Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 15:51, курсовая работа
Цель работы: изучение теневой экономики как явления, определение причин её возникновения, изучение масштабов и выявление методов борьбы с ней.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
-изучить сущность теневой экономики и выявить причины её возникновения;
-ознакомиться с особенностями проявления теневой экономики в Республике Беларусь;
-рассмотреть проблемы теневой экономике в зарубежных странах;
-выявить методы борьбы с теневой экономикой.
Введение……………………………………………..……………………………...5
1. Сущность, явления и причины теневой экономики……………………..........7 1.1. Причины формирования и предпосылки возникновения теневой экономики …….………..……………………………………………………..…………………7
1.2. Понятие теневой экономики, ее типология, масштабы и методы оценки .8 1.3. Роль теневой экономики в социально-экономических процессах……..…11
2. Теневая экономика в Республике Беларусь…………………………………..14
2.1 Проблемы теневой экономики……………………………………………….14
2.2 Последствия теневой экономики……………………………………………..18
3. Методы борьбы с теневой экономикой в РБ и странах СНГ…………………21
3.1. Проблемы теневой экономики в СНГ………………………………...……...21
3.2. Механизм ограничения теневой экономики…………………………………24
3.3. Методы борьбы с теневой экономикой………………………………………26
Заключение…………………………………………………………..……………31
Список использованных источников…………………………..……………….34
Приложение А…………………………………………………...……………….36
Приложение Б………………………………………………………...……………37
Приложение В………………………………………………………..……………38
Одним из таких методов является, например, способ примерного определения динамики производства на основе наблюдения за производством и потреблением электроэнергии, транспортных перевозок и другими косвенными показателями, поддающимися учету. В ряде случаев этот метод дает хорошие результаты. Однако необходимое условие его применения – рыночные цены на электроэнергию и грузоперевозки. Если же цены являются регулируемыми и не отражают действительную стоимость электроэнергии или существует возможность длительное время не оплачивать ее потребление ввиду имеющихся социальных и других льгот, то динамика потребления электроэнергии, как и перевозок, может значительно отличаться от динамики производства не только по величине, но даже и по направлению.
Для расчета скрытых доходов домашних хозяйств часто применяется балансовый метод, основанный на сопоставлении всех учтенных доходов домашних хозяйств с их расходами на конечное потребление, накопление и прирост финансовых активов (наличных денег у населения, вкладов в финансовых учреждениях, ценных бумаг).
Как правило,
расходы оказываются
В ряде случаев
для расчета показателей
Среди прочих способов оценки теневой экономики наиболее широкое распространение получили методики, основанные на опросах, выборочных обследованиях субъектов хозяйствования, анализе результатов ревизий, проверок уплаты налогов и деклараций[4, c.55].
Несмотря на то, что оценки предпринимателей не могут полностью объективно отражать долю теневого оборота, их оценка может быть использована как отправная точка при сравнении различных отраслей.
Выше
всего долю теневого оборота оценивают
представители отрасли
Наилучшие результаты достигаются, как правило, при одновременном применении нескольких методов, с использованием разных базовых источников информации.
3.Методы борьбы с теневой экономикой в РБ и в странах СНГ
3.1 Проблемы теневой экономики в странах СНГ
Говоря о проблеме теневой экономики в России, Беларуси и в других странах постсоветского пространства на современном этапе, представляется необходимым обратиться к исторической ретроспективе.
Теневой
бизнес на территории бывшего Союза
существовал всегда в силу определенных
ограничений хозяйственной
Кардинальные перемены произошли после принятия закона «О кооперации». Легализация бизнеса стала прибыльней продолжения теневого бизнеса. Последний хотя и сократился, поменял свою направленность, но сохранился. На первое место стали выходить экспортно-импортные и финансовые операции.
В отношении
физических лиц теневой бизнес выражается
в нескольких направлениях: вторичная
занятость населения, юридически не
оформленная и практически
Так, Госкомстат России и Министерство статистики Республики Беларусь досчитывают ВВП страны по ряду показателей с целью более полного учета производимых продуктов и услуг. В России досчет, например, розничного товарооборота с учетом скрываемого товарооборота торгующих организаций, оборотов вещевых и продовольственных рынков и уличной торговли составляет до 40% всего товарооборота, в Беларуси — порядка 28-30%. Рыночные услуги, оказываемые индивидуальными производителями, составляют при досчете более 50% общего объема рыночных индивидуальных услуг.
Масштабы недополучения налогов в бюджет от личных доходов можно определить только экспертным путем. По данным ВЦИОМа, вторичной занятостью в России охвачено примерно 27% занятого населения. Никаких юридических договоров при выполнении данных работ не заключается.
Таким образом, Госкомстат РФ ежегодно досчитывает по разным отраслям от 12 до 15% произведенной продукции и услуг. К теневому бизнесу, распространённому в странах СНГ, необходимо отнести и размещение капиталов за рубежом, уход от акцизов.
Для СНГ проблема теневого бизнеса становится одной из ключевых. Проведанная оценка основных составляющих этой проблемы позволяет сделать определенные выводы.
Вероятность того, что налоговая инспекция сможет проследить все доходы населения, очень низка. Без изменения шкалы подоходного налога и выстраивания системы учета доходов населения вывести значительные объемы экономики из теневого бизнеса не представляется возможным.
В переходный период образовалась система свободных от законов зон экономики. В результате деятельность в сфере теневого бизнеса юридически трудно доказуема. В период высокой инфляции, ограниченности государственных средств, невозможности постоянных корректировок расходных статей бюджета во многих странах были введены льготы по налогам для многих организаций, тем самым были созданы условия и прецеденты для теневого бизнеса. Поэтому необходима полная отмена всех льгот.
Экономическую
основу организованной преступности составляет
криминальный бизнес. Если в промышленно
развитых странах Запада мафия получает
доходы в основном за счет индустрии
удовлетворения порочных запросов (наркотики,
проституция, азартные игры и др.), то
в республиках бывшего
Условные
контуры современной
Следует подчеркнуть, что в сфере организованной преступности за годы реформ произошли существенные качественные изменения. Выделим основные направления организованной преступной деятельности в экономической сфере государств-участников СНГ:
• проникновение в банковскую и кредитно-финансовую системы;
• создание собственных коммерческих структур, банков и предприятий;
• установление контроля над прибыльными предприятиями и частными лицами;
• овладение государственной и муниципальной собственностью;
• подчинение своему влиянию сфер экономики, обеспечивающих получение валюты: импорт нефти-сырья, нефтепродуктов, газа, цветных металлов;
• создание общественных фондов социальной направленности для отмывания денежных средств, получаемых от деятельности криминальных структур.
Организованная преступность выступает самостоятельным элементом теневой экономики, воспроизводящим ее на профессиональном уровне.
Проблемами подсчета теневых составляющих в экономиках государств СНГ занимается Статкомитет СНГ, который для содействия статистическим службам стран Содружества в течение 90-х годов проводил работу по изучению и практическому решению проблем отражения теневой экономики в контексте составления ключевых счетов СНС.
За последние годы страны СНГ, а в особенности европейские республики СНГ, накопили определенный опыт по выявлению и отражению деятельности в неформальном секторе и теневой экономике. В связи с этим в 2000 году Статкомитетом СНГ был проведен обзор состояния этих расчетов, для чего в страны Содружества был направлен «Вопросник об оценках теневой экономики в странах СНГ». Статкомитетом СНГ будет проводиться и дальнейшая работа в этой области. Так, в конце 2000 года были разработаны «Рекомендации по совершенствованию расчетов теневой экономики» на основе «Вопросника». Несомненно, деятельность Статкомитета СНГ является чрезвычайно важной в рамках определения объемов теневой экономики в странах СНГ, однако подписание и ратификация разработанных этой организацией документов носит рекомендательный характер, что не может не оттягивать решение проблемы теневого сектора в странах Содружества.
По данным Росстата, ВВП России в 2009 году составил 33,11 трлн рублей, 5,66 трлн (17,1%) из них – нерегистрируемые и не облагаемые налогами товары и услуги, следует из доклада Статкомитета СНГ «Оценка масштабов ненаблюдаемой экономики в странах СНГ». «Статкомитет СНГ адаптирует международные рекомендации по оценке доли ненаблюдаемой экономики для стран содружества», поясняет заместитель председателя Статкомитета СНГ, заведующий кафедрой статистики МГУ профессор Юрий Иванов. Рекомендации основаны на Международных стандартах по национальным счетам 1993 года, Международном руководстве по оценке ненаблюдаемой экономики 2002 года и на новых международных стандартах по национальным счетам 2009 года, которые дополняют и расширяют предыдущую версию стандартов.
Анализ теневой экономики в различных экономических системах продемонстрировал, что в наиболее развитых странах удельный вес теневого сектора в национальной экономике значительно меньше, чем в других группах стран. Это объясняется тем, что в развитых странах рост теневой экономики является, видимо, результатом усиления государственного регулирования, в развивающихся и постсоциалистических — повышения экономической нестабильности (а во многих случаях — еще и снижения уровня жизни).
Что касается стран СНГ, необходимо отметить, что ни одна из проблем, стоявших с начала процесса трансформации, по существу не была решена в ходе реформирования (за исключением изменения системы цен и достижения на этой основе сбалансированного рынка).
В экономической литературе выделяется
около десятка деяний, проблем, которые
связывают с теневой
Совершенно
очевидно, что теневая экономика
по существу становится таким же составляющим
элементом формирующейся
Теневые
процессы не отражены в статистике,
поскольку нет официальных
3.2 Механизм ограничения теневой экономики
Одним из решительных шагов государства должна стать легализация теневых доходов, нейтрализация теневого предпринимательства. Преодоление его криминального характера предполагает осуществление конкретных мер в рамках программы борьбы с экономической преступностью. Можно указать лишь наиболее важные первоочередные направления, без которых невозможно победить это зло.