Теневая экономика: причины возникновения, масштабы и опыт государственного воздействия в России, Беларуси, США и других странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение теневой экономики как явления, определение причин её возникновения, изучение масштабов и выявление методов борьбы с ней.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
-изучить сущность теневой экономики и выявить причины её возникновения;
-ознакомиться с особенностями проявления теневой экономики в Республике Беларусь;
-рассмотреть проблемы теневой экономике в зарубежных странах;
-выявить методы борьбы с теневой экономикой.

Содержание работы

Введение……………………………………………..……………………………...5
1. Сущность, явления и причины теневой экономики……………………..........7 1.1. Причины формирования и предпосылки возникновения теневой экономики …….………..……………………………………………………..…………………7
1.2. Понятие теневой экономики, ее типология, масштабы и методы оценки .8 1.3. Роль теневой экономики в социально-экономических процессах……..…11
2. Теневая экономика в Республике Беларусь…………………………………..14
2.1 Проблемы теневой экономики……………………………………………….14
2.2 Последствия теневой экономики……………………………………………..18
3. Методы борьбы с теневой экономикой в РБ и странах СНГ…………………21
3.1. Проблемы теневой экономики в СНГ………………………………...……...21
3.2. Механизм ограничения теневой экономики…………………………………24
3.3. Методы борьбы с теневой экономикой………………………………………26
Заключение…………………………………………………………..……………31
Список использованных источников…………………………..……………….34
Приложение А…………………………………………………...……………….36
Приложение Б………………………………………………………...……………37
Приложение В………………………………………………………..……………38

Файлы: 1 файл

A_I_Mikhnovets ПЕРЕДЕЛАННАЯ.docx

— 233.18 Кб (Скачать файл)

Таким образом  можно сказать, что теневая экономика- это такой уклад экономических отношений, который развивается вне государственного учета и контроля, вопреки закону и правовым нормам. А потому не отражается в официальной статистике.

Всю теневую  экономику можно как бы разделить  на три составляющие:

1. ”вторая” (“беловоротничковая”, “неофициальная”) экономика;

2. “серая”  (“неформальная”, “фиктивная”) экономика;

3. “чёрная” (“подпольная”) экономика;

«Вторая»  теневая экономика – это запрещенная  законом скрываемая экономическая  деятельность работников «белой» экономики  на их рабочих местах, приводящая к  скрытому перераспределению ранее  созданного национального дохода. С  точки зрения общества в целом  «вторая» теневая экономика не производит никаких новых товаров или услуг: одни люди получают выгоды от потерь, которые несут другие люди.

«Серая» теневая экономика – разрешенная  законом, но нерегистрируемая экономическая  деятельность по производству и реализации обычных товаров и услуг. «Cерая» теневая экономика функционирует более автономно. В этом секторе самостоятельные производители либо сознательно уклоняются от официального учета, не желая нести расходы, связанные с получением лицензии, уплатой налогов, либо отчет о такой деятельности вообще не предусмотрен.

«Черная»  теневая экономика – запрещенная  законом экономическая деятельность, связанная с производством и  реализацией запрещенных и остродефицитных  товаров и услуг. «Черной» теневой  экономикой в широком смысле слова  можно считать все виды деятельности, полностью исключенные из нормальной экономической жизни. Этой деятельностью  может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но также  производство товаров и услуг, разрушающих  общество (например, наркобизнес).

По классификации ООН можно выделить 17 разновидностей преступлений в теневой экономике: отмывание денег; терроризм; кража произведений искусства и предметов культуры; кража интеллектуальной собственности; незаконная торговля оружием; угон самолетов; морское пиратство; захват наземного транспорта; мошенничество со страховкой; компьютерная преступность, в частности незаконные переводы денег; экологическая преступность; торговля людьми; торговля человеческими органами; незаконная торговля наркотиками; ложное банкротство; проникновение в легальный бизнес; коррупция и подкуп общественных и партийных деятелей [4].

Масштабы  теневой экономики во многом зависят от типа экономической системы, но эта зависимость носит неоднозначный характер. Очевидно, что теневой экономики нет (точнее, она минимальна) при абсолютно огосударствленной и при абсолютно разгосударствленной экономики, в первом случае государство запрещает всякую теневую активность и имеет средства этот запрет реализовать, а во втором случае нет запретов и контроля, следовательно, нет и нужды «скрываться в тени». Теневая активность будет увеличиваться в «пограничной зоне» между централизованным и децентрализованным хозяйством: с одной стороны, в слабеющей централизованно управляемой экономике (как в СССР 1980-х) уменьшаются возможности контроля; с другой стороны, в подвергающемся огосударствлению рыночном хозяйстве множатся меры контроля, далеко не всегда эффективного.

Исследования  показывают, что среди развитых стран  теневая экономика имеет наибольшие размеры в ряде государств Западной Европы, относительно средние – в США, минимальные – в таких странах как Япония, Швейцария. Эти различия объясняют высокой «огосударствленностью» смешанной экономики в большинстве стран Европы, негативными издержками американского индивидуализма и атмосферой «общественного согласия» в Японии, где даже гангстеры «честно» платят налоги на прибыль от наркобизнеса и проституции.

В развитых странах масштабы теневой  экономики относительно невелики и  составляют примерно 5–15% ВВП. В развивающихся  странах теневой сектор играет гораздо  более заметную роль. В некоторых  из них теневая экономика даже превосходит официальную (Нигерия, Боливия, Таиланд). Средние масштабы теневой экономики в «третьем мире» составляют примерно 35 – 45%.

Рассмотрим основные методы оценки теневой экономики. [Приложение А]

1. Метод специфических индикаторов.  Связан с использованием какого-либо одного показателя, отражающего уровень теневой деятельности и полученного прямым или косвенным способом.

1.1 Прямые методы. Предполагают  применение информации специальных  обследований, опросов, проверок  и их анализа для выявления  расхождений между доходами и  расходами отдельных групп налогоплательщиков, а также для характеристики  отдельных аспектов теневой деятельности  или для ее оценки по определенной  группе экономических единиц.

1.2 Косвенные  методы. Основаны преимущественно  на информации систем сводных  макроэкономических показателей  официальной статистики, данных налоговых и финансовых органов:

-  Метод расхождений. Основан на сравнении двух или более источников данных или статистических документов. При этом предполагается, что источники данных и статистические документы содержат информацию об одних и тех же экономических показателях, или используются разные методы для получения данных одних и тех же источников.

- Метод по показателю занятости. Первичные данные получаются в результате специально организованного обследования домашних хозяйств. Домашние хозяйства обследуются на основании случайной выборки. Задаваемые при обследовании вопросы касаются количества часов, отработанных опрашиваемыми в той или иной отрасли.

2.Метод  мягкого моделирования (оценка  детерминантов). Связан с выделением совокупности факторов, определяющих теневую экономику, и направлен на расчет ее относительных объемов.

3.Структурный  метод. Основан на использовании информации о размерах теневой экономики в различных отраслях производства.

4.Экспертный  метод. Использование экспертных  оценок является необходимым условием исследования такого сложно, малоизученного явления как теневая экономика. Проблема использования данного метода состоит в том, чтобы найти достаточно квалифицированного эксперта, способного дать оценку, правильность которой может подтвердиться лишь спустя определенное время, после получения дополнительной информации или так и останется рабочей гипотезой, положенной в основу расчета.

5.Смешанные  методы. Предполагают использование  метода скрытых переменных и  комплекса различных методов при оценке различных сфер теневой экономической деятельности. Основная идея метода скрытых переменных заключается в построении модели, учитывающей большое число как детерминантов, так и индикаторов теневой экономики, то есть величин, зависящих от ее объема.

Таким образом, возможности оценки масштабов теневой  экономики достаточно ограничены в  силу самого характера этого явления, предполагающего сокрытие от учета, контроля и регистрации.

Многообразие  применяемых методов свидетельствует  об отсутствии единой методики количественной оценки размеров теневых экономических  структур, критериев достоверности  результатов.

 

1.3 Роль теневой экономики в  социально-экономических процессах.

 

Теневая экономика является сегодня составным  элементом хозяйственной системы. Негативные последствия присущи  всем видам и проявлением теневой  экономики. Однако в ряде случаев  некоторые теневые процессы играют также и положительную роль в социально-экономических процессах.

 Конкретные  социально-экономические последствия  теневой экономики крайне многообразны, как многообразна и разнопланова  самая эта деятельность. Рассмотрим  наиболее значимые ее последствия.

Негативные  последствия теневой экономической  деятельности, чаще всего криминальной, проявляются в различных социально-экономических  деформациях:  деформация налоговой  сферы; деформация бюджетной сферы; влияние на эффективность макроэкономической политики; воздействие на кредитно-денежную сферу; деформация структуры экономики; влияние на экономический рост и  развитие; влияние на инвестиционный процесс; влияние на состояние природной  среды; деформация структуры потребления; влияние на режим конкуренции  и эффективность рыночного механизма; влияние на условия воспроизводства рабочей силы; влияние на эффективность производства и разделение труда; влияние на систему международных экономических отношений и др.

Следует подробнее рассмотреть  те, которые играют наиглавнейшую  роль в социально-экономических процессах.

Деформация налоговой сферы  находит проявление во влиянии на распределение налоговой нагрузки и, как следствие, сокращении бюджетных  расходов и деформация ее структуры.

Сокрытие экономической деятельности от контроля и уклонение от уплаты налогов приводит к возрастанию  налогообложения доходов, получаемых законопослушными налогоплательщиками. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее скрытие  доходов от налогообложения, усиливает  неоправданную дифференциацию доходов и собственности.

Деформация  бюджетной сферы проявляется  в сокращении расходов государственного бюджета и деформация его структуры.

Сокращение  доходов бюджета является причиной недофинансирования государственных  институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов), их ослабление и деградация в тот период, когда наиболее сильна потребность в обеспечении прав и законных интересов участников экономических отношений. Не менее  важным результатом сокращения государственных  расходов является сокращение и недофинансирование социальных программ. Значительные масштабы имеет неэффективное распределение  бюджетных ресурсов в результате коррупции и незаконной лоббистской  деятельности, перераспределение экономических  возможностей за счет незаконного предоставления льгот, лицензий, квот, иных привилегий.

Влияние на эффективность макроэкономической политики проявляется, прежде всего, в  возрастании ошибок макроэкономического  регулирования. Оно связано, как  правило, с отсутствием достоверных  данных о масштабах, структуре и  динамике скрытой части производительной деятельности в легальном и нелегальном  секторе.

Влияние на кредитно-денежную сферу проявляется  в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в  целом. Например, манипуляции с валютой, которые осуществляют организованные преступные группировки с целью  отмывания денег или для получения  незаконных доходов, могут оказывать  пагубное влияние на обменные курсы  и банковские системы во многих странах.

Деформация  структуры экономики. Криминальная экономическая деятельность является не только следствием деформаций экономической  структуры, но и ее фактором. Это  касается практически всех ее видов.

Влияние на инвестиционный процесс. Это один из наиболее значимых результатов влияния  криминальной экономической деятельности на экономическое развитие и может  быть весьма различным в зависимости  от вида, формы криминальной активности, а также социально-экономических условий. Оценка воздействия организованной преступности на инвестиционный процесс неоднозначна. С одной стороны, существует точка зрения, согласно которой организованная преступность представляет собой транснациональное явление в период накопления капитала. Для экономического развития в целом это может иметь и положительные последствия, поскольку, несмотря на преступное происхождение средств, ускоряется процесс концентрации капитала и не ослабляется инвестиционный процесс.

Влияние на эффективность производства и  разделение труда. Сокрытие нормальной экономической деятельности деформирует  систему разделения труда, повышает издержки производства и осуществления  рыночных сделок, негативно отражается на качестве товаров и услуг.

Влияние на систему международных экономических  отношений. Крупные незаконные суммы, проникая в мировую экономику, дестабилизируют  финансово-кредитную систему, деформируют структуру платежного баланса государств, деформируют цены и негативно влияют на доходы частных фирм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Теневая экономика в Республике Беларусь

2.1 Проблемы теневой экономики

 

Результаты проведенного логического  анализа теневых экономических процессов, итоги расчётов показателей теневой экономики на макроуровне, исчисления незаконной экономической деятельности, а также определение индикаторов состояния теневой экономики Республики Беларусь за 1990-2011гг. позволяют сделать вывод, что состав, структура и динамика явлений теневой экономики во многом обусловлены характером государственного регулирования и социально-экономической ситуацией. В зависимости от этих факторов в развитии теневой экономики Беларуси целесообразно выделить три этапа:

- 1960 - 1990 гг. Административно-командная теневая экономика,

- 1991 - 1995 гг. Теневая экономика в условиях перехода к рыночным отношениям;

- 1996 - 2011гг. Теневая экономика смешанного типа.

На первом этапе (советский период) теневая  экономика республики являлась составным  компонентом всей теневой системы  Советского Союза, уровень которой  колебался от 10 до 20% от ВВП. Ее специфика  определялась особенностями советской  экономики; плановым ведением хозяйства, централизмом управления, жестким государственным  контролем за ценами, отсутствием конкуренции, приоритетом государственной формы собственности.

Информация о работе Теневая экономика: причины возникновения, масштабы и опыт государственного воздействия в России, Беларуси, США и других странах