Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:38, курсовая работа
Цель работы: изучить и проанализировать состояние и перспективы развития рынка труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь. Изучены понятия рынка труда, безработицы, виды и формы занятости населения, особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь, основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь
Задачи:
- изучить современные модели рынка труда, определить возможность их использования в белорусской политике занятости;
- раскрыть механизм и содержание процессов регулирования рынка труда в русле существующей научной традиции и логики научного знания определить условия оптимальной реализации человеческого потенциала на белорусском рынке труда;
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Рынок труда: теоретические аспекты…………………………………...............5
1.1 Понятие, структура и механизм функционирования рынка труда…………. .5
1.2 Занятость населения: виды и формы…………………………………………...9
2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………………………………….…....13
2.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда в РБ………………………………………………………………………………….....13
2.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь ….………………..………..19
2.3 Государственной политики в области занятости населения..…………….....25
3. Институты рынка труда и их развитие в РБ……...............................………..32
Заключение……………………………………………………………………….. .37
Список использованных источников……………………
Законодательство о труде регулирует трудовые отношения, основанные на трудовом договоре, а также отношения, связанные с:
1) участием работников
и их представителей в
2) деятельностью профсоюзов
и ведением коллективных
3) профессиональной подготовкой работников на производстве;
4) обеспечением занятости граждан;
5) контролем и надзором
за соблюдением трудового
6) рассмотрением трудовых споров.
Трудовые и связанные с ними отношения, основанные на членстве в кооперативах, предприятиях и товариществах коллективных форм собственности, регулируются законодательством о труде. Иное (за исключением норм, ухудшающих положение членов кооперативов, предприятий и товариществ по сравнению с законодательством об охране труда, о гарантиях женщинам, инвалидам и несовершеннолетним, а также о платежах и взносах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и содействию занятости) может устанавливаться в учредительных документах и локальных актах этих кооперативов, предприятий и товариществ.
Не попадают под действие трудового законодательства отношения по поводу осуществления:
1) предпринимательской
2) обязанностей членов
наблюдательных и иных советов
(правлений), а также органов контроля
предприятий, обществ и
3) обязательств, возникающих
на основе договора подряда
и иных договоров,
Источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются:
1) Конституция Республики Беларусь;
2) настоящий Кодекс и
другие акты трудового
3) коллективные договоры, соглашения, иные локальные нормативные акты, принятые в соответствии с законодательством;
4) трудовые договоры.
Регулируемый рынок труда
Заработная плата определяется и в широком, и в узком смысле этого слова, что связано с неоднозначной трактовкой понятия «труд». В широком смысле заработная плата - это оплата труда работников самых различных профессий, будь то неквалифицированные рабочие, или люди профессий, труд которых требует больших затрат на образование (врачи, юристы, преподаватели), или работники сферы услуг. При таком подходе к определению заработной платы в нее включаются и доходы в виде гонораров, премий и иных вознаграждений.
В узком смысле понимается
ставка заработной платы, т. е. цена, выплачиваемая
за использование единицы труда
в течение определенного
Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальной заработной платой является сумма денег, которую получает наемный работник за свой труд в течении определенного периода времени. Реальная заработная плата - это те товары и услуги, которые можно приобрести на полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной от уровня цен.
Цены на факторы производства, в т. ч. на труд, определяются на основе закона спроса и предложения.
Предложение труда также зависит от величины заработной платы, но уже в прямой пропорции. Кривая предложения труда показывает, что при повышении реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении уменьшается.
В случае превышения зарплатой уровня равновесной цены предложение на рынке труда превышает рыночный спрос. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, возникает избыток предложения труда.
В случае снижения уровня заработной платы по сравнению с ее равновесным уровнем, спрос на рынке труда будет превышать предложение. В результате образуются незаполненные рабочие места из-за нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.
Как в первом, так и во втором случаях равновесие на рынке труда восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полной занятости. Но размер заработной платы зависит не только от колебаний спроса на труд и предложения труда, но и от качества труда, квалификации и профессионализма работников. [1]
Страхование от безработицы
В рыночной экономике защита
от безработицы является неотъемлемым
элементом государственной
Основными параметрами, отличающими системы страхования на случай безработицы в различных странах, являются условия предоставления права на пособие по безработице, размер пособия и продолжительность его выплаты.
Страховая система помощи
безработным исходит из того, что
ограниченность сроков выплаты пособия
стимулирует безработных к
С точки зрения государства, материальная помощь безработным эффективна, если она оптимальна по продолжительности и достаточна для удовлетворения основных жизненных потребностей трудоспособного населения (как минимум — для простого воспроизводства рабочей силы) на период поиска работы.
В теоретических разработках
о принципах определения
Государственные программы
В 2010 году ситуация на рынке труда улучшилась. Снизились масштабы неполной занятости, вырос спрос на рабочую силу. Созданы новые рабочие места.
На 1.01.2012 в Минске численность зарегистрированных безработных составила 3,5 тыс. человек. На обеспечение их занятости в Минске в наступившем году государство выделит Br 7,5 млрд.
Основанием для получения материальной помощи служат определенные обстоятельства и причины: стихийные бедствия, утеря личного имущества и так далее. Решение об оказании материальной помощи принимается Управлением соцзащиты и Комитетом по трудоустройству, занятости и соцзащите на основании ходатайства. [22]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При решении вопросов регулирования
рынка труда важно учитывать
специфические черты
Забота государства о
достижении в стране наиболее полной
и эффективной занятости как
важной социальной гарантии для экономически
активного населения является важнейшим
аспектом государственного регулирования
рынка труда, механизм формирования
которого будет постоянно
Создание новых рабочих
мест требует крупных
Человек, потерявший работу
и готовый к ней приступить
вновь, безусловно, имеет право на
содействие в трудоустройстве и
переквалификации, ему должна быть
предоставлена необходимая
Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь.
Как общественное явление безработица заслуживает самого пристального внимания. Безработицей начинает заниматься наука, ее начинают серьезно изучать.
Политика занятости населения
в 2011-2020 гг. должна быть направлена на достижение
наиболее полной сбалансированности спроса
и предложения рабочей силы, повышение
качества и конкурентоспособности
трудового потенциала страны. По прогнозу,
численность занятых в
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Ванкевич, Е.В., Коробова, Е.Н. Профилирование безработных граждан как эффективный инструмент предупреждения длительной безработицы в Беларуси// Бел.эк.журнал. – 2007. - № 1. – с. 3-5.