Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 15:51, курсовая работа
Цель работы: изучение теневой экономики как явления, определение причин её возникновения, изучение масштабов и выявление методов борьбы с ней.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
-изучить сущность теневой экономики и выявить причины её возникновения;
-ознакомиться с особенностями проявления теневой экономики в Республике Беларусь;
-рассмотреть проблемы теневой экономике в зарубежных странах;
-выявить методы борьбы с теневой экономикой.
Введение……………………………………………..……………………………...5
1. Сущность, явления и причины теневой экономики……………………..........7 1.1. Причины формирования и предпосылки возникновения теневой экономики …….………..……………………………………………………..…………………7
1.2. Понятие теневой экономики, ее типология, масштабы и методы оценки .8 1.3. Роль теневой экономики в социально-экономических процессах……..…11
2. Теневая экономика в Республике Беларусь…………………………………..14
2.1 Проблемы теневой экономики……………………………………………….14
2.2 Последствия теневой экономики……………………………………………..18
3. Методы борьбы с теневой экономикой в РБ и странах СНГ…………………21
3.1. Проблемы теневой экономики в СНГ………………………………...……...21
3.2. Механизм ограничения теневой экономики…………………………………24
3.3. Методы борьбы с теневой экономикой………………………………………26
Заключение…………………………………………………………..……………31
Список использованных источников…………………………..……………….34
Приложение А…………………………………………………...……………….36
Приложение Б………………………………………………………...……………37
Приложение В………………………………………………………..……………38
Мировой
опыт свидетельствует, что свыше 90%
объёма операций теневого бизнеса можно
довольно быстро устранить с помощью
мероприятий по формированию рынка
путём ликвидации монополии
Переходная
рыночная экономика требует
• разработка антимонопольного законодательства, разгосударствление, приватизация собственности (формируется многообразие форм собственности);
• развитие конкуренции во всех сферах экономических отношений (либерализация цен, ограничение прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность собственников);
• стимулирование
предпринимательской
• Экономический контроль за хозяйственной деятельностью (финансовый, банковский, налоговый) и повышение ответственности нарушителя (штрафные санкции, лишение кредитных и налоговых льгот, объявление банкротом, закрытие предприятия и т. Д.)
Меры, направленные на преодоление подпольного бизнеса в ходе производства товаров народного потребления и услуг должны:
• обеспечить не только в законодательстве, но и а реальной жизни общества равноправие всех субъектов хозяйствования;
• создать условия для нормализации завершающего этапа приватизации (особенно земли и ее недр, осуществить борьбу с незаконной приватизацией);
• совершенствуя налоговое законодательство (налоговый кодекс), предусмотреть условия и возможности для выхода предпринимательства из теневой экономики (льготные налоги, пошлины и т. П.);
• упростить процесс оформления создаваемого предприятия, перекрыть каналы коррупции и взяточничества чиновничьему аппарату;
• пресекать
любые попытки подпольного
Меры, направленные против организаторов и исполнителей нечестных операций (мошеннических действий) в ходе осуществления предпринимательской деятельности включают:
• борьбу с монополией, создаваемой с целью незаконного обогащения (наживы), эффективное использование антимонопольного законодательства, привлечение к разрушению монополистических структур право-охрани-тельных органов;
• контроль за ценами на товары и услуги, недопущение скрытого повышения цен при выпуске новой продукции;
• борьбу с мошенничеством в сфере экономики, подрывающим основы становления рыночного хозяйства.
Меры, направленные против бизнеса на различного рода фальсификациях обеспечивают:
• усиление борьбы со стороны правоохранительных органов с фальшивомонетничеством;
• создание нормального валютного рынка, отход от валютного кори-дора, пре-одоление долларизации хозяйственной жизни республики;
• борьба с подделкой ценных бумаг, развитие сети фондовых бирж и меняльных контор (развитие рынка ценных бумаг);
• создание условий для предупреждения подделок произведений искусства.
Меры, направленные на борьбу с преступлениями в области бизнеса, удовлетворяющими порочные потребности людей (наркобизнес, игорный бизнес, порнобизнес и т. П.) должны обеспечить:
• усиление ответственности за производство, сбыт и распространение наркотических вещества, применение к наркодельцам материальных санкций (конфискация денежных и материальных ресурсов, подрыв экономической базы производства, доставки, сбыта наркотиков);
• выявление материальных предпосылок и условий осуществления наркобизнеса, разработка мер по уничтожению посевов наркосодержащих растений, закрытию каналов хищений и краж наркосодержащих медика-ментов;
• осуществление жесткого (тотального) контроля и соответствующих правовых и материальных санкций (используя опыт западных стран) за игорным бизнесом с целью недопущения ухода доходов в теневую экономику;
• отмывания криминальных доходов;
• предупреждение мошенничества;
• установление жесткого государственного контроля за порнобизнесом, усиление правовых и материальных санкций за занятие порнобизнесом и распространение его продукции.[19]
3.3 Методы борьбы с теневой экономикой
Проблема борьбы с теневой экономикой действительно острая и возникла
далеко не сегодня. Но уже сегодня и сейчас пора ее решать, чтобы указанные выше в работе явления не окрепли и не превратились в систему.
Борьба с теневым сектором экономики представляет собой еще более сложную задачу, чем определение ее масштабов. Главная цель – легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной.
Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты.
Однако
необходимо отметить, что, обыденное
представление о желательности
полной ликвидации теневой экономики
является заведомо ошибочным. Если есть
некоторые полезные функции данного
явления, то речь должна идти не об уничтожении
теневой экономики, а об оптимизации
ее масштабов. Но даже если бы это явление
давало только негативные результаты,
то и в этом случае неправомерны
призывы уничтожить теневую экономику
«любой ценой». Например, полной ликвидации
квартирных краж можно добиться, если
на всех квартирах будет принудительно
установлена сигнализация и у
каждого подъезда станет дежурить охрана.
В результате неизбежного увеличения
расходов на предотвращение правонарушений
рядовые граждане почувствуют, что
их потери не сократились, а, наоборот,
возросли. Поэтому целью борьбы даже
с заведомо антиобщественными видами
теневой экономики лучше
Для эффективного
противодействия теневой
Во-первых, необходимо обеспечить устойчивый рост производительных сил общества, совершенствование применяемых технологий на базе ускорения научно-технического прогресса. Современное высокотехнологичное производство, характеризующееся высоким уровнем обобществления и интеграции экономических субъектов, оставляет последним все меньше места для обособленного (в том числе теневого) «творчества», заставляя их все больше соблюдать общие «правила игры» и не противопоставлять свои интересы интересам других субъектов.
Во-вторых, следует создать эффективную систему антикризисного регулирования, которая позволит в значительной степени нейтрализовать одну из важнейших причин теневой экономики – экономические кризисы.
В-третьих,
важно осуществить финансовое
оздоровление экономики,
В-четвертых,
необходимо ускорить
В-пятых, следует неуклонно совершенствовать действующее законодательство, обеспечивать его научную обоснованность, прогрессивный и динамичный характер, достаточную жесткость в сочетании с разумным гуманизмом. Это позволит успешно бороться с «пробельностью», излишней «абстрактностью», чрезмерным консерватизмом и нездоровой пассивностью нашего законодательства, своевременно обновлять нормативную базу и решать другие аналогичные задачи, имеющие важное антитеневое значение.
В-шестых, необходимо дальнейшее преобразование политической системы общества, укрепление организационных, материальных, информационных, профессиональных, правовых, научных и других основ функционирования органов государственной власти и управления, что будет содействовать ослаблению теневых «импульсов», исходящих «сверху».
В-седьмых, с помощью идеологии, культуры, религии и других «надстроечных» средств требуется провести радикальную перестройку общественного сознания в направлении приоритетного формирования у социальных субъектов интеграционных интересов (коллективных и особенно общенародных). Вследствие этого возникнут предпосылки для значительного ослабления социально обособленных мотивов хозяйственного поведения, основанных на абсолютизации экономической самодостаточности как основы теневого самовыражения и противостояния субъектов друг другу.
Во властных государственных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем «теневой» экономики.
Первый – радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 – начала 1992 года и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой.
Второй – репрессивный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля; общее ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания.
Однако, задействование репрессивных методов, не обещающих перспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегством способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п.
В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельности в легальную, то экономические результаты его принятия могут оказаться во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы – ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций – их усиление.
Формируя основу отношения к «теневой» экономике, следует иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, возврат к монополии государственной собственности и административно – распределительной системе уже исключен. Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причем во главу угла новой реформационной модели должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей. В-третьих, для осуществления этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включая и те, которые увязли в «теневой» экономике.
С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой – осуществлять специальную программу интеграции на здоровой основе «теневой» и легальной экономики. Необходим, конкретнее, нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.
Поскольку факторы, влияющие на развитие теневой экономики в республике Беларусь, многоаспектны, то и методы борьбы с нею должны быть системными и включать как репрессивные, так и побудительные, рассчитанные на перспективу.
В краткосрочном периоде наиболее эффективными могут оказаться меры принудительного характера. Подпольное производство, контрабанда, обычные схемы уклонения от уплаты налогов выявляются проведением комплексных проверок со стороны правоохранительных, налоговых и таможенных органов. При занятии незаконной деятельностью не должно создаваться ощущения безнаказанности, что делает преступный бизнес привлекательным.
Однако только репрессивные действия не позволяют кардинально оздоровить обстановку. Вместо закрытых фирм возникают новые, также нацеленные на осуществление незаконных операций. Поэтому во многих странах пытаются заинтересовать предприятия и граждан в легализации своих доходов.
По итогам работы в Минске эксперты миссии технического содействия юридического департамента и департамента денежно-кредитных и финансовых систем Международного валютного фонда (МВФ) пришли к выводу, что в Беларуси совершенствуется механизм борьбы с отмыванием денег. Представители МВФ отметили, что с момента проведения прошлой миссии, в Беларуси создан новый орган - подразделение финансовой разведки (ПФР), который уполномочен проводить мониторинг подозрительных операций.