Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 18:04, дипломная работа
В рыночных условиях проблемы формирования и развития рынка зерна в Республике Казахстан требуют решения на качественно новом уровне, а именно, научного обобщения и осмысления с позиций обес-печения продовольственной безопасности страны. Уровень развития зернового производства - одна из важнейших характеристик эконо-мической самостоятельности и благосостояния регионов и страны в целом. Этим определяется стратегическое значение и роль зерна как ценнейшего продукта питания, сырья для зерноперерабатывающей промышленности и основного компонента кормов для животноводства. Следовательно, тема данной дипломной работы актуальна в со-временных условиях хозяйствования и основывается на приоритетности развития зернового рынка в экономике Казахстана.
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования и развития зернового рынка 6
1.1Специфика формирования и особенности развития аграрного рынка 6
1.2 Рыночное ценообразование зерна и роль конкуренции на аграрных рынках 10
1.3 Государственное регулирование зернового рынка 15
Глава 2.Финансово – экономический анализ деятельности предприятия ТОО «Сеним Жер» 22
2.1 Общие сведения о фирме 22
2.2 Анализ основных экономических показателей ТОО «Сеним Жер» 23
2.3 Финансовый анализ деятельности ТОО «Сеним Жер» 27
Глава 3 Пути повышения эффективности рынка зерна на примере ТОО «Сеним Жер» Акмолинской области 48
3.1 Прогноз ёмкости рынка зерна 48
3.2 Диверсификация деятельности ТОО «Сеним Жер»
3.3 Концепция развития рыночной инфраструктуры зернового рынка 55
3.4 Перспективы по совершенствованию механизма государственного регулирования 58
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
В результате объём сбыта продукции, производимой всеми другими предприятиями этого профиля, как и их прибыль, уменьшается. И этим предприятиям, в свою очередь, придётся приложить усилия для удешевления своей продукции. Те из них, которые не смогут это сделать, окажутся неконкурентоспособными и будут вынуждены закрыться. По аналогии можно определить конкуренцию между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объёмов спроса на рынке.
Конкуренция возможна лишь при наличии свободного рынка с его специфическими экономическими законами и правовыми нормами: закон спроса и предложения, правом собственности на товар, правом установления цен и их изменения и так далее.
Создание реального рынка и действенной конкуренции в нашей стране возможно только при функционировании многоукладной экономики, разнообразных форм собственности.
Многоукладная экономика предполагает свободу выбора товаропроизводителей вида своей деятельности на основе частного предпринимательства, членства в коллективных предприятиях или использования наёмного труда. Выбор тех или иных форм собственности и хозяйственности во многом обусловлены региональными условиями: природными, социально – экономическими, организационными и другими. Например, демографическая ситуация в регионе, сложившиеся традиции, землеобеспеченность, состояние дорожных и энергетических коммуникации, близость рынков сбыта продукции.
Формирование многоукладной экономики тесно связано с процессом разгосударствления предприятий и приватизации собственности.
Разгосударствление представляет преобразования государственных предприятий с передачей функций хозяйственного управления и соответствующих полномочий непосредственно хозяйствующим субъектам. Следует рассматривать этот процесс шире, как переход то жёсткого планового управления в сферах производства распределения, обмена и потребления к договорным рыночным отношением с сохранением за государством функций выбора приоритетных направлений и регулирования важнейших пропорций развития экономики агропромышленного комплекса.
Приватизация
представляет собой передачу
(безвозмездно или за плату)
государственной
1.3 Государственное регулирование зернового рынка
В бывшем СССР агропромышленное производство регулировалось целиком и полностью государством, его специализированными органами планирования и управления. Был создан и получил своё развитие планово распределительный или командный механизм регулирования. Экономика страны управлялась прямым планированием, что соответствовало господству общественной собственности на средства производства, развития которых осуществлялось централизованно. С распадом этой системы, переходом к многообразию норм собственности и хозяйствования и демонтажем планирования народного хозяйства образовался вакуум в управлении экономикой. Следует отметить, что рыночный механизм является центральным экономическим звеном системы, но он не может выполнять все функции общественного воспроизводства. Для эффективного развития экономики необходимо рациональное сочетание рыночного механизма с механизмом государственного регулирования. Хозяйственный механизм, основанный на рыночных принципах, может оказывать отрицательное влияние на развитие экологии, культуры и т.д. Поэтому рыночная экономика не может ограничиваться на саморегулировании, а вмешательство государства становиться необходимостью. По мнению В. Леонтьева «государственное регулирование» выступает как своеобразный «руль» механизма управления экономикой.
Главная задача, стоящая перед государством, переходящим к рыночной экономике – построение самого рынка. Для государства, где рынок уже построен и функционирует, задача сводится к постоянному его совершенствованию в смысле постоянного приближения к рынку « идеальному», т.е. рынку с совершенной конкуренцией.
О том, что такое конкуренция, говорилось выше. Здесь же отметим одно важное обстоятельство. На наш взгляд рынок – это среда, атмосфера, в которой действуют механизмы рыночного регулирования: спроса и предложения, ценообразования, конкуренции, распределения. Если среда благоприятна – механизмы работают чётко, безотказно, эффективно, в неблагоприятной среде они работают со сбоем или вообще не работают. Например, механизм конкуренции может не сработать из-за высоких таможенных пошлин в республике. Отсюда и вытекает непосредственная роль государственного вмешательства в рыночное регулирование производства.
В аграрной экономике, как и во всём народном хозяйстве, требуется сочетание рыночных методов и государственного регулирования. АПК в условиях рынка занимает особое положение, не позволяющее в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Сельское хозяйство, зависимо от природных факторов и имеет ярко выраженный сезонный характер производства, в сравнении с промышленностью, более отсталая отрасль. Вложенные в неё капиталы приносят меньшую отдачу. Уровень сельскохозяйственного производства напрямую влияет на состояние продовольственной безопасности страны. Сельское хозяйство менее, чем другие, приспосабливается к меняющимся экономическим и технологическим условиям. В большинстве стран с рыночной экономикой действуют развитые системы государственного регулирования. Их основные задачи: поддержание стабильной экономической ситуации в сельском хозяйстве, стабилизация рыночной конъюнктуры и колебаний доходности в отрасли, поддержание продовольственной безопасности , помощь в адаптации к новым условиям, защита внутреннего рынка, обеспечение конкурентоспособного участия национальных товаропроизводителей в международном разделении труда и т.д.
Комплекс мер по государственному регулированию, как правило находит отражение в соответствующих законах, использующего в зависимости от реальной ситуации в АПК и на рынке продовольствия.
В ФРГ и других странах – членах ЕС эффективно действует система государственных закупок сельскохозяйственной продукции с целью стабилизации рынка по фиксированным, утверждённым сообществом ценам, которые значительно превышают мировые.
Основу сельского хозяйства Финляндии составляют семейные фермы. Политика государства направлена на регулирование доходов, на обеспечение гарантированной оплаты и социального обеспечения фермеров, наравне с рабочими других сфер.
Таким образом, активные и радикальные меры по реформированию аграрных отношений, государственное регулирование продовольственного рынка в зарубежных странах обусловили стабилизацию их внутренних аграрных рынков, создали предпосылки для наращивания производства доступных для населения продовольственных товаров.
В Казахстане
становление рыночного
В начальный период перехода к рыночным отношениям в органах управления республики всячески отвергалась необходимость государственного регулирования, считалось недопустимым вмешательство правительства в происходящие процессы. Позже, когда не оправдались расчёты на быстрое преодоление спада производства, на официальном уровне всё чаще ставилась задача о целесообразности государственного регулирования реформирования экономических отношений. Но дальше признания мало, что было сделано. Государственному регулированию не оставалось места на пути к рыночной экономике. На первом плане ставились денежно – финансовые дела, а производство отодвигалось на второй. Результаты не замедлились сказаться: во - первых по существу кроме инфляции ничего не достигнуто, а второе сползает по наклонной плоскости. Возникла острая необходимость в государственном регулировании.
Что же такое государственное регулирование, что под ним понимается?
Под государственным регулированием, прежде всего, понимается воздействие органов управления на предприятия и предпринимателей, субъектов экономических отношений, во вторых – это согласование интересов государства и предприятий всех форм собственности, в третьих – всемерное содействие предприятиям поддерживать созданный производственный и научно технический потенциал в состоянии, пригодном для эффективного применения, обновлять его, четвёртое – содействовать созданию необходимых условий для товаропроизводителей, наращивать выпуск продукции, противостоять падению темпов производства, оказывать содействие в преодолении трудностей в развитии экономики и при этом благоприятствовать конкуренции между товаропроизводителями.
Такое толкование не считается бесспорным. Ясно, что оно необходимо почти во всех случаях, когда речь идёт о рыночной экономике, и особенно в период перехода к рыночным отношениям, которая на начальных стадиях характеризуется развалом экономики. Поэтому роль государственного регулирования как необходимого условия выхода из этого состояния велика.
В государственном регулировании особое место должно быть отведено деятельности предприятий. При этом внимание должно быть сосредоточено на преодоление ими трудностей переходного периода и оказании им всяческого содействия, что может выражаться в самой разнообразной форме.
Когда заходит разговор о помощи первичным звеньям, обычно имеется в виду кредитование, субсидии и т.д. Вместе с тем, содействие в преодолении спада производства следовало рассматривать с позиции стимулирования предприятий. О ключевой роли предприятий в развитии производства говорить не приходится. Поэтому их деятельность должна стать первоочередным объектом государственного регулирования. Среди таких предприятий выделяют и предприятия сельского хозяйства. К объектам первостепенной важности государственного регулирования относится ценообразование.
Производство зерна является не только критерием развития экономики, но и определяет развитие других отраслей АПК. Отсутствие регулирующей роли государства привело к спаду производства зерна. Государственное регулирование производства и сбыта зерна через целевые программы позволит обеспечить комплексность и системность решения той или иной проблемы, разделить риск за эффективность использования выделяемых средств путем привлечения к их финансированию различных инвесторов.
Из всех видов производственной продукции наиболее ценным во всех отношениях является зерно. Производство зерна является не только критерием развития экономики, но и развития других отраслей АПК, т.к. оно составляет около 40% производства конечной продукции АПК.
Для товаропроизводителей
оно является источником доходов, позволяющим
вести расширенное
В сложившихся условиях хозяйствования главным инструментом регулирования регионального зернового рынка являются закупки зерна в продовольственный фонд, осуществляемые на конкурсной основе. При их проведении самым сложным, но наиболее важным остается расчет закупочных цен. С одной стороны, они должны обеспечивать сельским товаропроизводителям ведение простого или расширенного воспроизводства в отрасли, а с другой стороны, позволять населению региона приобретать в необходимом количестве и ассортименте хлебопродукты и другое продовольствие, производимое с использованием зерна.
Чтобы достичь оптимального уровня цен, необходимо в первую очередь учесть производственные возможности сельских товаропроизводителей, наиболее вероятные колебания производства зерна, потребность региона в продовольственном и фуражном зерне, размер компенсации части затрат по его производству и сбыту из регионального бюджета, платежеспособный спрос населения.
Более обоснованно решить эти вопросы можно с помощью методов экономико-математического моделирования с применением блочной экономико-математической модели, включающей 4 основных блока.
Первый блок состоит из двух подблоков, связанных с расчётом основных параметров для 2 блока модели по оптимизации закупок зерна в региональный продовольственный фонд.
Первый подблок включает в себя прогнозирование урожайности зерновых культур с учётом влияния на неё факторов производства. Состояние регионального рынка зерна во многом зависит от изменения предложения данной продукции, которая в значительной мере определяется объёмами производства, и, прежде всего уровнем урожайности зерновых культур. Именно поэтому требуется разработка её прогноза с достаточно высокой степенью обоснованности. Инструментом для достижения поставленной цели могут служить корреляционно- регрессивные зависимости.
Для определения наиболее значимых факторов, влияющих на изменение урожайности зерновых культур, проводят дисперсионный анализ её зависимости от времени и изменения факторов, характеризующих уровень интенсивности ведения зернового хозяйства. Наиболее значимым фактором является время. Поэтому выравнивание динамичного ряда урожайности зерновых культур следует проводить в зависимости от изменения временем.
Поскольку прогноз разрабатывался на основе изменения только временного фактора, для его реальности необходимо, чтобы значения других факторов, характеризующих, уровень развития зерновой отрасли оставались хотя бы на современном уровне.
Второй подблок
– прогнозирование спроса и предложения
на хлебопродукты. Для определения
степени влияния изменения
У= а+Ен аi xi,
где у - потребление хлебопродуктов, аi – коэффициенты уравнения регресии, xi – потребление I –го продукта, n – количество основных продуктов питания.
Второй блок – экономико-математическая модель по оптимизации закупок зерна в региональный продовольственный фонд, состоит из 4 подблоков.