Теоретические аспекты рыночного равновесия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Рыночное равновесие проявляется в количественном соответствии спроса и предложения товаров, услуг и ресурсов и затрагивает интересы домохозяйств как поставщиков ресурсов и потребителей товаров и услуг и предприятий как потребителей ресурсов и производителей товаров и услуг. Другими словами, это оптимальная реализация совокупных экономических интересов в обществе. Здесь можно привести сравнение со здоровым "экономическим кровообращением", в котором нет явлений распада, вызываемых "болезнями" экономики - инфляцией, безработицей и т.п. Идея такого равновесия очевидна и желаема всем обществом, поскольку означает полное удовлетворение потребностей без излишне затраченных ресурсов и нереализованного продукта.

Файлы: 1 файл

Курсовая по микро.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

Рыночное равновесие по Вальрасу

Равновесная цена складывается по причинам:14

  • влияния превышения объёма предложения над объёмом спроса (когда рыночная цена превышает равновесную) — происходит давление избытка предложения на цену (посредством конкуренции продавцов), рыночная цена снижается
  • влияния превышения объёма спроса над объёмом предложения (когда рыночная цена ниже, чем равновесная) — происходит давление избытка спроса на цену (посредством конкуренции покупателей), рыночная цена повышается

     Рассмотренная нами  модель, иллюстрирующая одновременное взаимодействие спроса и предложения  определенного товара, получила в экономической теории название модели частичного рыночного равновесия  (равновесия на рынке одного товара).

  Приведенная характеристика  равновесия в экономической теории известна как «равновесие по Вальрасу» (швейцарский экономист). Существует и другой подход к описанию равновесия — «равновесие по Маршаллу». Отличие этих моделей в следующем: если Вальрас делает акцент на соотношении величины спроса и величины предложения в установлении равновесия, то Маршалл — на соотношении цены спроса и цены предложения в данном процессе.

Главным в подходе А.Маршалла является разность цен P1 и P2. А.Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены. По версии Л.Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии А.Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.15

 

   Допустим, что объем  предложения ниже равновесного (Q1 < Qe), тогда цена спроса будет выше цены предложения (Р1 > P4). Это будет побуждать продавцов наращивать объем предложения. Если же объем предложения превышает равновесный уровень(Q2 > Qe) , то цена предложения превысит цену спроса, то есть P2 > P3, и продавцы станут снижать объем предложения. При равновесном объеме производства цена спроса совпадает с ценой предложения.

Рыночное равновесие по Маршаллу

  Модель Маршалла  больше применима к анализу  установления равновесия в длительном периоде, когда объем предложения в состоянии адекватно отреагировать на изменение рыночной цены спроса.

Также существует паутинообразная  модель16 - модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает.

Паутинообразная модель описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции, на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменения цен с некоторым запозданием.

§3 Государственное вмешательство  в рыночные отношения

Основными средствами государственного воздействия на тот или иной рынок  являются: налоги, субсидии, установление фиксированных цен или фиксированных объемов производства товаров.

Самым мягким и “цивилизованным” средством государственного вмешательства  в работу рыночного механизма  являются налоги, которые не изменяют условия протекания рыночных процессов  и не ограничивают свободу действий рыночных субъектов.

Воздействие государства на рыночное равновесие посредством введения фиксированных  цен может привести к возникновению  дефицита или избыточного предложения. Наличие рыночного равновесия связано  с существованием понятий: излишек  потребителя и излишек производителя.  Излишек потребителя  — разность между максимальной суммой денег, которую потребитель согласен заплатить за данный объем благ, и той суммой денег, которую он за него заплатил.

Излишек производителя — разность между суммой денег, полученной за проданную в определенном объеме продукцию, и минимальной суммой денег, за которую производитель был готов продать эту продукцию.

Введение налогов уменьшает  величину излишков и покупателей  и продавцов. Кроме того, возникают  чистые потери общества — потери излишков производителя и (или) потребителя, не скомпенсированные ничьей прибылью или поступлениями в бюджет государства Излишек потребителя до введения налога равен площади АР1Е1, после введения налога — АР+E2. Излишек продавца: до введения налога — В1Р1Е1, после введения налога — В1Р‾С. При этом потери потребителя составят P+E2DP1 потери продавца — Р1DCP‾, чистые потери общества — E2E1C.17

В условиях огосударствления экономики  рыночный механизм взаимодействия спроса и предложения не действует. Поэтому совершенно иное состояние рынка имело место в нашей стране и в бывших социалистических странах. Рынок был деформирован государственной системой распределения, дополнявшейся бартерным обменом и «черным рынком».18

Поведение производителей не определялось рынком, а регламентировалось преимущественно государственными органами. В государственной экономике нет жесткой связи межу ценой, спросом и предложением товаров. Расширение производства обычно осуществлялось без учета цен и перспектив спроса. Государственные органы централизованно решали, что, как, в каком объеме производить. Таким образом, государство брало на себя функции рынка.

В плановой экономике, как и в  рыночной, уменьшение цены товара влечет за собой увеличение объема спроса.19 Но совсем по-другому ведет себя предложение, объем которого определяется не рынком, а плановыми органами. Величина предложения здесь остается неизменной независимо от цены. Разница между плановой и рыночной экономикой заключается в кривой предложения — в командной экономике она является вертикальной, а при рыночной — отлогой. При государственной системе распределения, при ограничении роли рыночных сил не может быть и речи о равновесии спроса и предложения. Централизованная система управления, как показал опыт нашей страны, оказалась неспособной своевременно реагировать на изменение спроса и предложения. В результате характерными были то избыток продукции, то ее дефицит. Эти и другие недостатки административно-командной системы обусловлены недооценкой роли рынка.

Избыток или дефицит продукции  может возникнуть не только в условиях плановой экономики, но и в условиях смешанной экономики, базирующейся на рыночном механизме. Дефицит или излишки продукции могут быть порождены вмешательством государства в процессы рыночного ценообразования. Подобная ситуация возникает, если правительство вводит так называемые потолок цен и низший уровень цены на ту или иную продукцию.

Потолок цены20 - законодательно устанавливаемая максимальная цена на товар или услугу с целью защиты потребителей при развитии инфляционных процессов в экономике.  
 
Наличие потолка цен приводит к сокращению количества предлагаемых товаров и услуг, образованию дефицита, который затем приводит к необходимости искусственного сокращения спроса на основе нормирования отпуска товаров через талоны, карточки. Конечным результатом установления потолка цен является выход предприятий из отрасли.

Потолки цен обычно фиксируются  на уровне ниже равновесного уровня цены.21 Они применяются при проведении социальной политики. Чаще всего речь идет о товарах первой необходимости. При таких обстоятельствах на рынке возникает дефицит. Предположим, что в силу объективных причин сократилось предложение некоторого продовольственного товара при стабильном спросе на него. В условиях невмешательства государства в рыночный механизм такие изменения в предложении повлекут за собой рост рыночной цены товара. Допустим, что правительство по причинам политического и социального порядка устанавливает потолок цены на данное благо, что приводит к появлению дефицита в размере (Q2 - Q1). Наличие дефицита будет давить на цену, вести к разбалансировке и развалу рынка, развитию теневого рынка. Выход из этого положения может быть в рационализации предложения на рынке рассматриваемого товара.

Потолки цен22 применяют обычно для сдерживания инфляционных процессов, решения социальных проблем, например доступность каких-либо продуктов беднейшим слоям населения. Необходимость такого регулирования цен возникает во время войн, стихийных бедствий. Неизбежным спутником дефицита являются очереди и "черный" рынок. Все это вынуждает применять различные способы нормирования товаров, в частности карточки, талоны и т.д.

На рисунке показано, что Р0 — равновесная цена; Р1 — низший уровень цены; Р2 — потолок цены.

Низший уровень (предел) цены — минимальная цена, установленная правительством и превышающая цену равновесия. Если государство вводит и фиксирует цены на уровне выше равновесного, т. е. вводит низший предел цены, то на рынке величина предложения данного блага будет превышать объемы спроса. Иными словами, рынок столкнется с излишками продукции, равными по величине (Q4 - Q3).

Низшие пределы23 цен могут устанавливаться для поддержки отечественного производителя, для решения социальных вопросов (закон о минимальной заработной плате). Во многих странах практикуется использование цен "пола" для поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, т.е. государство устанавливает минимальную цену, ниже которой продавать-покупать нельзя. При цене выше равновесной появляется избыток предложения, излишек продукции. Что делать с этим излишком? Можно попробовать договориться с производителями товара ограничить предложение. Можно найти новые области применения продукта и тем самым увеличить спрос. В противном случае государство должно будет закупить излишек продукции. Таким образом поступает правительство США, закупая излишки зерна у фермеров и предлагая его затем на экспорт. В Бразилии нашли способ избавиться от излишков сахарного тростника путем переработки его в спирт, который используется вместо бензина для заправки автомобилей.

В условиях государственного вмешательства  в процесс установления цены рынок не в состоянии на основе автоматического механизма регуляции решить эту проблему. Порождая таким образом проблему излишков продукции, государство берет на себя и ее решение во избежание кризиса перепроизводства в экономике. И именно государство скупает эти излишки. Обычно низший уровень цены вводится государством для поддержания отдельных производителей или для стимулирования производства отдельных видов товаров.24

 

 

 

Глава 2: Анализ рынка  компании «Шоро»

§1 Сравнительный анализ показателей, характеризующих компанию «Шоро»

 

ЗАО «Шоро» было создано в1992 году и занимается производством и распространением безалкогольных напитков25. Сегодня компания "Шоро" является единственным производителем национальных напитков "Максым Шоро", «Чалап-Шоро» и «Жарма-Шоро», кумыса, а также производителем чистейших негазированных и газированных вод:

Негазированная  родниковая вода

«Legend»

Газированная  родниковая вода

«Байтик»

Минеральная вода

«Ысык-Ата»

Столовая вода

«Ала Арча»


 

Натуральный объем продаж безалкогольных напитков в Кыргызстане  за последний год вырос на 7,6 млн. литров, достигнув на конец 2010 года 102,1 млн. литров.26 При этом кризис в 2008 – 2009 годах отразился на объемах импорта продукции в страну, снизившись в 2009 году на 9,5 млн. литров, по сравнению с 2008 г. Данная тенденция способствовала активации отечественных производителей, что привело к уверенному росту объемов производства на территории Кыргызской Республики в 2009 – 2010 г.

Объемы продаж безалкогольных напитков в Кыргызстане 

в 2008 – 2010 гг., млн. литрах

Рынок безалкогольных напитков в Кыргызской Республике условно делится на три подкласса: минеральные и газированные (неподслащенные и неароматизированные), прохладительные напитки (фруктовые, овощные, квасные и др.) и национальные напитки. Большая часть продукции производится на территории страны. Так, если в 2010 году в Кыргызстан было импортировано 39,8 млн. литров на общую сумму 927 636 тыс. сом, то объемы производства в стране составили 75,4 млн. литров безалкогольной продукции. Из которых было экспортировано в соседние страны СНГ в объеме 13 млн. литров на общую сумму 62 165 тыс. сом. 27

Объемы производства, импорта и экспорта безалкогольной продукции 

в 2010 году, в млн. литрах

Миссией компании «Шоро» является стремление к процветанию Кыргызстана  путем производства товаров и предоставления услуг, пропагандирующих здоровый образ жизни, используя местные ресурсы и технологии know-how.28

В структуре производства безалкогольной продукции, доминирующее положение  занимают различные прохладительные  напитки. Так, если в 2010 году было произведено на территории страны минеральных и газированных вод в объеме 19,5 млн. литров, то объемы производства прохладительных напитков составили 54,3 млн. литров. Уже за первое полугодие текущего года, согласно данным Национального Статистического комитета КР, было произведено прохладительных напитков в объеме 33,7 млн. литров, минеральной и газированной воды в объеме 12,5 млн. литров.

Согласно тенденции  развития рынка безалкогольных напитков на территории Кыргызстана, за последние  годы наблюдались следующие изменения: объемы производства минеральных и газированных вод с 2008 года по 2010 год снизились с 22,3 млн. до 19,5 млн. литров, в то время, как объемы производства прохладительных, подслащенных напитков выросли с 39,5 млн. литров до 54,3 млн. литров, что свидетельствует о росте популярности подслащенных, прохладительных напитков.

Информация о работе Теоретические аспекты рыночного равновесия