭЗ в области способствовало стабилизации ситуации на региональном рынке труда. Снизился уровень безработицы, выросла реальная средняя заработная плата.

С принятием  Федерального закона от 22 июля 2006 г. № 116&ФЗ «Об особых экономических  зонах в Российской Федерации» начался  новый этап становления свободных  экономических зон в России. С момента введения в действие этого Закона все ранее созданные особые экономические зоны прекратили свое существование, за исключением двух – в Калининградской и Магаданской областях. 
 

Таким образом, мировая практика показывает, что создание особых экономических  зон является эффективным инструментом в активизации экспорта, предпринимательской  деятельности, создании новых рабочих  мест, обеспечении социально-экономического развития регионов. По своим целям, условиям создания, формам управления, составу участников и другим характеристикам  зоны сильно отличаются друг от друга, и нельзя выбрать универсальную  модель, пригодную для тиражирования. Наиболее характерным является активное участие государства и местных  властей на начальном этапе и  в создании благоприятных условий  для ведения бизнеса, хорошей  материальной базы, социальной и инженерной инфраструктуры, налоговых льгот.

Основными причинами неудач подобных проектов становились,

как правило, следующие факторы:

& отсутствие  продуманной стратегии создания;

& слабые  связи с вузами;

& неудачное  географическое положение;

& отсутствие  лидера команды менеджеров;

Информация о работе Свободные экономические зоны