Теория человеческого капитала. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить и проанализировать состояние и перспективы развития рынка труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь. Изучены понятия рынка труда, безработицы, виды и формы занятости населения, особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь, основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь
Задачи:
- изучить современные модели рынка труда, определить возможность их использования в белорусской политике занятости;
- раскрыть механизм и содержание процессов регулирования рынка труда в русле существующей научной традиции и логики научного знания определить условия оптимальной реализации человеческого потенциала на белорусском рынке труда;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Рынок труда: теоретические аспекты…………………………………...............5
1.1 Понятие, структура и механизм функционирования рынка труда…………. .5
1.2 Занятость населения: виды и формы…………………………………………...9
2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………………………………….…....13
2.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда в РБ………………………………………………………………………………….....13
2.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь ….………………..………..19
2.3 Государственной политики в области занятости населения..…………….....25
3. Институты рынка труда и их развитие в РБ……...............................………..32
Заключение……………………………………………………………………….. .37
Список использованных источников……………………

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 725.99 Кб (Скачать файл)

Для устранения несоответствия структуры свободных рабочих  мест и временно незанятой рабочей  силы в профессионально-квалификационном разрезе необходима своевременная  и соответствующая потребностям производства профессиональная подготовка и переподготовка безработных и работников, находящихся под угрозой увольнения. [2]

В условиях растущей безработицы  особое место занимает организация  общественных работ. Данные программы  представляют безработным общественные виды деятельности без специальной  профессиональной подготовки. Они призваны улучшать материальное положение слабо  защищенных групп населения, а также  морально поддерживать их во время  переходного периода, пока не появятся новые рабочие места.

Основные документы, соответственно которым осуществляется регулирование  рынка труда в Беларуси, являются: Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь, коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего  трудового распорядка, трудовые договоры.

В документы и нормативные  акты, регулирующие функционирование рынка труда, вносятся своевременные  изменения и дополнения в соответствии с проводимой государственной политикой, такие как Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» и Закон Республики Беларусь от 15 июля 2008 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной службы».

Все это вынуждает по-новому оценить трудовой баланс республики, с тем, чтобы заложить основы формирования рынка труда, отвечающего требованиям  времени. [20]

Основными проблемами в сфере  занятости являются: содержание излишней численности персонала, нерациональная отраслевая структура и дисбаланс  спроса и предложения рабочей  силы по профессионально-квалификационным составляющим; расширение масштабов  неформальной занятости и нерегистрируемой безработицы. В некоторых отраслях при формальной достаточности кадров оказывается невозможным обеспечить их профессиональное соперничество  за счет ротации.

Стратегической целью  государственной политики на рынке  труда является обеспечение свободно избранной, продуктивной занятости  и создание условий для более  рационального использования трудового  потенциала общества в соответствии с профессиональными возможностями  каждого человека. [16]

 

2.2 Состояние рынка труда  в Республике Беларусь

 

 

Рынок труда - наиболее сложный  элемент рыночной экономики. Здесь  не только переплетаются интересы работника  и работодателя, но и как в зеркале  отражаются все социально-экономические  явления, происходящие в обществе. От того, насколько успешно функционирует  экономика, в какой фазе экономического цикла она находится, каково поведение  основных субъектов рынка (работника  и работодателя), зависит спрос  на рабочую силу и ее предложение, а соответственно - уровень и структура  занятости, незанятости и безработицы.

Согласно концепции, заявленной в "Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг.", конечной целью развития должен выступать не сам по себе экономический  рост, темпы и размеры накопления, а человек, обеспечение его материальных и духовных потребностей.

В Республике Беларусь переход  к устойчивому развитию требует  структурной перестройки экономики, сбалансированного решения социально-экономических  задач по следующим направлениям: сохранение жизненно важных отраслей, удовлетворяющих потребности населения; ориентация на использование собственного технического потенциала и местных  ресурсов; ускоренное развитие конкурентоспособных  производств; развитие экономически оправданных  интеграционных связей с Россией  и другими странами СНГ и дальнего зарубежья; создание мотивационного механизма реализации мер по структурной перестройке экономики на основе гибкого сочетания рыночных методов и инструментов государственного регулирования.[1]

Концепция анализа рынка  труда. Совокупный рынок труда представляет собой механизм согласования интересов  работодателей и наемных работников, при посредничестве государства. Главными элементами этого механизма являются: совокупный спрос как синоним общей потребности экономики в наемной рабочей силе и совокупное предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу из числа экономически активного населения.

Текущий рынок труда рассматривается  как часть совокупного рынка, оставшаяся за пределами удовлетворенного спроса на труд, и определяется числом вакансий и числом лиц, занятых поиском  работы. Данный подход позволяет рассмотреть  состояние рынка труда на макро - и микроуровне и выделить механизмы  регулирования занятости и безработицы  на каждом из этих уровней.

Текущий рынок труда можно  представить как многосекторную структуру, образуемую двумя взаимосвязанными частями: открытым и скрытым рынками  труда. [19]

Открытый рынок труда - это все экономически активное население, фактически ищущее работу и  нуждающееся в профессиональной подготовке, и вакантные места  во всех секторах экономики.

Скрытый рынок труда включает лиц, которые формально числятся занятыми, но в силу отсутствия объемов  работы, рынков сбыта продукции и  других причин могут быть высвобождены без ущерба для производства. Официальная  часть скрытого рынка труда регистрируется органами статистики.

Доля трудоспособного  населения в трудоспособном возрасте составила по республике в целом  в 2011 г. 98, 2% наличных трудовых ресурсов. Тенденции изменения численности  данной категории населения во многом связаны с демографическими факторами: вступлением в трудоспособный возраст  молодежи и выбытием пост трудоспособного  населения, численность которого существенно  различается по отдельным годам.

 

 

 

 

 

Таблица 2. Численность трудовых ресурсов в РБ в 2011 году

 

Экономически активное население

В том числе

Занятые

Безработные

 

тыс. человек

в %

тыс. человек

в %

тыс. человек

в %

2011 год

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

2012

Январь

 

4691,9

4701,4

4708,1

4703,5

4690,6

4673,4

4673,9

4671,4

4650,1

4643,6

4631,1

4609,7

 

4586,4

 

99,9

100,1

100,01

100,1

99,9

99,5

99,2

99,1

98,8

98,5

98,2

97,9

 

97,8

 

4658,1

4667,2

4674,3

4670,4

4658,6

4642,4

4643,4

4640,4

4619,3

4613,7

4601,4

4580,8

 

4557,0

 

100,1

100,3

100,2

100,3

100,1

99,7

99,4

99,3

98,9

98,6

98,3

98,0

 

97,8

 

33,8

34,2

33,8

33,1

32,0

31,0

30,5

31,0

30,8

29,9

29,7

28,9

 

29,4

 

81,6

79,5

77,5

76,3

76,4

77,7

79,6

81,2

82,6

84,0

85,8

86,0

 

87,0


Примечание – Источник: собственная разработка на основе [20]

 

Анализ распределения  занятого населения по отраслям экономики  по республике в целом свидетельствует  о положительных изменениях в  отраслевой структуре занятости  в ходе процессов перераспределения  рабочей силы по отраслям общественного  производства.

Среди важнейших  проблем развития рынка труда  в РБ следует назвать:

1) определение масштаба  массовых увольнений и разработку  политики, призванной снизить их  негативное воздействие.

2) перемещение работников  из государственного сектора  в частный. Причем это происходит на фоне одновременного массового сокращения и создания рабочих мест в обоих секторах.

3) Несмотря на быстрый  рост, частному сектору до сих  пор принадлежала относительно  незаметная роль в поглощении  безработицы.

4) низкая степень информированности  безработных о вакансиях в  частном секторе и препятствия  для территориальной и профессиональной  мобильности труда.

5) Практически во всех  отраслях экономики преобладающим  является государственный сектор, доля которого в структуре  спроса на рабочую силу составляет 66 % рынка свободных рабочих мест  и вакансий.

6) Характерной особенностью  безработицы в странах с переходной  экономикой является ее застойный  характер, т.е. достаточно низкие  показатели поступления и выбытия  из состава безработных.

Одним из проявлений данной тенденции является увеличение средней  продолжительности нахождения без  работы и формирование крупной прослойки  хронически безработных - более 40 % от их общей численности.

7) Относительно высокая  доля среди безработных лиц  квалифицированного труда и значительное  несоответствие с профессионально-квалификационной  точки зрения предложения рабочей  силы и спроса на нее.

Реализация активных мер  политики занятости Республики Беларусь прослеживается в таблице 5:

Рисунок 1. Реализация активных мер политики занятости.

Примечание – Источник: собственная  разработка на основе [21]

Проанализировав данные таблицы, можно сказать, что государством осуществляются все возможные меры по снижению уровня безработицы (с 2,9% в 1995 г. она снизилась до 0,6% в 2011 г.)

Наиболее реальной и действенной  формой материальной поддержки работников, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, является предоставление им возможности участия  в оплачиваемых общественных работах  с соответствующей оплатой труда.

МинСтатом Республики Беларусь проанализирован рынок труда наиболее массовых профессий в Республике Беларусь. Рассмотрены наиболее востребованные профессии, как в городах, так и в сельской местности. К примеру, по состоянию на 01.12.2012 г. в городской местности наиболее востребованными являются следующие специальности: водитель автомобиля, каменщик, кровельщик по металлическим кровлям, машинист бульдозера, экскаватора, машинист крана (крановщик), монтажник строительных конструкций, повар, слесарь, электрогазосварщик, электромеханик, электромонтер, врач, медицинская сестра, фельдшер; в сельской местности: механизатор, оператор машинного доения, ветеринарный врач, зоотехник, врач, электромонтер, тракторист, инженер, медицинская сестра.

В целом на рынке труда  Республики Беларусь отмечаются положительные  изменения - приостановлен, к примеру, рост численности безработных. Растет и число вакансий, заявленных работодателями в службу занятости населения.[21]

2.3 Государственная политика в области занятости населения Республики Беларусь

 

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270 утверждена Государственная  программа  содействия занятости населения  Республики Беларусь на 2011 год  (далее  – Государственная программа), основной целью которой  является повышение  эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности  рабочей силы на рынке труда в  условиях модернизации экономики республики.

 В Государственной  программе  определены основные  направления и приоритеты деятельности  республиканских органов государственного  управления и иных государственных  организаций, подчиненных Правительству  Республики Беларусь, облисполкомов  и Минского горисполкома, объединений  нанимателей и профсоюзов, общественных  объединений инвалидов  по  реализации государственной политики  в сфере обеспечения занятости  населения.

В рамках реализации Государственной  программы   предполагается решение  следующих задач:

- содействие нанимателям в структурной перестройке экономики и повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и обновления рабочих мест;

- вовлечение в экономическую  деятельность незанятых граждан;

- интеграция в трудовую  сферу целевых  групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;

- содействие безработным  в организации предпринимательской  деятельности, самозанятости;

- повышение конкурентоспособности рабочей силы;

Информация о работе Теория человеческого капитала. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь