Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 18:15, курсовая работа
Цель исследования — выработать рекомендации по оптимизации фонда оплаты труда на ОАО «Докшицкий райагросервис».
Задачи исследования:
— охарактеризовать теоретические аспекты формирования фонда оплаты труда;
— осуществить анализ формирования и использования средств на оплату труда на ОАО «Докшицкий райагросервис»;
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования фонда оплаты труда 8
1.1. Цели, задачи и технология планирования средств на оплату труда 8
1.2. Планирование фонда оплаты труда 12
ГЛАВА 2. Анализ формирования и использования средств на оплату труда на ОАО «Докшицкий райагросервис» 17
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Докшицкий райагросервис» 17
2.2. Организация средств на оплату труда на ОАО «Докшицкий райагросервис» 26
ГЛАВА 3. Рекомендации по интенсификации использования фонда оплаты труда на ОАО «Докшицкий райагросервис» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования фонда оплаты труда 8
1.1. Цели, задачи и технология планирования средств на оплату труда 8
1.2. Планирование фонда оплаты труда 12
ГЛАВА 2. Анализ формирования и использования средств на оплату труда на ОАО «Докшицкий райагросервис» 17
2.1. Организационно-
2.2. Организация средств на оплату труда на ОАО «Докшицкий райагросервис» 26
ГЛАВА 3. Рекомендации по интенсификации использования фонда оплаты труда на ОАО «Докшицкий райагросервис» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
ВВЕДЕНИЕ
В XXI веке процессы глобализации, стремительный рост объема информации, технологический прогресс наряду с условиями неопределенности и риска предъявили новые требования к менеджменту, организациям и сотрудникам. Высокие темпы социальных перемен привели к эпохальным изменениям в технологиях бизнеса. Вслед за автомобилестроением, автоматизацией производства, развитием информационных технологий приоритетным направлением экономического роста стало управление персоналом. Факторы успеха на рынке стали условиями выживания предприятий, которые в свою очередь обусловлены деятельностью сотрудников. Суть современного подхода к управлению персоналом, или менеджменту персонала, состоит в обеспечении условий адаптации человека и организации к изменениям внешней среды, обусловленным экономическими преобразованиями.
Предприятие — не только кибернетическая, организационная, техническая, информационная, но и экономическая и социальная система, в которой важнейшим элементом является человек — живой, творчески активный, со своими достоинствами и недостатками. Личностный потенциал человека, его деловые качества служат источником и исходными принципами развития организации. В связи с этим управление персоналом является универсальной задачей и основной функцией руководителя, который управляет теми сотрудниками, которым он делегировал полномочия, задачи, компетентность. В то же время управленческая ответственность остается за руководителем. Он отвечает за работу сотрудников.
Важнейшим аспектом современной системы управления персоналом является оплата труда персонала, что особенно актуальной в жестких условиях рыночной среды хозяйствования.
Поэтому выбор темы данной курсовой работы: «Формирование фонда заработной платы на предприятии при переходе к рынку» обусловлен требованиями актуальности и практической значимости для любого субъекта хозяйствования.
Объект исследования — Открытое акционерное общество «Докшицкий райагросервис».
Предмет исследования — фонд оплаты труда на ОАО «Докшицкий райагросервис».
Цель исследования — выработать рекомендации по оптимизации фонда оплаты труда на ОАО «Докшицкий райагросервис».
Задачи исследования:
— охарактеризовать теоретические аспекты формирования фонда оплаты труда;
— осуществить анализ формирования и использования средств на оплату труда на ОАО «Докшицкий райагросервис»;
— выработать рекомендации по интенсификации использования фонда оплаты труда на ОАО «Докшицкий райагросервис».
Основой для выполнения работы стало международное законодательство и нормативная правовая база Республики Беларусь, в том числе следующие акты.
Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (ст. 23), предусматривает, что каждый человек имеет право на равную оплату за равный труд, справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование для него самого и его семьи [6].
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах признает право каждого на справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия [15].
Конвенция № 95 МОТ «Об охране заработной платы» определяет заработную плату как всякое вознаграждение или всякий заработок, исчисляемый в деньгах и устанавливаемый соглашением или национальным законодательством, которые в силу письменного или устного договора о найме предприниматель уплачивает трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны [12].
Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г., далее — Конституция) провозглашает право граждан страны на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего лицам, работающим по найму, и их семьям свободное и достойное существование (ст. 42 Конституции) [13].
Это право относится к основным трудовым правам работника (п. 5 ст. 11 Трудового кодекса Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З (с изм. и доп., далее — ТК) [28].
Правовые аспекты оплаты труда в Республике Беларусь урегулированы также следующими актами:
— Указ Президента Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников» [17];
— Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 13 февраля 2012 г. № 1) [18];
— Закон Республики Беларусь от 21 декабря 1990 г. № 476-XII «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» (в редакции Закона Республики Беларусь от 14 июля 2009 г. № 41-З) [19];
— постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об удержаниях из заработной платы работников денежных сумм для производства безналичных расчетов» от 18 сентября 2002 г. № 1282 [20];
— постановление Совета Министров Республики Беларусь 13 декабря 2012 г. № 1144 «Об установлении размера минимальной заработной платы» [21];
— постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 марта 2013 г. № 226 «Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» [22].
Основой для выполнения работы стала нормативная правовая база Республики Беларусь, существующая научная и учебная литература.
Данные бухгалтерской отчетности ОАО «Докшицкий райагросервис» представлены в следующих приложениях: за 2010 г. — Приложение А; за 2011 г. — Приложение Б; за 2012 г. — Приложение В.
Формы отчетности представлены согласно:
1. постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19 «Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь» [24];
2. постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. № 111 «Об установлении форм бухгалтерской отчетности, утверждении Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19 и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2008 г. № 187» [23].
В данном исследовании применялись следующие методы: сравнение, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие.
Планирование средств на оплату труда является важнейшим элементом механизма стимулирования труда работников фирмы. Размер средств, направляемых на оплату труда, определяет уровень заработной платы работников, который, в свою очередь, формирует интерес к работе и ее результатам. В конечном счете эффективность хозяйствования выражается в уровне заработной платы которую получают работники. При рациональной системе организации и планирования оплаты труда те хозяйственные решения, которые выгодны фирме, становятся выгодными государству [9, с. 463].
Цель планирования средств на оплату труда — определение оптимального размера фонда заработной платы исходя из планируемой результативности хозяйственной деятельности фирмы. В процессе достижения поставленной цели решаются следующие задачи: выбор форм и систем оплаты труда, в наибольшей мере соответствующих стратегии и тактике развития фирмы; определение нормируемой величины расходов на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции; расчет величины чистой прибыли, направляемой на оплату труда; расчет средней заработной платы работников фирмы; определение и поддержание на запланированном уровне соотношения между заработной платой, производительностью и фондовооруженностью труда; расчет налогов и отчислений, установленных в зависимости от величины фонда заработной платы; обеспечение участия работников предприятия в капитале и прибыли, получаемой по итогам хозяйственной деятельности и так далее [9, с. 463].
В конечном счете механизм планирования оплаты труда должен обеспечить решение следующих задач: воспроизводство рабочей силы; создание стимулов для повышения количества и качества труда в плановом периоде; обеспечение роста средней заработной платы и качества жизни работников предприятия; обеспечение рационального соотношения в оплате труда работников различных категорий; сокращение текучести кадров [9, с. 464]. Фонд заработной платы по действующим нормативным материалам включает в себя не только фонд оплаты труда (нормируемую часть), относимый к издержкам предприятия, но и выплаты за счет средств социальной защиты и чистой прибыли, остающейся в распоряжении фирмы. Поэтому планирование средств на оплату труда состоит из расчета фонда оплаты труда (ФОТ), расчета выплат из фонда потребления, который формируется из чистой прибыли, а также расчета выплат социального характера (пособий семьям, воспитывающим детей, пособий по временной нетрудоспособности, стоимости путевок для оздоровления и т.п.). Наибольший удельный вес в составе средств, направляемых на оплату труда, занимает ФОТ, включаемый в себестоимость продукции. Поэтому требования к его обоснованию наиболее жесткие.
Поскольку средства на оплату труда работников входят в себестоимость продукции и формируют цену товара, государство устанавливает их структуру. Средства, направляемые на оплату труда, образуют фонд заработной платы фирмы и входят в состав средств, направляемых на потребление рисунок 1.1.
Рисунок 1.1 — Состав средств, направляемых на потребление
Примечание — Источник: [9, с. 465].
В состав планового фонда заработной платы входят фонд оплаты труда (регламентируемая часть фонда заработной платы) и сумма предоставляемых предприятием, организацией, учреждением трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь, выплачиваемую из чистой прибыли. Кроме фонда заработной платы в состав средств потребления входят доходы (дивиденды, проценты) по акциям членов трудового коллектива и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия, планируемые к выплате работникам фирмы. Рассмотрим структуру фонда оплаты труда (ФОТ). В состав фонда оплаты труда включаются выплаты по заработной плате, исчисленные исходя из: сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов, устанавливаемых в зависимости от результатов труда, его количества и качества; стимулирующих и компенсирующих выплат, включая компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией зарплаты в соответствии с действующим законодательством; систем премирования рабочих и служащих за производственные результаты; иных условий оплаты труда в соответствии с применяемыми на предприятии формами и системами оплаты труда.
В фонд заработной платы кроме фонда оплаты труда входит сумма предоставляемых фирмой трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь, выплачиваемую из прибыли. Данные выплаты в соответствии с действующим положением в себестоимость продукции, работ, услуг не включаются.
Не включается в себестоимость также важнейшая составляющая средств, направляемых на потребление, — дивиденды, проценты по акциям членов трудового коллектива и доходы по вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия. При планировании расходов на оплату труда необходимо учитывать их уровень в предплановом периоде. Однако необходимо иметь в виду, что фактическая структура фонда заработной платы может отличаться от вышерассмотренной. Цель выше рассмотренной структуры состоит в том, чтобы сформировать фактическую и плановую себестоимость (калькуляцию и смету затрат). Состав фонда заработной платы для целей налогообложения, исчисления платежей в фонды, а также статистической отчетности может быть иным, что необходимо иметь в виду при его анализе и планировании. Для удобства планирования фонд заработной платы целесообразно разбить на две части: фонд основной и дополнительной заработной платы. К основной заработной плате относится оплата труда за выполненную работу. Сюда входит сдельная заработная плата, тарифный фонд заработной платы, премии за производственные результаты и т.п. К дополнительной заработной плате относятся различные доплаты, как правило, не связанные с объемом выполненной работы. Например, доплата за работу в ночное время, доплата за руководство бригадой, доплата за сокращенный рабочий день и т.д. Нецелесообразно включать в плановый фонд заработной платы доплаты за отклонение от нормальных условий труда, брак, сверхурочные работы, простои [9, с. 471].
В часовой фонд оплаты труда помимо собственно заработной платы, входят следующие выплаты: доплаты рабочим по тарифу за ночное время работы; доплаты за работу в праздничные дни; сумма доплат неосвобожденным бригадирам за руководство бригадой; плановая сумма доплат за обучение учеников; сумма доплат резервным рабочим за работы, которые они выполняют на операциях, тарифицируемых ниже, чем разряд запасного (скользящего) рабочего; сумма доплат рабочим за совмещение профессий; планируемая сумма доплат за межразрядную разницу;
Все указанные виды оплат, включая прямой сдельный и тарифный фонд оплаты труда, премиальный фонд и различные виды доплат, составляют так называемый часовой фонд рабочих. В плановый дневной фонд оплаты труда включается часовой ФОТ рабочих, а также различные доплаты за время, не учитываемое как отработанное, но входящее в состав отработанных человеко-дней. В состав планируемых доплат дневного фонда входят доплаты подросткам за сокращенный рабочий день и матерям за перерывы на кормление грудных детей [9, с. 492].
Информация о работе Теоретические аспекты формирования фонда оплаты труда