Теоретические основы формирования и развития зернового рынка в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 18:04, дипломная работа

Описание работы

В рыночных условиях проблемы формирования и развития рынка зерна в Республике Казахстан требуют решения на качественно новом уровне, а именно, научного обобщения и осмысления с позиций обес-печения продовольственной безопасности страны. Уровень развития зернового производства - одна из важнейших характеристик эконо-мической самостоятельности и благосостояния регионов и страны в целом. Этим определяется стратегическое значение и роль зерна как ценнейшего продукта питания, сырья для зерноперерабатывающей промышленности и основного компонента кормов для животноводства. Следовательно, тема данной дипломной работы актуальна в со-временных условиях хозяйствования и основывается на приоритетности развития зернового рынка в экономике Казахстана.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования и развития зернового рынка 6
1.1Специфика формирования и особенности развития аграрного рынка 6
1.2 Рыночное ценообразование зерна и роль конкуренции на аграрных рынках 10
1.3 Государственное регулирование зернового рынка 15
Глава 2.Финансово – экономический анализ деятельности предприятия ТОО «Сеним Жер» 22
2.1 Общие сведения о фирме 22
2.2 Анализ основных экономических показателей ТОО «Сеним Жер» 23
2.3 Финансовый анализ деятельности ТОО «Сеним Жер» 27
Глава 3 Пути повышения эффективности рынка зерна на примере ТОО «Сеним Жер» Акмолинской области 48
3.1 Прогноз ёмкости рынка зерна 48
3.2 Диверсификация деятельности ТОО «Сеним Жер»
3.3 Концепция развития рыночной инфраструктуры зернового рынка 55
3.4 Перспективы по совершенствованию механизма государственного регулирования 58
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Диплом..doc

— 798.50 Кб (Скачать файл)

1)содержит  перечень условий по использованию производственных ресурсов для ведения зерновой отрасли

2)включает  в себя условия по потреблению  и реализации зерна

3)отражает  процесс переработки зерна

4)потребность  региона в хлебопродуктах, а также  в продуктах питания, произведённых  из зерна, с учетом платежеспособного спроса населения.

В качестве критерия оптимальности задачи берётся максимум прибыли, получаемой производителями  товарного зерна при реализации его в региональный продовольственный фонд. Этот выбор обусловлен особенностями функционирования регионального зернового рынка, где производитель товарного зерна должен стать его главным хозяйствующим субъектом. В нынешних условиях хозяйствования хлебоприёмные и зерноперерабатывающие предприятия являются монополистами. По этой причине одной из целей государственного регулирования рынка зерна следует считать защиту экономических интересов сельских товаропроизводителей и содействие формированию на рынке таких цен, которые позволили бы им осуществлять не только простое, но и расширенное воспроизводство.

Третий блок – расчёт цен на зерно, закупаемое в региональный продовольственный  фонд и цен реализации продуктов  его переработки. Для расчёта цен используется метод «среднего взвешенного». В целях упрощения записи ограничений экономическо-математической модели предлагается минимальную цену закупки I–го вида зерна в региональный продовольственный фонд принять равной себестоимости производства I-го вида зерна, а максимальную цену – равной рыночной цене на  I-ый вид зерна. Аналогичным образом минимальная цена реализации продукта переработки из I- го вида зерна принимается равной себестоимости его производства, а максимальная – рыночной цене.

Разработанная экономика – математическая модель движения зерна на региональном зерновом рынке позволяет не только определять уровень закупочных цен на зерно и цены реализации продуктов его переработки, но и осуществлять прогноз состояния регионального зернового рынка в зависимости от изменения: спроса на продовольственное, фуражное зерно, объёмов предложения зерна вследствие колебаний размера и структуры посевной площади зерновых культур и уровня их урожайности; состояния регионального зернового рынка, объёма государственной поддержки производителей и переработчиков зерна, платежеспособного спроса населения региона.

Организации, осуществляющие и контролирующие закупки  зерна в региональный продовольственный  фонд, могут заблаговременно разрабатывать различные программы своих действий и применять их в зависимости от сложившейся экономической ситуации. Например, подставляя в экономико-математическую модель прогнозные значения урожайности зерновых культур, можно ещё до начала весенне-полевых работ более достоверно рассчитать закупочные цены на зерно. Это в свою очередь позволить заранее оценить степень выгодности его реализации в региональный продовольственный фонд.

Четвёртый блок – формирование резервного фонда  зерна. Резервный фонд способствует оздоровлению ситуации на зерновом региональном рынке, помогает избежать реальной угрозы его дефицитности. Кроме того, он упрощает решение задачи  самообеспечения области зерном, позволяет эффективнее использовать зерновые ресурсы, даёт возможность обеспечить воспроизводственный процесс в зерновом хозяйстве и связанных с ним отраслях животноводства и зерноперерабатывающей промышленности.

Для преодоления  дисбаланса между производством  и потреблением зерна в неурожайные годы, прежде всего, необходимо обеспечить стабилизацию его потребления за счёт улучшения использования зерна и рационального формирования и расходования зерновых ресурсов, включая и резервный фонд.

В условиях существующей несбалансированности зернового рынка  создание резервного фонда за счёт постепенного накопления зерна в  урожайные годы позволит повысить устойчивость зернового хозяйства в регионе, стабилизировать потребность  в зерне на необходимом уровне и упорядочить систему закупочных цен.

Пополнение резервного фонда за счёт осуществления залоговых  операций с зерном, дало бы возможность сельским товаропроизводителям иметь необходимые финансовые средства под сезонные работы,  регулировать сроки реализации.

 

ГЛАВА 2. ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОО «СЕНИМ  ЖЕР»

 

2.1  Общие сведения о фирме

ТОО «Сеним  Жер» создано 05.02.1999 году.

ТОО «Сеним Жер» расположено в Акмолинской области, Зерендинском районе. С момента возникновения и до сих пор ТОО «Сеним Жер» занимается производством зерновых, овощных культур, продукции животноводства и их реализацией.

Общая площадь земельного участка - 5200 га пашни. Объявленный уставный капитал ТОО «Сеним Жер» 770000 тенге оплачен полностью.

Предприятие не входит в состав других компаний, работает самостоятельно, дочерних подразделений не имеет.

ТОО «Сеним Жер» имеет самостоятельный баланс, печать с указанием своего наименования на казахском и русском языках.

Уставной капитал согласно утвержденного устава составляет 770000 тенге и внесен тремя учредительными товариществами.

Из состава  управленческого персонала 10 % имеют  высшее образование, механизаторские кадры занимают около 70 % общей численности. Стаж работы в среднем каждого работающего около 20 лет.

Основная  численность работающих относится  к отрасли растениеводства.

 



Зам. директора  по

филиалам  и учету и

планированию



 рис.1 Организационная структура управления предприятием

 

2.2 Анализ основных экономических показателей ТОО «Сеним Жер»

 

Численность   работников   ТОО   «Сеним Жер»   -   23   человека,   в   том   числе работники основного производства -17 человек.

Оборотные фонды - это та часть средств производства, стоимость которых полностью переносится на вновь создаваемый продукт в течение одного цикла.

Оборотные средства представляют собой денежные ресурсы, которые авансируются в различные элементы оборотных активов, обеспечивающих непрерывность воспроизводственного процесса на предприятиях различных форм собственности.

Фонды обращения - готовая продукция, предназначенная  для реализации, денежные средства в кассе и на счетах в банке, а также средства в расчетах. Оборотные фонды + фонды обращения = оборотные средства

Таблица 2.1

Основные  технико - экономические показатели деятельности фирмы

Показатели

2004 тенге

2005 тенге

2006 тенге

%

Изменения, тенге

Изменения , %

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Выручка от реализации

17709361

18432013

21545907

116,9

3113894

     16,9

2

Среднесписочная численность человек

23

23

23

 

-

0

3

Фонд заработной платы

134790

385023

398613

103,5

13590

3,5

4

Отчисления  на социальный налог

10524

30043

24065

80,1

-5978

     -19,9

5

Себестоимость

17565301

17316960

21195952

122,4

3878992

       22,4

6

Чистый доход (убыток)

129654

841521

216585

25,7

-624936

      -74,3

7

Рентабельность

1.008

1.064

1.017

-

-

      -0,47


Выручка от реализации за рассматриваемый период увеличивается,  при этом отметим и рост себестоимости, в связи с чем рентабельность в 2006 г. снижается.

 

Таблица 1.2

Основные  и оборотные показатели фирмы

 

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

1

Основные  фонды, всего

12701405

136902506

14005700

 

В том числе:

     
 

здания и  сооружения

796459

796459

796459

 

машины и  оборудование

3308599

4209700

4209700

 

другие виды основных средств

330859

420970

42097

2

Износ основных средств

2014212

2461815

2861815

3

Объемы производства, всего

17709361

18432013

21545907

4

Затраты на производство и реализацию

17565301

17316960

21195952

5

Прибыль(+), убыток(-), всего

129654

841521

216585

6

Дебиторская задолженность

0

 

0

7

Кредиторская  задолженность

     
 

счета к оплате

1356416

146135

576345

 

задолженность по налогам

145316

541210

116315

 

по заработной плате с персоналом

87914

264058

83415

 

по соцстраху  и пенсионному обеспечению

0

0

375461

 

прочая кредиторская задолженность

343524

593896

423655

8

Резервные фонды

129654

841521

400270

9

Численность работников, всего (человек)

23

23

23


Экономическая     эффективность     использования     производственных основных фондов характеризуется показатели:

фондоотдача - отношение  стоимости валовой продукции  к среднегодовой стоимости производственных основных фондов.

Выручка от реализации

Среднегодовая стоимость основных средств 2004г.: 17709361/12701405=1,39 тенге

2005 г.: 18432013/ 136902506= 1,35 тенге

2006 г.: 21545907/12701405=1,69 тенге

Рост    фондоотдачи    свидетельствует    о    повышении    эффективности использования  основных  фондов.  Повышение  фондоотдачи  может  быть достигнуто как за счет относительно невысокого удельного веса основных средств, так и за счет их технического уровня. Повышение фондоотдачи свидетельствует об уменьшении издержек отчетного периода, фондоемкость   продукции   -   среднегодовая   стоимость   производственных основных фондов в расчете на 1 тенге валовой продукции.

Среднегодовая стоимость основных средств

Выручка от реализации         

(12701405/17709361)* 100=71,7 (12701405/21545907)* 100=61,8

Снижение  фондоемкости свидетельствует о  повышении эффективности использования основных фондов.

фондовооруженность    -        среднегодовая    стоимость    производственных основных фондов в расчете на среднегодового работника

 Среднегодовая стоимость основных средств

Численность работников

12701405/23=552235 тг 

12701405/23=552235 тг

 

2.3 Финансовый анализ деятельности ТОО «Сеним Жер»

Финансовое  планирование

 Планирование  представляет собой составную  часть управления направленную на оптимальное принятие решений при многовариантном возможном исходе. Планирование - процесс деятельности людей связанный с принятием определенных решений, (прогнозирование - это расчет показателей при заранее обусловленных пара метрах или границах). Основными задачами финансового планирования является:

  1. обеспечение     производственного     и     социального     развития 
    предприятия за счет собственных средств или ресурсов;
  2. увеличение  прибыли  за  счет  роста  объемов  производства  и 
    оптимизации   системы   государственного  регулирования,   т.е.   увеличение 
    реальной прибыли и минимизация (оптимизация) налогообложения;
  3. обеспечение     финансовой    устойчивости     предприятия,    т.е. 
    обеспечение   своевременности   расчетов   по   всем   своим   обязательствам, 
    включая расчеты с бюджетом, внебюджетными фондами, кредиторами и.т.д..

Объектами финансового  планирования является:

  1. выручка   от   реализации   продукции,   работ,   услуг   при   всех 
    системах расчетов (наличный, безналичный, бартер, валюта);
  2. прибыль, ее формирование, распределение и использование;
  3. фонды   специального   назначения:   потребления,   накопления, 
    резервный, страховой; их формирование, распределение и использование;
  4. объемы платежей в бюджет, внебюджетные фонды и другие 
    отчисления.

Информация о работе Теоретические основы формирования и развития зернового рынка в Республике Казахстан