Теория человеческого капитала. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить и проанализировать состояние и перспективы развития рынка труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь. Изучены понятия рынка труда, безработицы, виды и формы занятости населения, особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь, основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь
Задачи:
- изучить современные модели рынка труда, определить возможность их использования в белорусской политике занятости;
- раскрыть механизм и содержание процессов регулирования рынка труда в русле существующей научной традиции и логики научного знания определить условия оптимальной реализации человеческого потенциала на белорусском рынке труда;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Рынок труда: теоретические аспекты…………………………………...............5
1.1 Понятие, структура и механизм функционирования рынка труда…………. .5
1.2 Занятость населения: виды и формы…………………………………………...9
2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………………………………….…....13
2.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда в РБ………………………………………………………………………………….....13
2.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь ….………………..………..19
2.3 Государственной политики в области занятости населения..…………….....25
3. Институты рынка труда и их развитие в РБ……...............................………..32
Заключение……………………………………………………………………….. .37
Список использованных источников……………………

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 725.99 Кб (Скачать файл)

Величина рынка труда  определяется как трудовыми ресурсами, так и масштабами развития производительных сил. Для любого товарного рынка  присущи свои характерные особенности. Характерной чертой рынка труда, отличающей его от любого товарного  рынка, является то, что наем и использование  рабочей силы, с одной стороны, происходит на основе добровольности, как работника, так и работодателя, и, с другой стороны, - обеспечения  социальных гарантий со стороны государства.

На рынке труда фиксируются  ставки заработной платы и условия  занятости. Все это происходит с  учетом профессии, работы и занятости.

Занятость представляет собой  деятельность граждан, связанную с  удовлетворением личных и общественных потребностей на основе получения ими  заработка (трудовой доход). Она имеет  несколько видов.

Учет населения  по видам занятости позволяет  различать следующие виды занятости:

1) продуктивная занятость  - имеет место в сферах общественного  материального производства; приносит  работникам трудовой доход; исключает  скрытую безработицу лиц, формально  занятых, но ничего не производящих (такие лица формируют на производствах  излишнюю численность работников, занимающих формальные, неэкономические  рабочие места и попадающие  под процедуру высвобождения  в связи с сокращением либо  реструктуризацией производства);

2) полезная занятость,  которая распространяется на  все социально-значимые виды занятости,  включая очную учебу, службу  в Армии, воспитание детей,  ведение домашнего и личного  подсобного хозяйства, уход за  больными членами семьи, престарелыми гражданами, общественную и религиозную деятельность трудоспособных граждан;

3) рациональная занятость,  которая отражает соотношение  продуктивной занятости с другими  видами полезной занятости или  пропорции распределения трудовых  ресурсов общества по сферам  общественно-полезной деятельности, включая пропорции распределения  трудового потенциала по видам  занятий, отраслям, секторам экономики;

4) полная занятость, при  которой все желающие работать  при сложившемся (доминирующем) уровне  реальной заработной платы имеют  работу; по другой оценке, полная  занятость имеет место, если  удовлетворение спроса всех желающих  на рабочие места происходит  при условии экономической целесообразности  предлагаемых рабочих мест. Применительно  к отдельному человеку полная  занятость - это работа в течение  нормальной продолжительности рабочего  дня (недели), установленной законодательно (в РБ нормальная продолжительность  рабочего дня составляет 8 часов  в день или 40 часов в неделю). Достижение полной занятости  невозможно обеспечить с помощью  одного рыночного механизма, необходимо  постоянное регулирование этого  процесса со стороны государства  и общества, в первую очередь,  в сфере образования, науки,  здравоохранения, экологической  и национальной безопасности, функционирования  так называемых естественных  монополий (железные дороги, энергетические  и трубопроводные сети);

5) эффективная занятость  - это занятость населения, обеспечивающая  достойный доход, рост образовательного  и профессионального уровня трудоспособных  граждан на основе роста общественной  производительности труда, и сохраняющая  здоровье занятых. [3]

Полная занятость возможна и при некотором отклонении существующих рабочих мест от статуса экономически целесообразных, при несоответствии их профессионально-квалификационному  составу и образовательному уровню. В данной ситуации и работники, и  государство будут нести экономические  и социальные потери. Часть работников будет получать низкие заработки, не обеспечивающие нормальное существование, а государство, общество - недополучать денежные ресурсы в бюджет и социальные фонды.

Важным принципом обеспечения  занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса  между экономическими и социальными  результатами. Это означает, что  все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться  по их влиянию на рынок труда и  корректироваться, если возникнет в  этом необходимость. [4]

При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости  изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся  в условиях рыночной экономики, поскольку  многие факторы, влияющие на важнейшие  параметры занятости, зависит непосредственно  от человека.

Одним из основных элементов  формирования политики эффективной  занятости является разработка и  задействование механизма регулирования, динамичное равновесие спроса и предложения, рабочей силы на рынке труда.

Выделяются два блока  проблем:

- Оживление экономической  ситуации и инвестиционной активности  в стране, создание условий для  динамичного движения капитала, разработка мер по развитию  системы рабочих мест и увеличение  потребности предприятий и организаций  в рабочей силе.

- Совершенствование системы  оплаты труда, расширение возможностей  получения населением дополнительных  доходов (дивидендов от ценных  бумаг, процентов по вкладам), развитие системы социальных  пособий, дотаций, льгот, снижающих  потребность в труде отдельных  социально-демографических групп  населения, особенно женщин, учащейся  молодежи и пенсионеров.

В реализации первого направления  большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения  в условиях структурных сдвигов  в экономике и развития новых  форм собственности. С позиции занятости  населения намечаемое правительством ужесточение кредитно- финансовой политики и реальный ввод в действие Закона о банкротстве должны осуществляться очень осторожно. Чтобы банкротства реально повысили эффективность экономики, требуется наличие нескольких динамично развивающихся производственных секторов, куда бы перемещались ресурсы капитала и труда. Пока таких секторов недостаточно. [12]

В частности, государственная  политика на рынке труда в отношении  женщин должна предполагать тесную увязку программы женской занятости  со всей социальной политикой. Например: если повысить пособие на детей это  сможет увести с рынка труда большую  часть женщин. Необходимо также шире развивать альтернативные формы  занятости - каждая пятая женщина  хотела бы завести свое собственное  дело.

Для снижения давления на рынок  труда молодежи важно расширить  ее подготовку в дневных учебных  заведениях при сокращении заочного и вечернего обучения.

Существенное влияние  на ситуацию на областном и региональном рынках труда оказывает современное  решение проблем подготовки и  переподготовки кадров. [5]

 

Глава 2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе

2.1 Основные направления  государственного регулирования  рынка труда в РБ

 

Рынок труда и сфера  занятости, отражая многие противоречия переходного периода, сегодня испытывают большое влияние специфики трудовых отношений, сформировавшихся в условиях КАС. Развитие трудовых отношений до начала переходного периода характеризуется  некоторыми особенностями.

1) Гарантированная занятость  и отсутствие у занятых в  народном хозяйстве конкуренции  со стороны безработных приводило  к снижению производительности  и мотивации труда, потере стимулов  к повышению квалификации и  качества работы.

2) Государство, являясь  собственником подавляющей части  средств производства, было практически единственным работодателем и монопольно устанавливало цену труда,

Ставки заработной платы  определялись централизованно, в административном порядке.

3) Не предусматривалась  дифференциация ставок заработной  платы в зависимости от результатов,  вызванных процессом инвестирования  в человеческий капитал.

4) Высокий уровень монополизации  экономики в сочетании с отсутствием  рынка жилья, административными  ограничениями на переезд в другие города (институт прописки) и внеэкономическим закреплением работников на предприятии (очередь на жилье и т.п.) приводил к ограничению мобильности рабочей силы.

5) Социалистическая экономика  характеризуется деформированной  структурой занятости - в промышленности  и сельском хозяйстве занято  избыточное количество рабочей  силы. Этому способствует медленный  рост производительности труда и политика, направленная на приоритетное развитие тяжелой промышленности и сельского хозяйства.

6) Существующие механизмы  разрешения социальных конфликтов  были неэффективны. Профессиональные  союзы существовали, но входили  в структуру государства или  партийного аппарата и не представляли  интересы рабочих.

7) Крайне ограничены возможности  миграции за пределы страны. Как  известно, излишек рабочей силы  в одной стране может быть  продуктивно использован в другой  на рабочих местах, которые местное  население занимает неохотно.

8) В течение ряда лет  применялись массовые формы принудительного  труда.

9) Избыточный спрос на  рабочую силу со стороны государственных  предприятий и так называемый  дефицит рабочей силы, вопреки  экономическим законам, искусственно  создавался административными методами. [15]

Скрытая безработица, составляющая по некоторым оценкам до 20 % от общей  численности занятых оказывает негативное воздействие на многие стороны хозяйственной жизни: способствует сохранению низкого уровня заработной платы и нерациональной экономической структуры, сковывает инициативу работников и т.д.

Еще одна тенденция - значительный рост числа уволившихся по собственному желанию. Причины, побуждающие людей увольняться по собственному желанию, все больше приобретают экономическое содержание. Вынужденная неполная занятость, постоянные административные отпуска (часто без сохранения заработной платы) являются основными факторами, обусловливающими добровольный уход работников с предприятий и организаций в поисках стабильного места работы и нормального заработка. [21]

Данные о численности  принятых и уволенных работников приведены в Таблице 1:

 

Таблица 1. Численность принятых и уволенных работников за 2011 г.

 

 

Численность работников, принятых на работу, человек

Численность уволенных работников, человек

Соотношение принятых и уволенных  работников,

в %

2011 г.

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

2012 г. 

Январь

 

56 563

60 847

66 512

68 767

58 619

68 543

89 676

96 520

77 285

72 309

61 247

54 221

 

53 740

 

60 792

53 309

66 778

77 700

68 804

80 513

82 627

115 366

82 399

73 620

71 148

63 737

 

59 958

 

93,0

114,1

99,6

88,5

85,2

85,1

108,5

83,7

93,8

98,2

86,1

85,1

 

89,6


Примечание – Источник: [21]

Рынок труда представляет собой такую сферу рыночной экономики, где наиболее ярко прослеживаются ее недостатки, приводящие к дисбалансам  и необходимости государственного регулирования.

Цель регулирования рынка  труда в переходной экономике  заключается в содействии расширению спроса и поддержке эффективного предложения рабочей силы, с тем  чтобы: развить трудовые ресурсы  и приспособить их к структурным  изменениям для улучшения возможностей экономического роста; содействовать  социальному равенству путем  улучшения как способности к  занятости, так и возможности  для занятости в первую очередь  для социально незащищенных групп  населения; стимулировать занятость в период экономического спада. [16]

Во всех странах политика, проводимая на рынке труда, подразделяется на пассивную и активную.

Пассивная политика регулирования  рынка труда включает следующие  меры:

1. Регистрацию ищущих работу;

2. Определение размера пособий по безработице и организацию системы их выплат;

3. Осуществление не денежных форм поддержки безработных и членов их семей.

Одной из самых распространенных форм пассивной политики занятости  являются программы страхования  от безработицы, широко применяемые  в странах с переходной экономикой.

Сокращение безработицы  и достижение более полной занятости  в переходной экономике требует  проведения активной политики на рынке  труда. Основная ее цель - ускорение  процесса структурной реорганизации, а также предотвращение, уменьшение длительности и снижение уровня безработицы.

Активная политика на рынке  труда нацелена на повышение конкурентоспособности  работника в борьбе за рабочее  место путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, индивидуальной трудовой деятельности, т.е. на проведение «профилактики» безработицы и ее массового распространения. Она представляет собой комплекс мер, осуществляемых сетью специальных государственных учреждений и нацеленных на поддержание занятости, повышение мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, а также содействие более быстрому возвращению безработных к активному труду,

Одним из эффективных направлений  активной политики на рынке труда  является целенаправленное воздействие  на развитие важнейшего института рынка  труда - службы занятости. Основная ее задача состоит в повышении эффективности  функционирования рынка труда путем  распространения информации, позволяющей  сократить время поиска вакансий безработными и работников предпринимателями; способствующей найму работников, наиболее соответствующих требованиям работодателей; позволяющей работникам найти место  с подходящими условиями труда  и уровнем заработной платы.

Информация о работе Теория человеческого капитала. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь