Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:43, курсовая работа
Рыночное равновесие проявляется в количественном соответствии спроса и предложения товаров, услуг и ресурсов и затрагивает интересы домохозяйств как поставщиков ресурсов и потребителей товаров и услуг и предприятий как потребителей ресурсов и производителей товаров и услуг. Другими словами, это оптимальная реализация совокупных экономических интересов в обществе. Здесь можно привести сравнение со здоровым "экономическим кровообращением", в котором нет явлений распада, вызываемых "болезнями" экономики - инфляцией, безработицей и т.п. Идея такого равновесия очевидна и желаема всем обществом, поскольку означает полное удовлетворение потребностей без излишне затраченных ресурсов и нереализованного продукта.
Введение
Как известно, любая система стремится к достижению равновесного состояния и его сохранению. Это характерно и для микроэкономических систем, однако, поскольку их функционирование обеспечивается посредством деятельности людей, наделенных волей, сознанием и разнонаправленными интересами, равновесие не достигается стихийно и имеет специфические законы и условия.
Рыночное равновесие проявляется в количественном соответствии спроса и предложения товаров, услуг и ресурсов и затрагивает интересы домохозяйств как поставщиков ресурсов и потребителей товаров и услуг и предприятий как потребителей ресурсов и производителей товаров и услуг. Другими словами, это оптимальная реализация совокупных экономических интересов в обществе. Здесь можно привести сравнение со здоровым "экономическим кровообращением", в котором нет явлений распада, вызываемых "болезнями" экономики - инфляцией, безработицей и т.п. Идея такого равновесия очевидна и желаема всем обществом, поскольку означает полное удовлетворение потребностей без излишне затраченных ресурсов и нереализованного продукта.
В данной работе предлагается
изложение понятий как
Я попытаюсь объединить все существующие знания о двух взаимосвязанных категориях – «спрос» и «предложение», рыночное равновесие цен спроса и предложения.
Рыночная экономика
– это бесконечное
В данной работе я попытаюсь объединить
все существующие знания о двух взаимосвязанных
категориях – «спрос» и «предложение»,
рыночное равновесие цен спроса и предложения.
В
условиях рыночных отношений центр
экономической деятельности перемещается
к основному звену всей экономики
- предприятию. Именно на этом уровне создается
вся необходимая обществу продукция, оказываются
различные услуги. На предприятии сосредоточены
наиболее квалифицированные кадры. Здесь
решаются вопросы экономного расходования
ресурсов, применения высокопроизводительной
техники, технологии. На предприятии добиваются
снижения до минимума издержек производства
и реализации продукции. Разрабатываются
бизнес-планы, применяется маркетинг,
осуществляется эффективное управление
- менеджмент.
Все это требует глубоких экономических
знаний. Ведь в условиях рыночной экономики
выживет лишь тот, кто наиболее грамотно
и компетентно определит требования рынка,
создаст и организует производство продукции,
пользующейся спросом, обеспечит высоким
доходом высококвалифицированных работников.
Изучение же спроса на рынке сейчас становится
первоочередной задачей при функционировании
предприятия. Постоянное отслеживание
спроса и способность моментально реагировать
на малейшие его изменения (то есть гибкость
производства) - все это предопределяет
выживание и успешную работу предприятия.
Сейчас для любой фирмы важнее даже не
произвести какую-либо продукцию, а сбыть
ее, найти конкретную нишу на рынке для
своего товара. Поэтому-то на первые роли
выходят в настоящее время многочисленные
отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся
вопросами сбыта и реализации продукции.
И там хорошо знают, что такое спрос и как
он изменяется с течением времени. "Клиент
всегда прав" - этот принцип, принятый
на вооружение многими ведущими производителями,
лишний раз доказывает первостепенное
значение такого экономического понятия,
как рыночный спрос.
"Предложение" и "спрос" - два
наиважнейших понятия экономики. Их можно
рассматривать отдельно, но на практике
это два неразрывных явления. Как известно,
в рыночной экономике спрос определяет
предложение. Но это вовсе не значит, что
предложение меньше по своей значимости,
чем спрос. Его изучение так же необходимо
для правильного понимания и решения проблем,
встающих перед экономистами и менеджерами.
Это обусловило актуальность выбранной
темы курсовой работы.
Целью
курсовой работы является изучение основных
подходов к обоснованию рыночного
равновесия. Чтобы реализовать поставленную
цель, нам надо решить следующие
задачи: дать определение понятию
«рынка»; рассмотреть
структуру рынка, его основные элементы;
проанализировать основные характеристики
рыночного механизма; рассмотреть рыночного
равновесия; рассмотреть основные теории
достижения рыночного равновесия; выявить
механизм саморегулирования рынка, и причины
вмешательства государства. Объектом
исследования является рынок, его основные
агенты. Предметом исследования являются
экономические отношения между различными
субъектами рыночного механизма, возникающие
в процессе поиска рыночного равновесия.
Глава 1: Теоретические аспекты рыночного равновесия
§1 Сущность рыночного равновесия
Сущность рыночного равновесия заключается в том, что в этом состоянии рынок сбалансирован: ни продавцы, ни покупатели не стремятся нарушить это равновесие. В точке равновесия их интересы совпадают.
Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению. Объём продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствие изменений спроса и предложения оставаться неизменной.
Рыночное равновесие характеризуется
равновесной ценой и
Равновесная цена (англ. equilibrium price) — цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.
Равновесный объём (англ. equilibrium quantity) — объём спроса и предложения товара при равновесной цене.1
Как говорил Альфред Маршалл: «Люди, которые никогда систематически не изучали экономическую теорию, похожи на глухих, пытающихся оценить звучание оркестра.»2
Понижение цен происходит только тогда, когда растет предложение или падает спрос Повышение цен происходит только в том случае, если падает предложение или растет спрос Если растут предложение и спрос, то во всех трех случаях увеличивается количество, в то время как цена падает повышается или остается неизменной
Выведенный из состояния равновесия
рынок может через какой-то промежуток
времени вернуться в это
Стабильностью равновесия называют способность рынка вновь возвратиться к равновесию под влиянием лишь своих внутренних сил.
Если равновесие обладает свойством стабильности, то дополнительное регулирование рынка представляется необязательным, рынок сам поддерживает сбалансированность. Если же равновесие не обладает свойствами стабильности, то регулирование рынка становится настоятельно необходимым.3
Анализ устойчивости рыночного равновесия исследуется с помощью “паутинообразной модели”. Паутинообразная модель описывает динамический процесс
приспособления на рынках, отслеживая всю траекторию корректировки цен и объема выпуска при движении от одного состояния равновесия к другому.
Паутинообразная модель обычно используется
для описания колебаний цен на
рынках сельскохозяйственной продукции,
где большой временной
Паутинообразная модель - модель, отображающая рыночную ситуацию, при которой объем спроса определяется исходя из цены текущего периода (t), а объем предложения - на основе цены предыдущего периода (t - 1).
Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объём, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объём спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.4
Устойчивость равновесия — способность рынка приходить в состояние равновесия путём установления прежних равновесной цены и равновесного объёма.
Виды устойчивости
В случае эластичного спроса большая часть налога выплачивается производителем, в случае неэластичного спроса — потребителем. Подобное явление легко объяснить, так как в случае эластичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться направить свой спрос на товары-субституты. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее.
Механизм достижения рыночного равновесия состоит в том, что свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, то цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение больше, чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей. Совместим на одном графике линии спроса и предложения.
Рис. 7. Рыночное равновесие
Как видно из рис. 75., линии спроса и предложения пересекаются в точке Е. В этой точке цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий S и D - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.
Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (Qе). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Pе).
Таким образом, рыночное равновесие6 – ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (Pe) и равновесным объемом. Т.е. объем спроса (QD) равен объему предложения (QS) при данной равновесной цене (Pe)
.7
Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.
Рассмотрим сначала ситуация, когда цена на рынке будет выше равновесной цены. На рис.3.4. этой цене будет соответствовать Р'>Ре. При этой цене объем предложения составит Qs', а объем спроса Qd'. Как видно по графику, объем спроса по этой цене будет меньше объема предложения, и производителям не удастся продать всю свою продукцию. На рынке образуется избыток товаров, который равен Qs' - Qd'.
Производители, обнаружив у себя нераспроданную продукцию, начнут снижать цену своего товара до тех пор, пока объем спроса не станет равным объему предложения, то есть до уровня равновесной цены.
Если установившаяся на рынке цена
будет ниже равновесной (Р'' < Ре), то
при этой цене объем спроса будет
превышать объем предложения (Qd''>Qs'')
и на рынке образуется дефицит товара,
равный Qd'' - Qs''. В этом случае производители
начнут повышать цену до уровня Ре. 8
§2 Модели рыночного равновесия
Равновесная цена9 – единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара.
Рис. 6.1. Рыночное равновесие
Но состояние равновесия на рынке
неустойчиво, т.к. изменения рыночного
спроса и рыночного предложения
вызывают изменение рыночного
Избыток или дефицит продукции может возникнуть не только в условиях плановой экономики, но и в условиях смешанной экономики, базирующейся на рыночном механизме. Дефицит или излишки продукции могут быть порождены вмешательством государства в процессы рыночного ценообразования. Подобная ситуация возникает, если правительство вводит так называемые потолок цен и низший уровень цены на ту или иную продукцию.10
Если реальная рыночная цена (Р1) выше Ре, то объем спроса (QD) будет меньше объема предложения (QS), т.е. возникает избыток товара (DQS). Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания.
Если реальная рыночная цена (P1) оказывается ниже цены равновесия Pe, то объем спроса (QD) превышает объем предложения QS, возникает дефицит товара (DQD). Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым (DQD=0).11
Если рыночный спрос растет при одновременном увеличении рыночного предложения, то можно однозначно утверждать, что увеличится равновесный объем производства. А вот как изменится равновесная цена, будет зависеть от соотношения роста спроса и роста предложения, ведь рост спроса «толкает» рыночные цены вверх, тогда как расширение предложения их понижает. Поэтому, если рост спроса превышает рост предложения, равновесная цена вырастет. Если предложение увеличивается в большей пропорции по сравнению с увеличением спроса, то равновесная цена снижается. При абсолютно одинаковом изменении спроса и предложения рыночная цена не изменится.12
На рынке происходит конкурентная борьба между продавцами и покупателями за более выгодную для них цену и удовлетворение своих интересов. Когда интересы производителей и потребителей совпадают, возникает равновесие рынка. Его можно определить как ситуацию, когда предложение и спрос совпадают при приемлемой для потребителя и производителя цене. Экономический смысл данного равновесия заключается в том, что оно отражает единство продавцов и покупателей, равенство их возможностей и желаний.
Существует два подхода к исследованию установления равновесной цены: Л.Вальраса и А.Маршалла.
Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения. Если рыночная цена P1> PE, то величина предложения больше величины спроса QS1>QD1, на рынке – избыток предложения (при цене P1), избыток равняется QS1 - QD1. В результате конкуренции продавцов происходит понижение цены PE и избыток исчезает.
Если рыночная цена P2> PE, то величина спроса больше величины предложения QD2> QS2, на рынке избыток спроса (при цене P2), то есть дефицит равен QD2 - QS2. в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до PE и дефицит исчезает.13
Информация о работе Теоретические аспекты рыночного равновесия