Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:15, курсовая работа
Цель работы: изучить методику анализа объемов производства и продаж, ассортимента и качества продукции.
Задачи:
- рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции;
- сравнить различные методики анализа объемов производства и продаж продукции;
- исследовать методику анализа динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции;
- изучить методику анализа ассортимента и структуры продукции;
- дать характеристику методики анализа качества продукции;
- определить резервы повышения объемов производства и продаж;
Введение
I. Теоретический аспект анализа объема, ассортимента и качества продукции
1. Задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции
2 Методика анализа объемов производства и продаж продукции
3. Анализ ассортимента и структуры продукции
4. Анализ качества продукции
II Практическая часть
Заключение
Список литературы
- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
- полезность (жирность молока, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.);
- надежность (долговечность, безотказность в работе);
- технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
- эстетичность изделий.
Косвенные показатели:
- штрафы за некачественную продукцию;
- объем и удельный вес забракованной продукции;
- удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей;
- потери от брака и др.
Проведя содержательный анализ литературных источников можно отметить тождественность научных определений в области методики анализа качества продукции. Большинство авторов сходятся во мнении о том, что анализ качества продукции необходимо начинать с определения обобщающих показателе, и изучается их динамика. По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности. При оценке выполнения плана по структуре фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности Любушин предлагает рассчитать двумя способами: [9, стр. 197]
- отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;
- отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.
Качество товара оказывает влияние на такие стоимостные показатели работы организации, как выпуск товара, выручка от продаж и прибыль. А.И. Алексеева предлагает рассчитать влияние качества на данные показатели следующим образом следующие: [1стр. 194]
- изменение объема производства товаров:
∆VП = (Р1 – Р0) * QК,
- изменение выручки от продаж:
∆В = (Р1 – Р0) * QПК,
- изменение прибыли:
∆П = [(Р1 – Р0) * QК] – [(C1 – C0) * QПК ],
где Р0,, Р1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;
С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;
QК – количество произведенного товара повышенного качества;
QПК – количество проданного товара повышенного качества.
Важным косвенным показателем качества продукции, по мнению Г.В. Савицкой, А.И. Алексеевой, является брак. Он делится на: [1, стр. 195]
- исправимый и неисправимый;
- внутренний (выявленный в организации) и внешний (выявленный у потребителя).
Выпуск бракованного товара ведет к росту себестоимости и снижению объема товара, прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товаров, определяют потери от брака.
Основными причинами понижения качества продукции, по мнению А.И. Алексеевой, являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии, организации производства и квалификации рабочих и др. После изучения причин снижения качества и допущенного брака разрабатываются мероприятия по их устранению.
В настоящее время недостаточно контролировать качество конечного продукта и отдельных составляющих производственного процесса. Кочергов Д. в статье «Система первой необходимости» говорит о создание системы качества.[24, стр.35]
Единственно верный путь к сердцам потребителей, по мнению Кочергова Д., лежит через систематическое повышение качества продукции. Система качества представляет собой совокупность всех аспектов (ресурсы, персонал, оргструктура и т.д.) влияющих на качество конечной продукции. Принцип системности позволяет выстроить четкие и прозрачные схемы взаимодействия всех элементов производства и реализации продукции. Схемы позволяют выявить и устранить слабые места в работе компании, ухудшающие потребительские свойства продукции. Системный подход закладывает прочный фундамент стабильности управления качеством.
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Основные экономические показатели деятельности предприятия представлены в приложении 1. По данным приложения 1 можно сделать вывод о том, что выпуск продукции (объем продаж) в отчетном году по сравнению с предыдущим увеличился на 2800 тыс. руб. и составил 51300 тыс. руб. Темп прироста равен 5,77%, что оценивается положительно. Графически динамика выпуска продукции (объема продаж) за анализируемый период представлена на рисунке 2.1. Далее проведем анализ структуры выпущенной продукции.
Рисунок 2.1 – Динамика выпуска продукции (объем продаж)
Таблица 2.1 – Структура выпущенной продукции
Продукция |
Объем производства (продаж), тыс. руб. |
Структура производства, % | |||
Предыдущий год |
Отчетный год |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Изменение (+,-) | |
А |
22540 |
21370 |
46,5 |
41,7 |
- 4,8 |
В |
11350 |
15800 |
23,4 |
30,8 |
+ 7,4 |
С |
14610 |
14130 |
30,1 |
27,5 |
- 2,6 |
Итого |
48500 |
51300 |
100 |
100 |
По данным таблицы 2.1 можно сделать вывод о том, что на увеличение выпуска продукции (объем продаж) повлияло увеличение объема производства продукции В.
В отчетном году продукции В произведено 15800 тыс. руб., что на 4450 тыс. руб. больше, чем в предыдущем. Темп роста составил 139,21%. Удельный вес продукции В в общем объеме производства в отчетном году равен 30,8%. По сравнению с предыдущим годом удельный вес увеличился на 7,4%.
Отрицательное влияние на общий выпуск продукции (объем продаж) оказали уменьшение объемов производства продукции А и С. Выпуск продукции А по сравнению с предыдущим годом уменьшился на 1170 тыс.руб. и составил 21370 тыс. руб. Темп снижения равен 5,19%. Удельный вес продукции А в общем объеме производства уменьшился на 4,8% и в отчетном году составил 41,7%.
Данный вид продукции в отчетном году имеет наибольший удельный вес, чем другие виды продукции. Объем производства продукции С в отчетном году равен 14130 тыс. руб., что на 480 тыс. руб. меньше, чем в предыдущем. Темп снижения составил 3,39%. Удельный вес продукции С в общем объеме производства составил 27,5%, что на 2,6% меньше, чем в предыдущем году. Данный вид продукции в отчетном году имеет наименьший удельный вес по сравнению с другими изделиями.
Графически структура выпущенной (проданной) продукции за анализируемый период представлена на рисунке 2.2.
Далее считаем необходимым провести факторный анализ изменения выпуска продукции (объема продаж). Проведя факторный анализ изменения выпуска продукции (объема продаж) за счет влияния стоимости основных фондов и фондоотдачи методом абсолютных разниц (приложение 2) можно сделать вывод о том, что положительное влияние на выпуск продукции (объем продаж) оказало увеличение стоимости основных фондов.
Рисунок 2.2 – Структура выпущенной (проданной) продукции
В отчетном году стоимость основных фондов составила 48564 тыс. руб., что на 2964 тыс. руб. больше, чем в предыдущем году. Темп роста равен 106,5%. За счет влияния данного фактора выпуск продукции (объем продаж) увеличился на 3152,51 тыс. руб. Отрицательное влияние на выпуск продукции (объем продаж) оказала фондоотдача. Снижение фондоотдачи на 0,01 руб. привело к уменьшению выпуска продукции (объема продаж) на 354,52 тыс.руб.
На увеличение выпуска продукции (объема продаж) повлияли материальные затраты и материалоотдача, факторный анализ которых представлен в приложении 2. В отчетном году материальные затраты увеличились на 1510 тыс. руб. и составили 31710 тыс. руб. Темп прироста равен 5%. За счет влияния данного фактора общий объем производства продукции (объем продаж) увеличился на 2425,06 тыс. руб. Так же наблюдается увеличение материалоотдачи по сравнению с предыдущим годом на 0,01 руб. Темп прироста равен 0,7%. В результате роста материалоотдачи общий объем производства продукции (объем продаж) увеличился на 374,18 руб.
Также положительное влияние на увеличение выпуска продукции (объема продаж) оказало увеличение численности работников на 3 человека, и увеличение производительности труда на 8,77 руб. За счет увеличения численности работников объем производства продукции (объем продаж) увеличился на 582 тыс. руб., а за счет увеличения производительности труда на 2208,69 тыс. руб. Факторный анализ данных показателей способом относительных разниц представлен в приложении 5.
Одним из основных экономических показателей является себестоимость продукции. В отчетном году себестоимость составляла 43624 тыс. руб., что на 1824 тыс. руб. больше, чем в предыдущем году. Темп роста равен 104,4%.
Графически динамика себестоимости продукции за анализируемый период представлена на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – Динамика себестоимости продукции
Проведя факторный анализ изменения себестоимости продукции за счет влияния материальных затрат, затрат на оплату труда и амортизации методом цепных подстановок (приложение 3) можно сделать вывод о том, что наибольшее влияние на увеличение себестоимости оказало увеличение материальных затрат. За счет влияния данного фактора себестоимость продукции увеличилась на 1510 тыс. руб. Также на изменение себестоимости повлияло увеличение затрат на оплату труда на 150 тыс. руб. и увеличение амортизации на 164 тыс. руб. За счет увеличения затрат на оплату труда себестоимость продукции увеличилась на 150 тыс. руб., а за счет увеличения амортизации на 164 тыс. руб.
Финансовый результат деятельности организации характеризует полученная прибыль. За анализируемый период прибыль увеличилась на 976 тыс. руб. и составила в отчетном году 7676 тыс. руб. Темп роста равен 114,6%, что оценивается положительно.
Графически динамика прибыли за анализируемый период представлена на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Динамика прибыли
Проведя факторный анализ изменения прибыли за счет влияния объема продаж и себестоимости продукции методом цепных подстановок (приложение 4) можно сделать вывод о том, что при увеличении объема продаж на 2800 тыс. руб. прибыль увеличилась на 2800 тыс. руб. А за счет увеличения себестоимости на 1824 тыс. руб. прибыль уменьшилась на 1824 тыс. руб.
Вследствие увеличения прибыли произошло увеличение рентабельности производства и рентабельности продаж (факторный анализ представлен в приложениях 5 и 6). За счет увеличения прибыли на 976 тыс. руб., рентабельность производства увеличилась на 0,99%, а рентабельность продаж увеличилась на 0,85%.
Оборотные средства, оборачиваемость оборотных средств, производственные средства всего, отдача основных и оборотных средств, фондоемкость, затраты на 1 руб. продукции, трудозатраты на 1 руб. продукции, доля материальных затрат в общей сумме затрат, материалоемкость, продукция на 1 руб. оплаты труда за анализируемый период изменились незначительно. В отчетном году оборотные средства составляли 10250 тыс. руб., оборачиваемость оборотных средств – 5,01, производственные средства всего – 58814 тыс. руб., отдача основных и оборотных средств – 0,87 руб., фондоемкость – 0,95 руб., затраты на 1 руб. продукции – 0,85 коп., трудозатраты на 1 руб. продукции – 0,15 руб., доля материальных затрат в общей сумме затрат – 72,69%, материалоемкость – 0,62 руб., продукция на 1 руб. оплаты труда – 6,71руб. Поэтому нет необходимости проводить факторный анализ данных показателей.
Таким образом, проанализировав основные экономические показатели деятельности предприятия, рассчитав показатели динамики и структуры можно сделать вывод о том, что в целом деятельность предприятии оценивается положительно. За анализируемый период наблюдается тенденция увеличения выпуска продукции (объема продаж), прибыли, себестоимости, что привело к увеличению рентабельности производства и рентабельности продаж.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам исследования, целью которого являлось изучение методики анализа объемов производства и продаж, ассортимента и качества продукции были сделаны следующие выводы.
Содержательный анализ экономической литературы, позволяет сделать вывод о том, что тема исследования на сегодняшний день очень актуальна. Объем производства и объем продаж товаров являются основными показателями, характеризующие деятельность организации. Анализ данных показателей имеет большое значение для оценки его деятельности как на этапе планирования производства и продаж, так и выполнения планов. Темпы роста объемов производства и реализации продукции, повышение качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль, рентабельность.
Информация о работе Теоретический аспект анализа объема, ассортимента и качества продукции