Теоретический аспект анализа объема, ассортимента и качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить методику анализа объемов производства и продаж, ассортимента и качества продукции.
Задачи:
- рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции;
- сравнить различные методики анализа объемов производства и продаж продукции;
- исследовать методику анализа динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции;
- изучить методику анализа ассортимента и структуры продукции;
- дать характеристику методики анализа качества продукции;
- определить резервы повышения объемов производства и продаж;

Содержание работы

Введение
I. Теоретический аспект анализа объема, ассортимента и качества продукции
1. Задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции
2 Методика анализа объемов производства и продаж продукции
3. Анализ ассортимента и структуры продукции
4. Анализ качества продукции
II Практическая часть
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая КЭА.docx

— 139.47 Кб (Скачать файл)

Анализ ассортимента и качества продукции имеет также огромное значение. Особую значимость это направление приобретает сейчас, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту. От эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и занимаемая ей рыночная доля.

Рассмотрев цели и задачи анализа объемов производства и продаж продукции, следует отметить тождественность в области определения целей анализа. В частности, по мнению Н.П. Любушина, целью анализа объемов производства и продаж продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации по сравнению с конкурентами, изыскание внутренних резервов роста объема выпуска продукции и увеличение прибыли организации. Однако дискуссионным моментом является определение основных задач анализа. Авторы выделяют разный порядок и количество задач анализа объемов производства и продаж продукции. Мы придерживаемся точки зрения Савицкой Г.В.

Проведя сравнительную характеристику различных методик анализа объемов производства и продаж продукции, было выявлено, что на сегодняшний день существует множество различных подходов к анализу. На наш взгляд наиболее полно характеризует анализ объема производства и продаж продукции методика Г.В. Савицкой.

В экономической литературе наблюдается тождество в области методики анализа объема производства и объема продаж продукции. Большинство авторов сходятся во мнении о том, что анализ начинают с изучения динамики объемов производства и продаж продукции (рассчитывают абсолютные изменения показателей, темпы роста и прироста) и степени выполнения плана. В процессе анализа также были рассмотрены договорные обязательства, причины повлекшие недовыполнение плана по договорам и риск невостребованной продукции.

В процессе исследования ассортимента продукции были рассмотрены задачи анализа, основные показатели, характеризующие ассортимент товаров, причины недовыполнения плана по ассортименту, а также структура продукции. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что анализ ассортимента и структуры продукции играет большую роль в деятельности предприятия, так как их изменение влияет на основные экономические показатели и положение организации на рынке.

Проведя содержательный анализ литературных источников, следует отметить тождественность научных определений в области методики анализа качества продукции. В процессе анализа были рассмотрены основные показатели качества, влияние качества продукции на другие экономические показатели, причины понижения качества продукции, а также необходимость создания системы качества товаров. Улучшение качества продукции повышает конкурентоспособность предприятия.

Содержательный анализ экономической литературы позволяет отметить тождество в области определения резервов увеличения объемов производства и реализации продукции. В процессе исследования были также рассмотрены факторы, влияющие на объем производства и реализацию продукции.

Таким образом, анализ объемов производства, продаж, ассортимента и качества продукции играет огромную роль.

В практической части курсовой работы были проанализированы основные экономические показатели деятельности предприятия. По результатам исследования были сделаны следующие выводы.

Выпуск продукции (объем продаж) в отчетном году по сравнению с предыдущим годом увеличился на 2800 тыс. руб. и составил 51300 тыс. руб., что оценивается положительно. Наибольший удельный вес в общем выпуске продукции (объеме продаж) в отчетном году занимает объем производства продукции А – 41,7%. Наименьший удельный вес в общем выпуске продукции (объеме продаж) в отчетном году занимает объем производства продукции С – 27,5%.

На увеличение выпуска продукции (объем продаж) повлияло множество факторов. Так, за счет увеличения материальных затрат на 1510 тыс. руб., объем выпуска продукции (объем продаж) увеличился на 2425,06 тыс. руб. За счет увеличения материалоотдачи на 0,01 руб., объем выпуска продукции (объем продаж) увеличился на 374,178 руб. При увеличение численности работников на 3 человека, и увеличение производительности труда на 8,77 руб. объем производства продукции (объем продаж) увеличился на 582 тыс. руб., и на 2208,69 тыс. руб. соответственно.

Отрицательное влияние на выпуск продукции (объем продаж) оказала фондоотдача. Снижение фондоотдачи на 0,01 руб. привело к уменьшению выпуска продукции (объема продаж) на 354,52 тыс. руб.

За анализируемы период, наблюдается тенденция увеличения себестоимости продукции. В отчетном году себестоимость составляла 43624 тыс. руб., что на 1824 тыс. руб. больше, чем в предыдущем году.

Наибольшее влияние на увеличение себестоимости оказало увеличение материальных затрат. За счет влияния данного фактора себестоимость продукции увеличилась на 1510 тыс. руб. Наименьшее влияние на увеличение себестоимости продукции оказала амортизация. За счет влияния данного фактора себестоимость продукции увеличилась на 164 тыс. руб.

Вследствие увеличения объема производства и себестоимости продукции, увеличилась и прибыль. За анализируемый период прибыль увеличилась на 976 тыс. руб. и составила в отчетном году 7676 тыс. руб., что оценивается положительно.

В целом деятельность предприятия оценивается положительно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеева А.И., Васильев Ю.В., Малеева  А.В., Ушвицкий Л.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 672 с.

2. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика  финансово-хозяйственной деятельности  предприятия: Учебное пособие для  вузов. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 213 с.

3. Войтоловский Н.В. Экономический анализ: основы теории. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / под ред. Войтоловского Н.В., Калининой А.П., Мазуроваой И.И. – М.: Высшее образование, 2007 – 513 с.

4. Гиляровская Л.Т. Экономический  анализ: учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 – 615 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Таблица – Основные экономические показатели деятельности предприятия

№п/п

Показатели

Предыдущий год

Отчетный год

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

Темп прироста (снижения), %

1

Выпуск продукции (объем продаж), тыс. руб.

48500

51300

+2800

105,77

+5,77

1.1 Продукция вида А

22540

21370

-1170

94,81

-5,19

1.2 Продукция вида В

11350

15800

+4450

139,21

+39,21

1.3 Продукция вида С

14610

14130

-480

96,71

-3,29

2

Трудовые ресурсы:

         

2.1 Среднеспис.численность раб., чел.

250

253

+3

101,2

+1,2

2.2 Затраты на оплату труда с начислениями, тыс. руб.

7500

7650

+150

102

+2

3

Материальные затраты, тыс. руб.

30200

31710

+1510

105

+5

4

Основные фонды:

         

4.1Стоимость основных  фондов, тыс. руб.

45600

48564

+2964

106,5

+6,5

4.2 Амортизация, тыс. руб.

4100

4264

+164

104

+4

5

Оборотные средства, тыс. руб.

10000

10250

+250

102,5

+2,5

6

Совокупные затраты (себестоимость), тыс. руб.

41800

43624

+1824

104,4

+4,4

7

Затраты на 1 руб. продукции, коп.

0,8619

0,8504

-0,0115

98,67

-1,33

8

Производительность труда, руб.

194

202,7668

+8,7668

104,5

+4,5

9

Продукция на 1 руб.оплаты труда, руб.

6,4667

6,7059

+0,2392

103,7

+3,7

10

Трудозатраты на 1 руб.продукции, руб.

0,1546

0,1491

-0,0055

96,44

-3,56

11

Материалоотдача, руб.

1,6060

1,6178

+0,0118

100,7

+0,7

12

Материалоемкость, руб.

0,6227

0,6181

-0,0046

99,26

-0,74

13

Доля материальных затрат в общей сумме затрат, %

72,25

72,69

+0,44

   

14

Фондоотдача, руб.

1,0636

1,0563

-0,0073

99,3

-0,7

15

Фондоемкость, руб.

0,9402

0,9467

+0,0065

100,69

+0,69

16

Оборачиваемость оборотных средств

4,85

5,01

+0,16

103,3

+3,3

17

Производственные средства всего тыс.руб.

55600

58814

+3214

105,8

+5,8

18

Отдача основных и оборотных средств, руб.

0,8723

0,8722

-0,0001

99,99

-0,01

19

Прибыль, тыс. руб.

6700

7676

+976

114,6

+14,6

20

Рентабельность производства, %

16,03

17,60

+1,57

   

21

Рентабельность продаж, %

13,81

14,96

+1,15

   

объем производство продажа качество

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Таблица – Факторный анализ выпуска продукции (объема продаж)

Факторная модель

Метод факторного анализа

Алгоритм расчета

Результат (тыс. руб.)

V=ОС*ФО

Абсолютных разниц

∆Vос=2964*1,0636=3152,51

∆Vос=3152,51

∆Vфо= -0,0073*48564=-354,52

∆Vфо=-354,52

V=МЗ*МО

Абсолютных разниц

∆Vмз=1510*1,6060=2425,06

∆Vмз=2425,06

∆Vмо=0,0118*31710=374,178

∆Vмо=374,178

V=ЧР*ПТ

Относительных разниц

∆Vчр=48500*1,2/100=582

∆Vчр=582

∆Vпт=(48500+582)*4,5/100=2208,69

∆Vпт=2208,69


 

где V – выпуск продукции (объем продаж);

ОС – основные средства;

ФО – фондоотдача;

МЗ – материальные затраты;

МО – материалоотдача;

ЧР – среднесписочная численность работников;

ПТ – производительность труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Факторный анализ себестоимости продукции. Факторная модель:

 

С/С = ЗОТ + МЗ + А

 

Алгоритм расчета: (метод цепных подстановок)

 

С/Сб= ЗОТб + МЗб + Аб = 7500+30200+4100 = 41800 тыс. руб.

С/С1 = ЗОТо + МЗб + Аб = 7650 + 30200 + 4100 = 41950 тыс. руб.

С/С2 = ЗОТо + МЗо + Аб = 7650 + 31710 +4100 = 43460 тыс. руб.

С/С3 = ЗОТо + МЗо + Ао = 7650 + 31710 + 4264 = 43624 тыс. руб.

∆С/Сзот = С/С1 – С/Сб = 41950 – 41800 = 150 тыс. руб.

∆С/Смз = С/С2 – С/С1 = 43460 – 41950 = 1510 тыс. руб.

∆С/Са = С/С3 – С/С2 = 43624 – 43460 = 164 тыс. руб.

 

где С/С – себестоимость;

ЗОТ – затраты на оплату труда;

МЗ – материальные затраты;

А – амортизация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Факторный анализ прибыли. Факторная модель:

 

П = V – С/С

 

Алгоритм расчета: (метод цепных подстановок)

 

Пб = Vб – С/Сб = 48500 – 41800 = 6700 тыс. руб.

П1 = Vо – С/Сб = 51300 – 41800 = 9500 тыс. руб.

П2 = Vо – С/Со = 51300 – 43624 = 7676 тыс. руб.

∆Пv = П1 – Пб = 9500 – 6700 = 2800 тыс. руб.

∆Пс/с = П2 – П1 = 7676 – 9500 = – 1824 тыс. руб.

 

где П – прибыль;

V – выпуск продукции (объем продаж);

С/С –себестоимость.

 

 

 


Информация о работе Теоретический аспект анализа объема, ассортимента и качества продукции