Теоретический аспект анализа объема, ассортимента и качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить методику анализа объемов производства и продаж, ассортимента и качества продукции.
Задачи:
- рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции;
- сравнить различные методики анализа объемов производства и продаж продукции;
- исследовать методику анализа динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции;
- изучить методику анализа ассортимента и структуры продукции;
- дать характеристику методики анализа качества продукции;
- определить резервы повышения объемов производства и продаж;

Содержание работы

Введение
I. Теоретический аспект анализа объема, ассортимента и качества продукции
1. Задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции
2 Методика анализа объемов производства и продаж продукции
3. Анализ ассортимента и структуры продукции
4. Анализ качества продукции
II Практическая часть
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая КЭА.docx

— 139.47 Кб (Скачать файл)

1. Коэффициент  ритмичности определяется делением  объема производства товаров, который  зачтен в выполнение плана  по ритмичности, на плановый объем  производства. При этом в выполнение  плана по ритмичности засчитывается  объем производства, но не более  запланированного. Желательное значение  коэффициента ритмичности равно 1.

2. Коэффициент ритмичности определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.

Также для оценки ритмичности производства на предприятии И.Н. Чуев и Л.Н. Чуева предлагают рассчитать коэффициент аритмичности и коэффициент вариации. [20, стр. 114].

Коэффициент аритмичности равен:

 

Карит = 1 – Крит,

 

где Карит – коэффициент аритмичности;

Крит – коэффициент ритмичности.

Коэффициент вариации равен:

 

 

где Кв – коэффициент вариации;

– квадратическое отклонение от среднедекадного задания;

п – число периодов;

 – среднедекадное задание по графику.

В процессе анализа необходимо также подсчитать упущенные возможности предприятия по изменению объема производства товаров в связи с неритмичной работой. Для этого используют: [1, стр. 197]

- разность между плановым и засчитанным объемом производства;

- разность между фактическим и возможным объемом производства, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема.

В заключение анализа разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы. Причины аритмичности могут быть внутренними и внешними. [15, стр. 122] Внутренние причины аритмичности – тяжелое финансовое состояние организации, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние – несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов и др.

Таким образом, при изучении деятельности предприятия анализ ритмичности играет огромную роль.

Анализ положения товаров на рынках сбыта имеет также большое значение. От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т. д. Г.В. Савицкая для анализа положения товаров на рынках сбыта предлагает все товары разделить на 4 категории: [16, стр 12]

- «звезды» – приносят основную прибыль предприятию;

- «дойные коровы» – в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль;

- «трудные дети» – новые товары, нуждающиеся в рекламе, не приносят пока прибыли;

- «мертвый груз» или «неудачники» – нежизнеспособные товары.

Такая группировка продукции предприятия позволит выбрать правильную стратегию. Результаты анализа должны помочь руководству предприятия разработать ассортимент товаров в соответствии с его стратегией и требованиями рыночной конъюнктуры.

В процессе анализа необходимо также выявить реальных и потенциальных конкурентов, проанализировать показатели их деятельности, определить сильные и слабые стороны их бизнеса, финансовые возможности, технологию производства, качества продукции и ценовой политики. Это позволит предугадать образ поведения конкурентов и выбрать наиболее приемлемые способы конкурентной борьбы.

Под конкурентоспособностью Г.В. Савицкая понимает характеристику продукции, которая отличает ее от товара-конкурента по степени соответствия конкретной общественной потребности и по затратам на ее удовлетворение. [16, стр. 16]

Оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем.

Анализа конкурентоспособности товаров Г.В. Савицкая предлагает проводить путем расчета единичных, групповых, интегральных показателей. [16, стр. 17]

Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта- конкурента, принимаемого за 100%:

 

g=Р/Рк*100,

 

где g – единичные показатель;

Р – технический или экономический параметр;

Рк – параметра продукта- конкурента.

Групповой показатель объединяет единичные показатели по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов, определяемых экспертным путем:

 

G = Σаi * gi,,

 

где G – групповой показатель;

аi – весовой коэффициент;

gi – единичный показатель.

Интегральный показатель представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам:

 

I = GТ / GЭ,

 

где I – Интегральный показатель;

GТ – групповой показатель по техническим параметрам;

GЭ – групповой показатель по экономическим параметрам.

Если I < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.

В результате сравнения дается одно из следующих заключений:

- продукция конкурентоспособна на данном рынке в сравниваемом классе изделий;

- продукция обладает низкой конкурентоспособностью в сравниваемом классе изделий на данном рынке;

- продукция полностью неконкурентоспособна в сравниваемом классе изделий на данном рынке.

Заключение дополняется выводами о преимуществах и недостатках оцениваемой продукции по сравнению с аналогами, а также предложениями о мерах, которые должны быть приняты для улучшения положения ее на рынке.

Таким образом, проведя содержательный анализ литературных источников, мы пришли к выводу о том, что на сегодняшний день существует множество различных методик анализа объемов производства и продаж продукции. На наш взгляд наиболее полно характеризует анализ объема производства и продаж продукции методика Г.В. Савицкой. Именно с помощью такого подхода можно провести развернутый комплексный анализ объема производства и объема продаж продукции.

 

3. Анализ ассортимента и структуры продукции

 

Результаты финансово-хозяйственной деятельности во многом определяются ассортиментом, структурой производства и реализации продукции. В составе товарной и реализованной продукции могут быть изделия с низким уровнем рентабельности либо невостребованные изделия. Чтобы избежать нежелательных последствий, необходимо изучать факторы, воздействующие на спрос данных видов продукции, с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь. Отсюда следует, что хозяйствующий субъект должен постоянно работать по формированию товарного ассортимента.

Согласно точке зрения И.Н. Чуева, ассортимент – это перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них.[20,стр. 97]

Номенклатура – это систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров). [20, стр.97]

Целью анализа ассортимента и структуры продукции Г.В. Савицкая видит в выработке рекомендаций по изменению ассортимента и структуры продукции на предстоящий период с учетом потребностей рынка и возможностей предприятия. [15, стр. 108]

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента продукции, по мнению Г.В. Савицкой, включает в себя следующие основные моменты: [15, стр. 109]

- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

- изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

- оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Изменения в ассортименте продукции показывает коэффициент ассортиментности. Г.В. Савицкая, И.Н. Чуев и Л.Н. Чуева предлагают рассчитать данный коэффициент следующим образом: [15, стр. 109; 20, стр.99]

 

Кас = Nас/Nпл,

 

где Кас – коэффициент ассортиментности;

Nас – объем продукции, принятый в расчет;

Nпл – плановый объем производства.

Г.В. Савицкая также предлагает рассчитать коэффициент обновления ассортимента продукции путем деления объема выпуска новых изделий на общий выпуск продукции. [15,стр. 109]

 

Коб.ас. = Nн/N,

 

где Коб.ас – коэффициент обновления ассортиментности;

Nн – объем выпуска новых изделий;

N – общий выпуск продукции.

Оценка выполнения задания по ассортименту предполагает выявление причин недовыполнения плана по ассортименту и определение мероприятий по обеспечению выполнения плана. Причины, влияющие на данный показатель, И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева делят на две группы: внешние и внутренние. [20, стр. 100]

К внешним причинам относят конъюнктуру рынка, востребованность продукции по видам изделий, состояние материально-технического обеспечения, состояние рынка сырья.

Внутренними причинами являются низкий уровень организации производства и труда, низкое техническое состояние активной части основных фондов, непроизводительные потери рабочего времени, недостатки в системе управления и материального стимулирования работников.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры.

Согласно точке зрения А.И. Алексеевой, структура – это удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме их выпуска. [1, стр. 184]

Анализ структуры товаров предполагает изучение удельного веса каждого вида товаров в плановом и фактическом их объеме, то есть плановой и фактической структуры выпускаемых товаров, степени выполнения плана по структуре.[1,стр.184].

Изменение структуры выпуска и реализации изменяет все показатели работы: объем выпуска и реализации, материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность, финансовую устойчивость. При нарастании удельного веса дорогостоящей продукции увеличивается объем выпуска в стоимостном выражении, и наоборот. Возрастание удельного веса высокорентабельной продукции приводит к увеличению прибыли, и наоборот.

Проведя содержательный анализ экономической литературы, следует отметить, что большинство авторов тождественны в области методики анализа ассортимента и качества продукции. Анализ ассортимента и структуры товаров играют огромную роль, так как их изменение влияет на основные экономические показатели и положение организации на рынке.

 

 

 

 

4. Анализ качества продукции

 

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции.

А.И. Алексеева качество продукции определила как совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих конкретную потребность. [1, стр. 192]

Повышение качества продукции, работ, услуг – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества способствует повышению спроса и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. Поэтому оценка качества является важнейшей составляющей экономического анализа.

Основными задачами анализа качества продукции, по мнению Л.Н. Чечевицина являются: [21, стр. 206]

- оценка качества выпускаемой продукции;

- выявление причин снижения качества;

- установление влияния изменения качества на объем выпуска продукции.

Качество продукции подтверждается сертификатами соответствия. Сертификация дает возможность установить, что должным образом идентифицированные продукция, процесс, услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.

При успешном прохождении сертификации предприятию-производителю выдается сертификат соответствия, и устанавливается право маркировать изделие и (или) упаковку знаком соответствия. С целью установления того, что сертифицированная продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, производится инспекционный контроль.

Г.В. Савицкая показатели, характеризующие качество продукции, подразделяет на обобщающие, индивидуальные и косвенные. [16, стр. 13]

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

- удельный вес продукции высшей категории качества;

- средневзвешенный балл продукции;

- средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);

- удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

- удельный вес сертифицированной продукции;

Информация о работе Теоретический аспект анализа объема, ассортимента и качества продукции