Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:15, курсовая работа
Цель работы: изучить методику анализа объемов производства и продаж, ассортимента и качества продукции.
Задачи:
- рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции;
- сравнить различные методики анализа объемов производства и продаж продукции;
- исследовать методику анализа динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции;
- изучить методику анализа ассортимента и структуры продукции;
- дать характеристику методики анализа качества продукции;
- определить резервы повышения объемов производства и продаж;
Введение
I. Теоретический аспект анализа объема, ассортимента и качества продукции
1. Задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции
2 Методика анализа объемов производства и продаж продукции
3. Анализ ассортимента и структуры продукции
4. Анализ качества продукции
II Практическая часть
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Теоретический аспект анализа объема, ассортимента и качества продукции
1. Задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции
2 Методика анализа объемов
3. Анализ ассортимента и структуры продукции
4. Анализ качества продукции
II Практическая часть
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
К важнейшим показателям, характеризующим результаты производственной деятельности предприятия и его структурных подразделений, относятся объём выпущенной продукции и объем продаж.
Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и продаж продукции (работ, услуг), так как производство и реализация являются важнейшими аспектами их функционирования. От объема, ассортимента, качества выпущенной и реализованной продукции зависят издержки, прибыль, рентабельность, конкурентоспособность и рыночная активность организации. [3, стр. 114]. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. Поэтому анализ объема производства и реализации продукции имеет огромное значение.
В настоящее время большое значение приобретает качество продукции и наличие возможности выбора товара из предлагаемого ассортимента. Именно поэтому управление ассортиментом и качеством – это одни из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.
Также одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции. Повышение качества продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Цель работы: изучить методику анализа объемов производства и продаж, ассортимента и качества продукции.
Задачи:
- рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции;
- сравнить различные методики анализа объемов производства и продаж продукции;
- исследовать методику анализа динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции;
- изучить методику анализа ассортимента и структуры продукции;
- дать характеристику методики анализа качества продукции;
- определить резервы повышения объемов производства и продаж;
- провести анализ основных экономических показателей деятельности предприятия.
Методологическая основа исследования: учебники и учебные пособия, статьи отечественных и зарубежных экономистов.
Методы: монографическое исследование, сводка и группировка, сравнение, графический метод, факторный анализ.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АНАЛИЗА ОБЪЕМА, АССОРТИМЕНТА И КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
1. Задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции
Согласно точке зрения Н.П. Любушина, целью анализа объемов производства и продаж продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации по сравнению с конкурентами, расширять долю рынка при максимальном использовании производственных мощностей и в результате – увеличить прибыль организации. [9, стр.183].
Содержательный анализ экономической литературы позволяет сделать вывод о том, что дискуссионным моментом является определение основных задач анализа объемов производства и реализации продукции. Основными задачами анализа, по мнению Н.П. Любушина, являются: [9, стр. 183]
- оценка степени выполнения производственной программы и плана продаж продукции;
- оценка динамики выпуска и продаж продукции;
- оценки выполнения договоров по объему, ритмичности поставок, качеству и комплектности продукции;
- установление причин снижения объемов производства и неритмичности выпуска;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
Другие авторы, такие как Савицкая Г.В., Чуев И.Н. и Чуева Л.Н., Войтоловский Н.В. дополнительно выделяют еще одну задачу: разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.
Мы придерживаемся точки зрения Савицкой Г.В.
Также Савицкая Г.В., Любушин Н.П., Чуев И.Н. и Чуева Л.Н. выделяют следующие объекты анализа: [15, стр. 103; 9, стр. 184;20 стр. 87]
- объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту;
- качество и конкурентоспособность продукции;
- структура производства и реализации продукции;
- ритмичность производства и реализации продукции.
Для измерения объемов производства и продаж в экономическом анализе используются различные показатели. Г.В. Савицкая выделяет следующие показатели: [16, стр. 4]
- стоимостные:
- натуральные (штуки, метры, тонны и т. д.);
- условно-натуральные (тонны условного топлива, тонно-километры и т.д.);
- трудовые (нормо-часы затрат труда).
Натуральные показатели используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Например, на консервных заводах применяется такой показатель, как тысячи условных банок т.д.
Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции – в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства невозможно выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.
Объема производства характеризуется валовой и товарной продукцией, а объем продаж – реализованной или проданной продукцией.
В настоящее время предприятия самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. Ориентиры для деятельности любой организации задают ее планы производства и продаж производимых товаров, план развития и т. д.
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции, по мнению И.Н. Чуева, служат: [20, стр. 87]
- бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики;
- отчетность ф. №1-П (годовая) «Отчет по продукции», ф. №1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», ф. №1-П (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции», ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.
Главный блок фактической информации – данные бухгалтерского учета. Они включают документы и регистры учета продукции: приемо-сдаточные накладные, ведомости выпуска продукции за месяц, карточки складского учета, накладные на отгрузку продукции, счета-фактуры и т. д. [3, стр. 116]
Важными исходными документами для анализа являются хозяйственные договоры с покупателями продукции (работ, услуг). Они содержат информацию о номенклатуре, объеме, качестве, комплектности, упаковке, цене, сумме договора, порядке и сроках отгрузки, порядке расчетов и доставки, санкциях за нарушение условий. На основании договоров предприятия формируют портфель заказов по объему и номенклатуре продукции и, исходя из своих производственных возможностей, планируют объемы производства продукции, составляют графики сдачи ее на склад и отгрузки покупателям.
Детальный план с расшифровкой объемов и сроков выпуска продукции называется производственной программой. Производственная программа – основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития предприятия. При разработке производственной программы учитываются потребности отечественного и мирового рынков в товарах организации, общая рыночная ситуация, состояние конкурентных организаций и отраслей. Производственная программа обеспечивает сбалансированность производства и продаж в течение планируемого года.
2. Методика анализа объемов производства и продаж продукции
На сегодняшний день существует множество разных методик анализа объемов производства и продаж продукции. Авторы выделяют разное количество этапов для проведения анализа.
Г.В. Савицкая в работе «Экономический анализ» выделяет следующие 5 этапов. [15, стр.102]
Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции. Данный этап предполагает:
- анализ динамики выпуска и реализации продукции;
- оценка выполнения плана по производству и реализации продукции;
- оперативный анализ производства и отгрузки продукции;
- анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции;
- оценка риска невостребованной продукции.
Анализ ассортимента и структуры продукции.
Анализ качества продукции.
Анализ ритмичности работы предприятия.
Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
В работе «Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности» Г.В. Савицкая дополнительно рассматривает еще несколько этапов:[16, стр. 3]
- анализ положения товаров на рынках сбыта;
- анализ конкурентоспособности продукции.
Важнейшим направлением внутрихозяйственного анализа деятельности предприятия является контроль за выполнением производственной программы выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении. Поэтому авторы под редакцией Л.Т. Гиляровской уделяют особое внимание следующим аналитическим процедурам: исследование и оценка выполнения плана по производству продукции, а так же его динамики в целом по предприятию и подразделениям – цехам основного производства. [4, стр. 445]
А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий в работе «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» уделяют большое внимание анализу ассортимента и качеству продукции. [1, стр. 173]
Однако, не смотря на большое разнообразие подходов к анализу объемов производства и продаж продукции, следует отметить тождественность этих методик. Авторы, в том числе Г.В. Савицкая, Н.П. Любушин, Н.В. Войтоловский, А.П. Калинина и другие, для анализа объемов производства и продаж продукции обязательно выделяют следующие этапы.
- анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции;
- анализ ассортимента и структуры продукции;
- анализ качества продукции;
- анализ ритмичности работы предприятия;
- анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции, анализ ассортимента и структуры продукции, анализ качества продукции, анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции будет рассмотрен нами подробнее в пунктах 1.3 – 1.6. Поэтому далее рассмотрим анализ ритмичности работы предприятия, анализ положения товаров на рынках сбыта и анализ конкурентоспособности продукции.
По мнению Г.В. Савицкой, ритмичность – это равномерный выпуск, продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренной производственной программой. [16, стр. 19]
Ритмичная работа является важным условием своевременного выпуска и продажи товаров. Ритмичность свидетельствует о рациональной организации производства и труда. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество товаров, увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовых товаров на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала. Не выполняются поставки по договорам, и организация платит штрафы за несвоевременную отгрузку товаров. Перерасходуется фонд оплаты труда в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце – за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости товаров, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния организации.
Для оценки ритмичности, И.Н. Чуев, Г.В. Савицкая, А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, выделяют прямые и косвенные показатели. [1, стр. 196; 15, стр. 120; 20, стр. 113]
Прямые показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент аритмичности, коэффициент вариации, удельный вес производства товаров за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес производства товаров за каждый месяц к квартальному объему и т.д.
Косвенные показатели ритмичности – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку товаров, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовых товаров на складах.
Одним из распространенных показателей оценки ритмичности работы предприятия является коэффициент ритмичности. И.Н. Чуев и Л.Н. Чуева предлагают рассчитать его несколькими способами. [20, стр. 113]
Информация о работе Теоретический аспект анализа объема, ассортимента и качества продукции