Теневая экономика: причины возникновения, масштабы и опыт государственного воздействия в России, Беларуси, США и других странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение теневой экономики как явления, определение причин её возникновения, изучение масштабов и выявление методов борьбы с ней.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
-изучить сущность теневой экономики и выявить причины её возникновения;
-ознакомиться с особенностями проявления теневой экономики в Республике Беларусь;
-рассмотреть проблемы теневой экономике в зарубежных странах;
-выявить методы борьбы с теневой экономикой.

Содержание работы

Введение……………………………………………..……………………………...5
1. Сущность, явления и причины теневой экономики……………………..........7 1.1. Причины формирования и предпосылки возникновения теневой экономики …….………..……………………………………………………..…………………7
1.2. Понятие теневой экономики, ее типология, масштабы и методы оценки .8 1.3. Роль теневой экономики в социально-экономических процессах……..…11
2. Теневая экономика в Республике Беларусь…………………………………..14
2.1 Проблемы теневой экономики……………………………………………….14
2.2 Последствия теневой экономики……………………………………………..18
3. Методы борьбы с теневой экономикой в РБ и странах СНГ…………………21
3.1. Проблемы теневой экономики в СНГ………………………………...……...21
3.2. Механизм ограничения теневой экономики…………………………………24
3.3. Методы борьбы с теневой экономикой………………………………………26
Заключение…………………………………………………………..……………31
Список использованных источников…………………………..……………….34
Приложение А…………………………………………………...……………….36
Приложение Б………………………………………………………...……………37
Приложение В………………………………………………………..……………38

Файлы: 1 файл

A_I_Mikhnovets ПЕРЕДЕЛАННАЯ.docx

— 233.18 Кб (Скачать файл)

Планово-командное  развитие экономики не было ориентировано  на потребителя, отсутствовала производственная гибкость, вследствие чего образовывалась диспропорции между производством  средств производства и предметом потребления, существовал дефицит ряда потребительских товаров. В результате возникли и получили распространение в 70 - 80-ые годы такие виды теневой экономической деятельности,, как: нелегальная торговля государственными товарами, пользующимися спросом, нелегальная торговля за валюту, спекуляция товарами и валютой; организация нелегальных и полулегальных производств потребительских товаров .

Необходимость выполнения и перевыполнения плановых заданий стала одним из факторов развития фиктивной экономики. Особые формы теневой деятельности присутствовали в сельском хозяйстве, торговле: источниками  нелегального дохода служили завышение  естественной прибыли, пересортица  товаров, неучтенная продукция.

Были  распространены неформальные отношения, взяточничество, использование служебного положения. Кроме того, для узкой  прослойки лиц (руководящие работники) существовал доступ к дешевым дефицитным товарам и услугам, закрытый для большинства населения.

Таким образом, отличительными чертами административно-теневой  экономики являлись: неформальная занятость в сфере услуг, нелегальная

торговля  товарами, валютные спекуляции, фиктивная  экономика, взяточничество, использование  служебного положения.

На втором этапе (1991 - 1995 гг.) после развала СССР (1991 г) и начала реформирования экономики  теневая деятельность приобретает  новые признаки и может быть классифицирована как «теневая экономика в условиях перехода к рыночным отношениям». Ее объемы резко возрастают и по сводным  оценкам к 1995 г. достигают 42% от ВВП.

В процессе разрушения командной экономики  СССР сначала происходит накопление кризисного и инфляционного потенциала (1991 - II полугодие 1992 г.), затем - спад производства и последующее раскручивание  инфляционной спирали, причем пик кризиса  приходится на 1994 - 1995 гг. В то же время  появляются определенные элементы рыночных связей, о чем свидетельствует  постепенное расширение индивидуальной и частной предпринимательской  деятельности, развитие малого бизнеса. Только по официальным данным в 1992г насчитывалось 11055 малых предприятий (МП), кооперативов, обществ с ограниченной ответственностью (ООО), в 1994 число малых негосударственных предприятий увеличилось на 28%. Одновременно происходил рост числа неучтенных статистикой сверхмалых предприятий со средней численностью занятых 2-5 человек и индивидуальных предпринимателей (неофициальная экономика).

Расширилась социальная база теневой экономики; если раньше ее ядро составляли представители  командно-бюрократического аппарата, то в 90-ые годы теневым бизнесом занимаются практически все слои трудоспособного  населения - молодежь, интеллигенция, лица пенсионного возраста и т.д.

В условиях резкого падения уровня жизни: в 1995 г. реальная заработная плата снизилась  на 44% по сравнению с 1990 г, - одним  из каналов выживания для населения  стало развитие личных подсобных  хозяйств (неформальный сектор), которые  давали свыше 20% общего дохода семей.

Появились дополнительные факторы, стимулирующие  развитие скрытого производства: противоречивость экономического законодательства, сложность  новой налоговой системы, введение налоговых льгот для ряда предприятий в сочетании с ростом налоговых отчислений. В результате многие организации в качестве основного вида деятельности указывают не действительно    

существующий, а тот, который пользуется налоговыми льготами. Для малых предприятий становится характерным выполнение работ без оформления договоров за наличный расчет, для средних и крупных занижение рентабельности, завышение расходов на оплату труда, учет сырья и материалов по завышенным ценам с целью снижения налогооблагаемой базы, завышение показателей выпуска продукции, продажа продукции ниже себестоимости для получения средств на выплату заработной платы, преобладание не денежных форм расчета, бартерных сделок, что свидетельствует о наличии скрытых форм производства.

В третьем  этапе (1996 - 2011 гг.) теневая экономика в республике представляет ярко выраженную специфику, которая обусловлена развивающейся стагнацией производства и изменением форм государственного регулирования. В 1996 - 1997 гг. путем проведения жесткой монетарной политики, ограничения без ресурсной эмиссии денег, применения положительных процентных ставок, ужесточения системы ответственности хозяйствующих субъектов за использование заемных средств, искусственной стабилизации рубля осуществлен выход из гиперинфляции, начинается общее оживление экономики, которое продолжается и в настоящее время. Но несмотря на рост объемных показателей, эффективность экономической деятельности снижается, рыночное реформирование экономики замедляется. В этом периоде из всей совокупности факторов, определяющих характер теневой деятельности, целесообразно выделить следующие:

1.Усиление  директивных элементов в государственном  регулировании, ужесточение финансового  контроля, отсутствие льгот для  предпринимателей, сдерживание отпускных  цен на товары отечественного  производства ведут к сокращению  числа мелких фирм, индивидуальных  предпринимателей, к уменьшению  объёмов неформальной экономики росту доли скрытой деятельности.

2.Жесткая  централизация управления экономикой и частичное возвращение к социалистическим формам хозяйствования обусловили увеличение доли государственной теневой экономики, то есть концентрацию теневых потоков в высшем звене управления.

3.Не преодолен  общий кризис в экономике, о  чем свидетельствует спад производства (в 2001 г по сравнению с 1990 г. ВВП снизился на 7,8%), сокращение производства в традиционно развитых отраслях – сельском  хозяйстве (-27%), промышленности (снижение на 39% в 1995 г. и рост в 2001г. всего лишь на 6,4% по сравнению с 1990 г.), науке (в 2,6 раза ниже, чем в 1990 г), строительстве (-66%). Начавшееся наращивание объемов производства на уровне 104 - 105% в год сопровождается ростом дебиторской и кредиторской задолженности, увеличением числа убыточных предприятий, снижением рентабельности, повышением коэффициента износа основных средств, слабой конкурентоспособностью продукции, неравновесным ростом заработной платы, ухудшением результатов внешнеэкономической деятельности. Все это, с одной стороны, указывает на сужение границ производства в теневом секторе, с другой стороны – на возможный рост оттока капитала.

4.Слабое  экономическое законодательство, неэффективная  налоговая система(прогрессивная шкала налогообложения и для физических, и для юридических лиц ,высокий уровень налогов- 27% в ВВП) в сочетании с продолжающейся инфляцией накладывают столь большую нагрузку на издержки производства, что в большинстве случаев оно становится нерентабельным. А это, в свою очередь, ведет к образованию хозяйственных единиц без регистрации, скрытой занятости, сокрытие доходов.

5.Инвестиционная  пассивность (в 2001 инвестиции  в основной капитал составили  лишь 48% от уровня 1990),ограничение  международных контрактов ,сужение внешнего рынка(53% экспорта и 65% импорта приходится на Россию)способствует вывозу капитала за границу.

6.Снижение  уровня жизни населения (среднемесячная  зарплата приближается к границе  минимального потребительского  бюджета, уровень бедности в  2000 составил 44%) двояко влияет на  размер теневой экономики: а)  вынуждает население к поиску  сомнительной работы, вторичной,  неформальной занятости б) вынуждает  население ведет к снижению  платежеспособного спроса населения,  что не способствует накоплению  первоначального капитала и отрицательно  влияет на рынки сбыта, в  частности в мелком бизнесе, а значит, обуславливает сужение сферы индивидуального предпринимательства.

Долю  и место теневой экономики  Беларуси между разных стран мира можно рассмотреть в [Приложении Б]

Рассмотренные факторы подчеркивают существование  следующих особенностей теневой  экономики в течение 1996-2011гг:

-тенденция сужения размеров теневого сектора;

- увеличение удельного веса скрытой экономической деятельности;

- определенное снижение объемов неучтенной деятельности малых

- предприятий и неформальной занятости в сфере отраслей

- материального производства;

- рост вывоза капитала за границу;

- увеличение удельного веса государственной теневой экономики

Механизм  регулирования теневой экономики  многие экономисты видят в использовании  четкой трехступенчатой схемы: 1) оценка показателей теневой экономики, определение и прогнозирование  ее тенденций; 2) выявление группы факторов, стимулирующих теневую деятельность на анализируемом временном отрезке; 3) разработка комплекса мероприятий, ослабляющих действие выделенных групп факторов.

В настоящее  время в области долговременного  регулирования теневой экономики  представляется целесообразным поиск  оптимального сочетания репрессивного  и либерального подходов. Возможными направлениями регулирования могут  служить:

а)совершенствование системы налогообложения;

б)совершенствование системы оплаты труда;

в)разработка эффективного механизма стимулирования малого бизнеса, основанного на льготном налогообложении ;

г)проведение политики стабилизации экономического положения путем развития сферы материального производства и реструктуризации экономики за счет привлечения как государственных и иностранных инвестиций, так и отечественных теневых капиталов,

д)амнистия незаконного вывоза капитала;

е)усиление контроля за вероятными каналами оттока капитала за границу (международная банковская деятельность, внешняя торговля);

ж)создание единого информационно-аналитического центра по проведению мониторинга теневой экономики.

Так, например, по международным оценкам и данным Института изучения рынка (Бонн), в  государствах с развитой рыночной экономикой теневой сектор составляет около 8 % валового внутреннего продукта (ВВП), в странах с переходной экономикой – около 40 % ВВП. Самая высокая доля теневой экономики наблюдается в странах СНГ: в Украине – 54,7 %,в Грузии – 68 % ВВП, а в Белоруссии – 50,4 %. В США сегодня на теневую экономику приходится 8,4 %, в Германии – 16,8 %, в Италии – 25,7% ВВП (Приложение 3)

Таким образом, в Республике Беларусь, как и во многих других странах, параллельно  легальной экономике существует теневая, сопоставимая с ней по масштабам. При этом, в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной легальной системе. Однако теневая экономика нашей страны имеет свои особенности, с которыми нельзя не считаться, а наоборот, нужно всячески изучать эти явления и пытаться их если не предотвратить, то хотя бы попытаться избежать.

 

2.2 Последствия теневой экономики

 

Жесткая централизация экономики Белоруссии в конце 90-х гг. привела к тому, что все базовые решения в  сфере экономической политики - от ценообразования до валютного регулирования  принимаются главой государства, а  от административного аппарата зависит  предоставление льготных кредитов, льгот по таможенным сборам с дальнейшим реэкспортом в Россию, льгот по ценообразованию, обмену валют по льготным курсам, взаимозачетам по бартерным операциям и т. д. По мнению большинства экспертов, крупнейшим субъектом хозяйствования нынешней Белоруссии является Управление делами президента, контролирующее (путем допуска «своих» предприятий к многочисленным льготам и госзаказу) наиболее прибыльные сферы экономики: торговлю нефтью и нефтепродуктами, природным газом, металлами, химической продукцией, лесом, льном, табаком и водкой. В Белоруссии сейчас фактически сложились три бюджета: официальный (около 2 млрд. долларов в год), внебюджетные фонды (например, Чернобыльский) и президентский, который формируется за счет деятельности Управления делами, части таможенных сборов, размещения средств в оффшорных зонах и распродажи военной техники, доставшейся Белоруссии от СССР. Причем размеры этого фонда абсолютно засекречены: эксперты оценивают его в 50 - 100 % от официального бюджета.

Очевидно, что тяжелая экономическая ситуация, сложившаяся в Белоруссии после  распада СССР, явилась основной причиной бурного развития «серой» экономики  и теневого сектора в рамках административного  регулирования экономической деятельности в государстве.  

В Беларуси объем теневого сектора экономики  согласно расчетам НИИ статистики при  Минстате не превышает 12% ВВП [4, с.16]. Однако эта цифра не является точной оценкой реальных экономических процессов, происходящих в стране.

Анализ  выявляемых правоохранительными органами правонарушений свидетельствует о  существовании значительного скрытого от официального учета и статистики оборота зарегистрированных фирм и  предпринимателей. Если к теневым  экономическим операциям причислить и нелегальные, в том числе  криминального характера, которые  не учитываются официальной статистикой, доля теневой экономики в Беларуси может достигнуть 30%.

Несмотря  на то, что теневая составляющая завоевала прочные позиции фактически во всех сферах экономической и социальной жизни, точно определить ее масштабы в настоящее время невозможно.

Основная  причина – отсутствие надежной первичной  информации. Невозможно правильно измерить то, что прячут. Особенностью незаконной деятельности в постсоветском пространстве является ее осуществление на крупных  государственных предприятиях, где  часть финансовых операций скрывается. И выделить ее в едином товарно-денежном потоке чрезвычайно сложно. Необходимо применять специфические методы исследования, рассчитанные на то, что  прямая информация в принципе не может  быть получена.

Информация о работе Теневая экономика: причины возникновения, масштабы и опыт государственного воздействия в России, Беларуси, США и других странах