Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 18:04, дипломная работа
В рыночных условиях проблемы формирования и развития рынка зерна в Республике Казахстан требуют решения на качественно новом уровне, а именно, научного обобщения и осмысления с позиций обес-печения продовольственной безопасности страны. Уровень развития зернового производства - одна из важнейших характеристик эконо-мической самостоятельности и благосостояния регионов и страны в целом. Этим определяется стратегическое значение и роль зерна как ценнейшего продукта питания, сырья для зерноперерабатывающей промышленности и основного компонента кормов для животноводства. Следовательно, тема данной дипломной работы актуальна в со-временных условиях хозяйствования и основывается на приоритетности развития зернового рынка в экономике Казахстана.
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования и развития зернового рынка 6
1.1Специфика формирования и особенности развития аграрного рынка 6
1.2 Рыночное ценообразование зерна и роль конкуренции на аграрных рынках 10
1.3 Государственное регулирование зернового рынка 15
Глава 2.Финансово – экономический анализ деятельности предприятия ТОО «Сеним Жер» 22
2.1 Общие сведения о фирме 22
2.2 Анализ основных экономических показателей ТОО «Сеним Жер» 23
2.3 Финансовый анализ деятельности ТОО «Сеним Жер» 27
Глава 3 Пути повышения эффективности рынка зерна на примере ТОО «Сеним Жер» Акмолинской области 48
3.1 Прогноз ёмкости рынка зерна 48
3.2 Диверсификация деятельности ТОО «Сеним Жер»
3.3 Концепция развития рыночной инфраструктуры зернового рынка 55
3.4 Перспективы по совершенствованию механизма государственного регулирования 58
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Рассмотрим более подробно их составные части: Республика Казахстан является суверенным государством, уникальным по своему географическому положению, территориальной, социально-экономической и этнической дифференциации.
Решающим
направлением экономической
Экономическую
основу рынка составляют
Рынок сельскохозяйственных товаров Казахстана сформировался и развивается в условиях разгосударствления и приватизации, перехода к многообразию форм собственности и хозяйствования, проведения земельной реформы. Основными условиями становления и развития агрорынка республики являеются:
-экономическая
-формирование структуры производства, ориентированной на рынок;
-переход на преимущественное развитие связей, которые способствуют насыщению рынка, повышению прибыли, снижению издержек производства;
-создание высокоразветвлённой рыночной инфраструктуры.
Важную роль при этом играет организация маркетинга в области производства и реализации продуктов питания. Маркетинг предполагает детальное изучение рынка и определения на этой основе того, какая продукция, в каком количестве, когда и где потребляется потребителями, и по какой цене он её купит.
Рынки классифицируются по различным признакам:
-по экономическому назначению объектов рыночных отношений;
-по географическому назначению;
-по степени влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.
Рассматривая
аграрный рынок по
Внутри каждого регионального агрорынка проявляются особенности природных и экономических условий, что и обуславливает различия формирования и развития микрорайонов.
Группу преимущественно аграрных областей составляют Акмолинская, Алматинская, Костанайская, Северо-Казахстанская и Южно-Казахстанская области, на долю которых придётся в 2015 году 62,4% сельскохозяйственного производства по данным областей и 63,7% по оценке казахстанских экспертов.
По
данным областей наибольшую
По оценке
казахстанских экспертов
В приложении №1 таблица, отражает основные показатели развития областей на период до 2015 года.
Развитие
сельского хозяйства по
В
северных областях республики
основной подотраслью растениев
Основная задача, которая ставится на 2006 г. – создание условий для эффективного развития аграрного рынка.
1.2 Рыночное ценообразование зерна на аграрном рынке
и роль конкуренции
Состояние агропромышленного комплекса во многом зависит от выполнения наиболее важных направлений аграрной политики государства, действенным звеном которой являются ценовые регуляторы. В начале переходного периода от директивно регулируемой экономики с твердыми прейскурантными ценами и значительным уровнем государственной поддержки к рыночной был популярным тезис о саморегуляции рынка. Данные идеи нашли отражение при реформировании ценообразования в АПК.
В условиях современной рыночной экономики цена является важнейшим экономическим элементом деятельности предприятия. При первоначальном анализе данного понятия можно обнаружить, что цена формируется преимущественно под воздействием факторов, объективно складывающихся независимо от предприятия. Но при любых обстоятельствах деятельности предприятия, основным фактором выживания в условиях конкурентного рынка, устойчивого финансового положения при эффективной и мобильной производственно – хозяйственной деятельности будет являться правильная оценка всех условий рынка и возможностей предприятия в определении цен на реализуемую продукцию, услуги и работы, а также на приобретаемые им факторы, средства производства. На предприятиях в условиях работы на рынок и получения всех исходных факторов производства с рынка должна быть организованна специальная системная работа. По наблюдению, изучению, выработке тактики и стратегии в области цен как на реализуемую продукцию, услуги и работы, так и на факторы производства, покупаемые на рынке: средства производства, природные и трудовые ресурсы. Необходимо также учитывать, что при конкурентной рыночной экономике цены в своем логическом развитии играют основную роль в создании самих рыночных отношений, так как влияют по большому счету, на распределение товара на рынке между субъектами этого рынка, стимулируя, таким образом, производство, распределение, конкуренцию, развитие отраслей и всего народного хозяйства любого государства. Цены – инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капиталов на рынке, где движущими силами, побудителями развития рыночного хозяйств служат конкуренции, состязательность, соперничество. Но, с другой стороны, рынок может эффективно функционировать только при свободных конкурентных ценах, складывающихся в результате торга и договора купли – продажи между продавцом и покупателем с учетом конкурентного выбора, соотношения спроса и предложения, воспроизведения равновесия рынка. Без конкурентного равновесия цен рыночное хозяйство обречено на застой.
В период перехода к развитым рыночным отношениям важно иметь ввиду, что прежние кустарные методы, отношение к цене как к чисто счетной величине не могут гарантировать благополучие финансово – хозяйственного положения предприятия. Такой подход грозит несостоятельностью, банкротством.
Принято считать, что цена есть денежное выражение стоимости товара, т. е. общественно необходимых затрат труда на ее производств. Цена есть денежное выражение овеществленного в товаре труда, показатель величины стоимости товара. Основоположники классической экономической теории А. Смит и Д. Рикардо заложили основы теории трудовой стоимости, которая всесторонне была разработана К. Марксом.
По их мнению, цена товара определяется его полезностью, т. е. элементом, связанным с его спросом. Эту теорию разделял и Маршалл. Он пытался соединить эти две противоположные теории, учитывая издержки и полезность.
Важнейшая идея Маршалла состоит в переключении усилий с теоретических споров вокруг стоимости к изучению проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих процесс, протекающие на рынке. Он обстоятельно проанализировал, как складывается и взаимодействует спрос и предложение, ввел понятие эластичности спроса, предложил свою теорию цены. Он использовал понятие равновесной цены: когда «цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо – равновесие».
В условиях рыночной экономики важной проблемой является правильное определение экономической базы цен, так как от этого зависит уровень цен. А с уровнем цен и их соотношениями по отдельным товарам связаны многие аспекты всего народного хозяйства.
Цена, являясь денежным выражением стоимости товара, часто отклоняется от величины стоимости товара. На цены влияет спрос и предложение, государственное регулирование, уровень инфляции, конкуренция и тому подобные факторы. В условиях командного хозяйствующего механизма система цен строилась на среднеотраслевой фактической себестоимости, в сельском хозяйстве на основе среднезональной.
Формирование цен на продукцию сельского хозяйства имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой отрасли, испытывающей влияние природно-климатических условий. В сельском хозяйстве имеются различия в продуктивности земли и скота, издержках производства, которые обусловлены, с одной стороны, природными (климат, рельеф, почвы, осадки). А с другой – экономическими факторами - обеспеченность ресурсами, специализация и так далее. При ценообразовании в сельском хозяйстве необходимо учитывать природные и экономические условия.
В условиях рыночной экономики большое внимание уделяется затратам (издержкам) на производство продукции, так как каждая денежная единица, вложенная в них сокращает прибыль предпринимателя. Кроме того, вводятся такие понятия, как « экономические издержки», « предельные издержки».
Экономические издержки – это издержки упущенных возможностей (альтернативные затраты).
Предельные издержки – это дополнительные издержки, связанные с увеличением производства единицы продукции.
В условиях командной экономики цены определялись при производстве товара или до начала их производства. Рынок не оказывал никакого влияния на уровень цен.
Переход к рынку меняет принципы формирования цен. Уровень цен будет формироваться в сфере реализации товаров, т. е. непосредственно на рынке.
Только на рынке происходит признание продуктов в качестве товаров и фактическое признание затрат изготовителей в качестве общественно необходимых затрат.
Сельскохозяйственные товаропроизводители часто основывают свои ожидания, прогнозы на уровнях цен прошлых лет. Если в текущем году рыночные цены на конкурентную продукцию были высокие, то в будущем году фермеры могут увеличить её производство.
Если таких фермеров окажется много, то предложение данной продукции на рынке в следующем году возрастет, и рыночная цена на неё упадёт. Однако, если в этот момент по той или иной причине возрастёт спрос на эту продукцию, то рыночная цена на неё может остаться на прежнем уровне или даже возрасти. Если ожидается снижение рыночных цен, то вполне возможно, что производители хотят продавать свою продукцию тогда когда, рыночная цена на неё достаточно высока. А так как, такая продукция, как пшеница, ячмень, рожь может без особого ущерба для качества сохраняться в хранилищах, ждут, пока рыночная цена достигнет желаемого уровня.
Любое серьёзное изменение поступающего на рынок количества продукции означает, что, либо ожидается изменение рыночных цен, либо работают факторы, вызывающие сдвиг предложения, либо происходит и то и другое вместе. Неожиданные изменения предложения могут быть вызваны также погодными условиями, распространением вредителей и другими факторами.
Спрос и предложение
в процессе функционирования
производства выполняют важные
экономические и социальные
функции.
Спрос и предложение на отдельных
товарных рынках развивались
по-разному. Например, совокупный спрос
на зерно практически стабилен,
не реагирует на рост цен
и поддерживается на уровне
насыщения. Это объясняется тем,
что продовольственный рынок характеризуется
относительно малой эластичностью
спроса по цене. Поэтому даже
дальнейший рост цен вряд
ли может вызвать значительное
сокращение спроса на продовольственное
зерно.
Необходимо повысить эффективность насыщения продовольственного рынка за счёт отечественного производства в соответствии с потребительским спросом. А для этого следует сохранить специализацию областей и регионов по производству сельскохозяйственной продукции, исходя из природно-экономических условий, добиться паритета цен между средствами производства и сельскохозяйственной продукцией, что позволит стимулировать сельхозтоваропроизводителей и повысить эффективность аграрного производства, не допускать свёртывания национального агрорынка.
Развитие экономических реформ в Р. К и переход к рыночным отношениям обуславливают необходимость аграрных преобразований. Рынок поставил новые проблемы перед субъектами рынка. В настоящее время развитие и стабилизация экономики направлены прежде всего на изменение отношений собственности, которые предусматривают образование разнообразных форм собственности и их хозяйственной деятельности, формирование конкурентных отношений и устранение монополии. Под конкуренцией понимается форма взаимного соперничества, состязательность хозяйствующих субъектов рыночной экономики, эффективно ограничивающих своими действиями возможность каждого из них влиять на условия обращения товаров. Конкурентные отношения начинаются с производства продукции, с борьбы за товар; задача товаропроизводителя состоит в том, чтобы опередить конкурентов. Поэтому среди товаропроизводителей идёт бесконечное соревнование за максимальный рост объёмов производства, улучшение качества продукции. Таким образом, рыночная экономика есть конкуренция во всех её сферах и на всех уровнях.
Конкуренция в агропромышленном секторе имеет свои особенности. В сельском хозяйстве конкуренция развивается в условиях многочисленных хозяйствующих субъектов, основными средствами которых является земля. Она зависит от структуры агропромышленного комплекса, развития отношения собственности, уровня производства, его сезонности, состояния спроса и предложения на рынке и конкурентоспособности товаров.
В агропромышленном комплексе выделяют следующие виды конкуренции: внутриотраслевая, межотраслевая и межрегиональная.
Конкуренция – категория суровая. Здесь победителю обеспечивается успех и экономическая власть, побеждённому - разорение. Велико значение конкуренции и для снижения себестоимости продукции. Когда существует несколько производителей, какого – либо товара, которые стремятся извлечь максимальную прибыль, возникает борьба за покупателя. Именно в этой борьбе и заключается смысл конкуренции. Если одному из производителей товара удастся найти более дешёвый способ изготовления своей продукции, то он сможет увеличить прибыль путём некоторого снижения цены на свой товар, завоевывая, таким образом, большую часть рынка.