Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 05:07, курсовая работа
Цель работы – определить место и перспективы развития свободных экономических зон в социально-экономической, политической жизни страны. Указанная цель предполагает решение таких задач, как
изучение теоретико-методологических основ СЭЗ, структуры СЭЗ, управленческого механизма;
изучение современного состояния и проблем развития отечественных СЭЗ;
рассмотрение и анализ необходимости создания, перспектив развития свободных экономических зон в Российской Федерации и формирование рекомендаций по повышению эффективности их функционирования;
•доступ к национальному и региональным рынкам;
•обеспечение более низких производительных затрат, в том числе за счет более дешевой рабочей силы;
•возможность финансирования по сниженным процентным ставкам;
•право собственности на землю.
Таким образом, цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, свободные экономические зоны часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялись разного рода налоговые льготы. Свободные экономические зоны в этом процессе играют достаточно заметную роль. Фактически они представляют своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.
Рассмотрев
цели создания СЭЗ, необходимо перейти
к изучению характерных черт свободных
экономических зон и
Итак, не смотря на многообразие трактовок определения свободной экономической зоны и различие целей отдельных государств при ее создании, существуют определенные черты или требования, которые помогают объединить данные организационно-экономические образования под единым термином. К этим требованиям относят:
• локальность территории;
• наличие благоприятных исходных экономических, социальных, политических, транспортно-географических и климатических условий для формирования СЭЗ;
• хозяйственную специализацию в сфере предпринимательской деятельности;
• установление на этой территории особого правового и экономического режима, более льготного по сравнению с условиями, действующими за пределами этой территории;
• всестороннюю поддержку и гарантии государства;
• многоуровневую систему управления, адекватную целям и задачам территории.
Также
необходимо отметить экономическое
содержание СЭЗ, которое представляет
собой форму развития производительных
сил и производственных отношений,
адекватных рыночной экономике. Она
основана на сочетании различных
форм собственности хозяйствующих
субъектов СЭЗ, равноправно участвующих
во всех сферах предпринимательской деятельности.
Экономическим принципом функционирования
СЭЗ являются самостоятельность и самофинансирование,
как всех ее резидентов, так и зоны в целом.
СЭЗ – это не политическое, а хозяйственное
образование. Ее границы и задачи определяются
с позиции экономической целесообразности,
а ее территория остается частью территории
страны-учредителя. Здесь действует государственное
законодательство, хотя и с определенными
корректировками в области правовых, хозяйственных
и социальных взаимоотношений.
1.2. Классификация свободных экономических зон
Вид деятельности,
преобладающей на территории той
или иной экономической зоны, позволяет
выделить следующие ее типы:
Торгово-складские зоны. Зоны, в которых товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без оплаты обычных таможенных пошлин. Это – беспошлинная торгово-складская зона. Для этих зон характерны три основных признака:
• они создаются для обслуживания мирового рынка;
• на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения, действующие на остальной территории страны (“таможенная экстерриториальность”);
• несмотря на то, что они являются в определенном смысле “свободными”, на них распространяется государственное регулирование внешнеэкономических связей. [65, c.135]
Первая зона такого рода в Европе возникла в конце 50-х гг. в Ирландии, затем они получили распространение главным образом в развивающихся странах, которые стали их использовать в качестве одного из основных инструментов перехода в стратегии развития от импортозамещающего к экспортному производству. Популярность подобных зон особенно возросла в 80-е гг., когда ряд развивающихся стран с экспортной ориентацией экономики вошел в разряд новых индустриальных стран.
В составе
свободных торгово-складских
• зоны внешней торговли (США),
• свободные таможенные зоны (Венгрия, Югославия),
• свободные беспошлинные зоны (Болгария)
• свободные порты (Германия).
Торгово-складские
зоны создаются не только для приема,
хранения (как правило, на срок до 1 года),
обработки товаров с
Все торгово-складские
зоны организуются преимущественно
в морских и речных портах, на
железнодорожных узлах, в аэропортах,
то есть в местах транзита товаров
и пассажиров. Они всегда отделены
от экономического пространства страны
таможенной и даже государственной границей.
Свободные порты как вид торгово-складской зоны кроме названных функций выполняет погрузку, разгрузку, перегрузку товаров, размещая на своей территории склады товарных бирж, а также обеспечивают ремонт и обслуживание судов.
В
своем развитии торговые зоны приобретают
дополнительно к функции облегчения
транзитной торговли функцию производства
товаров, ориентированных на внутренний
рынок. Это наиболее ярко можно проследить
на примере зон внешней торговли США, которые
от традиционно игравших роль “торговых
центров” постепенно переходили к производству
товаров, большая часть которых импортировалась
на внутренний рынок. [65, c.135]
Экспортно-производственные или промышленные зоны. В них создаются промышленные предприятия, в том числе и “отверточного” типа, которые на базе импортных полуфабрикатов и компонентов производят товары для экспорта. Возможна ситуация, когда конечная экспортная продукция производится на базе местного сырья, но с использованием импортного оборудования и технологии или других комбинаций основных факторов и элементов производства. Наибольшее распространение они получили в развивающихся странах Азии (около 20), Африки, Латинской Америки (свыше 60). Имеются также зоны такого типа в Венгрии, Румынии, Югославии, КНР, а также в Великобритании, США. [65, c.136]
Отличительная черта этих зон состоит в том, что, используя льготный валютно-финансовый и правовой режимы, государство на территории зоны, обеспечивает развитие наиболее приоритетных отраслей промышленности или на территории депрессивных районов стимулирует экспортное промышленное производство, привлекая для этого иностранную валюту или инвестиции от местных, штатных, федеральных властей. Это создает условия для более эффективного использования местного сырья, полуфабрикатов, внедрения современных методов управления производством, подготовки кадров соответствующей квалификации, что, в конечном итоге содействует более быстрому социально-экономическому развитию других районов и страны в целом.
Такие зоны, с одной стороны, обеспечивают поступление не только иностранного капитала, но и технологии, ноу-хау, создают новые рабочие места и одновременно в силу своей экспортной направленности ограждают местных производителей от прямой конкуренции с иностранными фирмами.
В общей совокупности экспортно-производственных зон выделяют:
• зоны совместного предпринимательства (Югославия, Венгрия, Болгария),
• зоны свободного предпринимательства (США),
• предпринимательские зоны (Великобритания),
• специальные экономические зоны (КНР).
К ним могут быть отнесены также отдельные иностранные предприятия, пользующиеся особыми льготами и обслуживающие преимущественно внешние рынки. [65, c.136]
Экспортно-промышленные зоны, несмотря на специфику, имеют общие черты, касающиеся главным образом коммерческих и финансовых стимулов и условий деятельности для иностранных инвесторов. Иностранный инвестор практически во всех странах не имеет каких-либо ограничений на свою деятельность в такой зоне и, прежде всего на право перевода прибыли и капитала.
В экспортно-промышленных зонах полностью освобождаются от пошлин и других сборов машины, сырье и компоненты, завезенные для организации производства.
Инофирмы имеют “налоговые каникулы” на уплату подоходного налога и другие льготы, предоставляемые в отношении всех остальных прямых и косвенных налогов и сборов. Им предоставляются свобода в получении валютного кредита и льготных кредитов; сдаются в аренду земля, помещения, транспортные услуги по льготным тарифам и расценкам; гарантируются возврат вложенного капитала, компенсации предпринимателям расходов на обучение кадров, уменьшение налогообложения средств, направляемых на создание и реконструкцию предприятий; упрощается процедура создания предприятий.
В зонах
создаются необходимая
Научно-технологические зоны. В самостоятельную группу могут быть выделены научно-технологические зоны. В современной литературе их называют технологические парки, технополисы, научные парки, технологические центры, деловые центры.
Отличительная
этих зон заключается в том, что на их
территории объединяется научная и производственно-
В зависимости
от того, что преобладает в
• Инновационный центр. Это экономическая структура, размещенная в пределах небольшого участка и предназначенная преимущественно для маленькой, только что созданной компании.
• Собственно научный парк. Это достаточно большая территория, на которой размещаются наукоемкие фирмы разных размеров и стадий развития, позволяющая развертывать небольшие производства на основе научно-технических разработок местного исследовательского центра (университета).
• Исследовательский
парк. Это структура, в рамках которой
научно-технические новшества разрабатываются
только для стадии технического прототипа.
В таких парках объединяются промышленные
компании, научно-исследовательские и
опытно-конструкторские учреждения, с
приоритетным развитием последних. [64,c.39]
Оффшорные зоны (от английского offshore), что дословно означает “вне берега”) или “налоговые гавани”, как их иногда называют, стали организовываться в 70-е гг. Эти зоны привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью госуда государственного регулирования. Их главное отличие от других свободных экономических зон состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют право осуществлять какую-либо производственную деятельность. Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготных характер налогообложения, отсутствие валютных ограничений, свободный вывоз прибылей, отсутствие таможенных пошлин и сборов для иностранных инвесторов, низкий уровень уставного капитала. Важный фактор привлекательности оффшора – стабильность этого режима. Обычно в течение 15-25 лет с момента регистрации оффшорной компании инвестор гарантирован от неблагоприятных для него изменений.