Теории ценообразования, их сравнительный анализ и практическая значимость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Перед всеми организациями встаёт задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остаётся важнейшим критерием принятия потребительских решений и является основным фактором, определяющим выбор покупателей среди малоимущих групп населения. Также цена является активным инструментом формирования структуры производства, оказывая воздействие на продвижение товара, способствует повышению эффективности производства и увеличению прибыли.

Содержание работы

Введение3
Глава 1. Ценообразование, его сущность и основные понятия5
1.1 Теоретическое основание цены и ценообразования 5
1.2 Теоретические подходы к ценообразованию 6
Глава 2. Модели ценообразования12
2.1 Модели ценообразования, ориентированные на издержки 12
2.2 Модели ценообразования, ориентированные на потребителей 15
2.3 Модели ценообразования, ориентированные на конкурентов 16
Глава 3. Ценовая политика предприятия20
3.1 Стратегии ценообразования 20
3.2 Опыт эффективной ценовой политики 26
Заключение 29
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

ТЕОРИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ, ИХ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.docx

— 92.28 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«Санкт-Петербургский  государственный торгово-экономический университет»

(ФГБОУ ВПО  «СПбГТЭУ»)

Кафедра экономической теории и мировой экономики

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Микроэкономика»

ТЕОРИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ, ИХ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

направление 080100.62 «Экономика»

 

 

 

Работу выполнил студент

Калинко Анастасия Сергеевна

курс, группа 1, 2211

№ зачетной книжки 12271- Э

 

Научный руководитель

к.э.н., доцент

Соколова Анастасия Александровна

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение3

Глава 1. Ценообразование, его сущность  и основные понятия5

1.1 Теоретическое основание цены и ценообразования 5

1.2 Теоретические подходы к ценообразованию 6

Глава 2. Модели ценообразования12

2.1 Модели ценообразования, ориентированные на издержки 12

2.2 Модели ценообразования, ориентированные на потребителей 15

2.3 Модели ценообразования, ориентированные на конкурентов 16

Глава 3. Ценовая политика предприятия20

3.1 Стратегии ценообразования 20

3.2 Опыт эффективной ценовой политики 26

Заключение 29

Список использованной литературы 32

 

 

 Введение

Темой, данной курсовой работы является ценообразование, которое является одним из определяющих факторов успешного развития предприятия, целью которого является достижение прибыли.

Перед  всеми организациями встаёт задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена была и остаётся важнейшим критерием принятия потребительских решений и является основным фактором, определяющим выбор покупателей среди малоимущих групп населения. Также цена является активным инструментом формирования структуры производства, оказывая воздействие на продвижение товара, способствует повышению эффективности производства и увеличению прибыли.

 Определение цены является  одной из труднейших задач, стоящих  перед любым предприятием. Ведь цена предопределяет успехи компании — объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.  Именно поэтому необходимо рассмотрение  данной темы и выделение особого внимания этому вопросу при организации любого бизнеса. Ведь для того чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателям, иначе их невозможно будет продать.

В связи с этим главной целью курсовой работы является раскрытие вопроса стратегии ценообразования. Для этого необходимо изучить понятие цены и ценообразования, рассмотреть теоретические подходы к его изучению, разработанные на их основе модели образования цены и ценовые стратегии предприятий в условиях рынка. Чтобы осветить данные вопросы я использовала учебную литературу.

Для того чтобы наиболее полно раскрыть тему курсовой работы, был рассмотрен пример эффективного применения ценовой политики на предприятии ООО "ИРИС", которое занимается оказанием услуг в области обслуживания оргтехники. Данное предприятие с первых дней работы выбрало верную ценовую стратегию и придерживается её до сих пор, именно это помогло закрепить свои позиции на рынке и завоевать определённый сегмент рынка.

Приведённый пример наглядно показывает насколько важно выбрать правильную ценовую политику, для того чтобы предприятие развивалось и получало прибыль. Ведь важнейшим условием дальнейшего успеха компании является именно конкурентоспособность реализуемой продукции или услуг.

 

Глава 1. Ценообразование, его сущность  и основные понятия.

Теоретическое основание цены и ценообразования.

Цена и ценообразование являются одними из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.

Существуют две основные теории цены.

Основы первой теории – стоимостной теории цены – были заложены В. Петти, А. Смитом и Д. Риккардо. Она была последовательно разработана К. Марксом. Согласно данной теории товар имеет стоимость и цену. Стоимость представляет собой реализованный в товаре общественно полезный труд. Цена согласно этой теории представляет собой денежное выражение стоимости товара и может быть не тождественна стоимости, которая, в свою очередь, представляет собой объективную основу цены.

Вторая теория утверждает, что цена определяется суммой финансовых затрат при самом оптимальном способе использования ресурсов производства. Причем рыночная цена товара определяется не столько в зависимости от финансовых затрат производителя, сколько в зависимости от непосредственной оценки этих затрат с точки зрения полезности самим покупателем.

Ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу, характеризуемый, прежде всего методами и способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам. От правильности выбора метода ценообразования, зависит достижение целей компании и ее развитие в будущем. Имеют место в основном два способа ценообразования:

1) централизованное ценообразование  означает формирование цен государством, базирующееся на издержках производства  и издержках обращения;

2) рыночное ценообразование  означает формирование цен, основанное  на взаимодействии спроса и  предложения.

Эти способы наряду с указанными выше теориями цены в процессе развития рынка легли в основу современных моделей и методов ценообразования.

 Теоретические подходы к ценообразованию.

Сторонники теории издержек производства считали, что на цену, которую согласен уплатить покупатель в зависимости от степени полезности товара, влияет и цена, по которой производитель товара согласен его продать. Причем цена производителя не может быть ниже издержек, поэтому в основе расчета цены должны лежать калькуляция затрат и какая–то предполагаемая норма рентабельности. Ведь если потребитель не ездит на машине, то для него стоимость бензина, колес и других деталей к машине равна нулю. Возникает вопрос, чьи субъективные оценки должны лежать в основе цены – потребителя или производителя? Однако, если производитель не компенсирует своих затрат и не получает прибыли, то он не будет вообще производить данную продукцию.

Согласно теории трудовой стоимости, в основе которой лежат учения ученых-экономистов XVIII- XIX в. Адама Смита, Давида Рикардо и Карла Маркса, цена товара представляет собой денежное выражение его стоимости. В основе стоимости лежит труд, затраченный на производство данной продукции, таким образом, воплощенный в товаре труд образует стоимость товара. Величина стоимости товара должна измеряться количеством труда, затраченного на производство продукции.

Различают понятия индивидуальной и общественной стоимости труда. То рабочее время, которое затрачивается на производство товара отдельным товаропроизводителем, называется индивидуальным рабочим временем. Однако на рынке все товары одинакового качества продаются по одинаковой цене, в основе которой лежит общественная стоимость товара. Общественная стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда. Следовательно, цена, являясь денежной формой стоимости, отражает затраты общественно необходимого труда.

Общественно необходимые затраты труда представляют собой рабочее время, требуемое для изготовления определенного товара при общественно нормальных условиях производства, при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда, т.е. это время, которое требуется для производства основной массы продукции данного вида.

На основе теории трудовой стоимости был сформулирован закон стоимости, в соответствии с которым обмен товарами на рынке происходит по стоимости, определяемой общественно необходимыми затратами труда.

Основы теории предельной полезности были заложены представителями австрийской (венской) школы. Теоретические положения австрийской школы были изложены в книгах К. Менгера "Основания политической экономии", Э. Бем-Баверка "Основы теории ценности хозяйственных благ" и "Капитал и прибыль", Ф. Визера "Происхождение и основные законы хозяйственной ценности" и "Естественная ценность". Главная особенность теории предельной полезности по сравнению с теорией трудовой стоимости заключается в том, что процесс формирования цены перенесен из сферы производства в сферу потребления и обращения. Основная категория австрийской школы — предельная полезность, т. е. субъективная полезность "предельного экземпляра", удовлетворяющего наименее настоятельную потребность во благе данного рода. Она, по мнению австрийской школы, определяет ценность благ, которая зависит от соотношения запаса конкретного блага и потребности в нем. Вместе с ростом запаса при данной потребности снижается предельная полезность и, следовательно, ценность блага; при уменьшении запаса предельная полезность и ценность возрастают. Таким образом, ценность блага зависит от степени насыщения потребности в нем. По мнению Бем-Баверка, она (ценность) определяется важностью той конкретной потребности, которая занимает последнее место в ряду потребностей, удовлетворяемых всем запасом материальных благ данного рода.

Из предельной полезности австрийская школа выводила "объективную меновую ценность" и из нее — рыночную цену как равнодействующую субъективных оценок благ покупателями и продавцами. Этот переход от субъективных оценок к реальной цене — кульминационный пункт всей теории предельной полезности, вследствие несовместимости субъективных ощущений и их несопоставимости с объективными стоимостными и денежными величинами.

Таким образом, теория предельной полезности, которая, как и другие маржиналистские концепции, используется в Экономикс в качестве методологической базы, пытается объяснить положительное значение цены так называемой предельной полезностью, т. е. субъективной оценкой дополнительной полезности добавочного экземпляра продукта, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в нем. Конечно, можно согласиться с тем, что любой человек имеет индивидуальную оценку предельной полезности каждого из интересующих его благ (хотя такая оценка часто весьма расплывчата и разнородна по каждому продукту). Нельзя также отрицать действия закона убывающей предельной полезности, в соответствии с которым по мере увеличения запаса данного блага и возрастания потребления числа его единиц удовлетворенность потребителя снижается. Однако достаточно ли всего этого для того, чтобы рассматривать предельную полезность в качестве объективной базы цены? Думается, нет.

Во-первых, само понятие "предельная полезность" носит явно выраженный субъективный характер. Ведь предельная полезность одного и того же продукта для разных людей неизбежно оказывается неодинаковой, так как каждый человек, с одной стороны, имеет различное отношение к полезности или вредности определенного продукта в силу различий в потребностях, вкусах и вообще в образе жизни, а с другой стороны, даже при идентичности потребностей и вкусов получает неодинаковую информацию о соотношении запасов данного продукта и потребностей в нем, не говоря уже о том, что точной информацией на этот счет вряд ли кто-то располагает. Следовательно, предельная полезность одинаковых благ для каждого индивида становится несопоставимой.

Во-вторых, у предельной полезности не может быть объективной единицы измерения даже по отношению к одному и тому же продукту. Например, чем измерить предельную полезность обуви, куртки и др.? Поэтому Экономикс пытается вывести некую искусственную единицу, называемую "ютиль", хотя и с оговорками об ее условности и субъективности. Что уж говорить о возможности сопоставления субъективной предельной полезности разных благ даже у одного и того же человека. О каком-либо соизмерении предельных полезностей разных продуктов у различных людей и речи быть не может.

В-третьих, когда говорят, что предельная полезность и ценность данного блага определяется соотношением его запаса и потребности в нем, тогда фактически возвращаются к тому, с чего начали: к утверждению, что цена зависит от соотношения предложения продукта и спроса на него. Ведь хотя спрос — это не просто потребность, а платежеспособная потребность, если оценивается предельная полезность и ценность блага, то делается это для его приобретения и с учетом возможности уплатить за него. Что же касается запаса, то он практически тождествен предложению. Таким образом, начав поиск факторов, которые кроме спроса и предложения, влияют на цену и делают ее всегда положительной и определенной величиной, мы через предельную полезность вернулись к тому же соотношению спроса и предложения, так и не ответив на поставленный вопрос. Теория предельной полезности водила нас по замкнутому кругу, который для познания природы цены является, по-видимому, порочным.

В-четвертых, теория предельной полезности, игнорируя затраты на производство и реализацию продукта при определении его ценности, тем самым не отвечает на крайне важный вопрос о том, почему цена товара зависит от них и от их динамики. Эта зависимость достаточно очевидна, и на ее учете как раз и базируется трудовая теория стоимости.

В качестве компромисса между производителями и потребителями выступила теория рыночного спроса и предложения. Почему она является таковой? Спрос отражает интересы покупателей. Спрос на какой–либо товар или услугу представляет собой желание и возможность купить определенное количество товаров или услуг по определенной цене в определенный период времени. Спрос характеризует не просто желание купить товар, но и способность покупателя заплатить за него, то есть рассматривается только реальная возможность покупки. Характеристиками спроса являются:

  • объем спроса, отражающий количество товаров или услуг, которое потребители готовы купить по определенной цене в течение определенного периода времени

  • цена спроса, определяющая максимальный уровень цены, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товаров или услуг

В свою очередь, предложение отображает интересы производителей. Предложение какого–либо товара или услуги отражает готовность производителей продать определенное количество данного товара или услуги по определенной цене в течение определенного периода времени. Характеристиками предложения являются:

  • объем предложения, отражающий количество товаров или услуг, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени

Информация о работе Теории ценообразования, их сравнительный анализ и практическая значимость