Теория человеческого капитала. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить и проанализировать состояние и перспективы развития рынка труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь. Изучены понятия рынка труда, безработицы, виды и формы занятости населения, особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь, основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь
Задачи:
- изучить современные модели рынка труда, определить возможность их использования в белорусской политике занятости;
- раскрыть механизм и содержание процессов регулирования рынка труда в русле существующей научной традиции и логики научного знания определить условия оптимальной реализации человеческого потенциала на белорусском рынке труда;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Рынок труда: теоретические аспекты…………………………………...............5
1.1 Понятие, структура и механизм функционирования рынка труда…………. .5
1.2 Занятость населения: виды и формы…………………………………………...9
2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………………………………….…....13
2.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда в РБ………………………………………………………………………………….....13
2.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь ….………………..………..19
2.3 Государственной политики в области занятости населения..…………….....25
3. Институты рынка труда и их развитие в РБ……...............................………..32
Заключение……………………………………………………………………….. .37
Список использованных источников……………………

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 725.99 Кб (Скачать файл)

 

Законодательство о труде  регулирует трудовые отношения, основанные на трудовом договоре, а также отношения, связанные с:

1) участием работников  и их представителей в управлении  предприятиями, учреждениями, организациями  и в организации труда;

2) деятельностью профсоюзов  и ведением коллективных переговоров;

3) профессиональной подготовкой  работников на производстве;

4) обеспечением занятости  граждан;

5) контролем и надзором  за соблюдением трудового законодательства;

6) рассмотрением трудовых  споров.

Трудовые и связанные  с ними отношения, основанные на членстве в кооперативах, предприятиях и товариществах  коллективных форм собственности, регулируются законодательством о труде. Иное (за исключением норм, ухудшающих положение членов кооперативов, предприятий и товариществ по сравнению с законодательством об охране труда, о гарантиях женщинам, инвалидам и несовершеннолетним, а также о платежах и взносах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и содействию занятости) может устанавливаться в учредительных документах и локальных актах этих кооперативов, предприятий и товариществ.

Не попадают под действие трудового законодательства отношения  по поводу осуществления:

1) предпринимательской деятельности  руководителем предприятия, если  он на основе контракта с  собственником  имущества   или уполномоченным им лицом  (органом)  наделен правами и  обязанностями и несет   ответственность,  установленную для предпринимателя   в соответствии с законодательством  о предпринимательстве;

2) обязанностей  членов  наблюдательных и иных советов  (правлений), а также органов контроля  предприятий, обществ и товариществ,  если эта деятельность не выходит  за рамки исполнения соответствующих  поручений;

3) обязательств, возникающих  на основе договора подряда  и иных договоров, предусмотренных  в Гражданском кодексе Республики  Беларусь. [7]

Источниками регулирования  трудовых и связанных с ними отношений  являются:

1) Конституция Республики  Беларусь;

2) настоящий Кодекс и  другие акты трудового законодательства;

3) коллективные договоры, соглашения,  иные локальные нормативные  акты, принятые в соответствии  с законодательством;

4) трудовые договоры.

 

Регулируемый рынок труда

 

Заработная плата определяется и в широком, и в узком смысле этого слова, что связано с  неоднозначной трактовкой понятия  «труд». В широком смысле заработная плата - это оплата труда работников самых различных профессий, будь то неквалифицированные рабочие, или  люди профессий, труд которых требует  больших затрат на образование (врачи, юристы, преподаватели), или работники  сферы услуг. При таком подходе  к определению заработной платы  в нее включаются и доходы в  виде гонораров, премий и иных вознаграждений.

В узком смысле понимается ставка заработной платы, т. е. цена, выплачиваемая  за использование единицы труда  в течение определенного времени. Это позволяет отделить общий доход от заработной платы.

Различают номинальную и  реальную заработную плату. Номинальной  заработной платой является сумма денег, которую получает наемный работник за свой труд в течении определенного периода времени. Реальная заработная плата - это те товары и услуги, которые можно приобрести на полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной от уровня цен.

Цены на факторы производства, в т. ч. на труд, определяются на основе закона спроса и предложения.

Предложение труда также  зависит от величины заработной платы, но уже в прямой пропорции. Кривая предложения труда показывает, что  при повышении реальной заработной платы возрастает предложение труда, а при ее снижении уменьшается.

В случае превышения зарплатой  уровня равновесной цены предложение на рынке труда превышает рыночный спрос. В этой ситуации происходит отклонение от положения полной занятости, возникает избыток предложения труда.

В случае снижения уровня заработной платы по сравнению с ее равновесным уровнем, спрос на рынке труда будет превышать предложение. В результате образуются незаполненные рабочие места из-за нехватки работников, согласных на более низкую заработную плату.

Как в первом, так и  во втором случаях равновесие на рынке  труда восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полной занятости. Но размер заработной платы  зависит не только от колебаний спроса на труд и предложения труда, но и  от качества труда, квалификации и профессионализма работников. [1]

 

 

 

Страхование от безработицы

 

В рыночной экономике защита от безработицы является неотъемлемым элементом государственной политики, направленной на решение важных социально-экономических  задач, в том числе на снижение социальной напряженности, связанной  с наличием в обществе групп, утративших доход и социальный статус. Эта  политика предполагает содействие занятости, материальную поддержку соответствующих  групп населения, т. е. компенсацию  определенной доли потерянного дохода, а также вывод с рынка труда  отдельных категорий безработных. Степень и формы участия государства  в решении указанных проблем, набор применяемых инструментов и методов в разных странах  неодинаковы, однако в развитых рыночных экономиках это направление политики является важнейшей составляющей деятельности государства.

Основными параметрами, отличающими  системы страхования на случай безработицы  в различных странах, являются условия  предоставления права на пособие  по безработице, размер пособия и  продолжительность его выплаты.

Страховая система помощи безработным исходит из того, что  ограниченность сроков выплаты пособия  стимулирует безработных к активному  поиску работы. В большинстве развитых стран пособие исчисляется на основе заработка и выплачивается  в течение установленного срока  лицам, внесшим определенный вклад  в фонд страхования по безработице. Пособие по безработице составляет значительную долю заработка, а ограниченность срока выплат не позволяет затягивать время поиска работы. Если материальная поддержка безработных строится на страховых принципах и источником ее финансирования является специальный  страховой фонд, то система социального  вспомоществования финансируется  из государственного бюджета.

С точки зрения государства, материальная помощь безработным эффективна, если она оптимальна по продолжительности  и достаточна для удовлетворения основных жизненных потребностей трудоспособного  населения (как минимум — для  простого воспроизводства рабочей  силы) на период поиска работы.

В теоретических разработках  о принципах определения размеров пособий по безработице часто  указывается на дестимулирующий характер высоких и продолжительных социальных выплат. При этом отмечается, что это не только лишает человека стимулов к поиску работы, но и увеличивает уровень его притязаний по отношению к зарплате на новом рабочем месте. Думается, что эта проблема менее всего относится к нашей стране, поскольку притязания российских безработных ниже уровня средней заработной платы по региону, причем большинство из них готовы выполнять работу, законодательно признанную неподходящей.[5]

 

Государственные программы

 

В 2010 году ситуация на рынке  труда улучшилась. Снизились масштабы неполной занятости, вырос спрос  на рабочую силу. Созданы новые  рабочие места.

На 1.01.2012 в Минске численность зарегистрированных безработных составила 3,5 тыс. человек. На обеспечение их занятости в Минске в наступившем году государство выделит Br 7,5 млрд.

Основанием для получения  материальной помощи служат определенные обстоятельства и причины: стихийные  бедствия, утеря личного имущества  и так далее. Решение об оказании материальной помощи принимается Управлением  соцзащиты и Комитетом по трудоустройству, занятости и соцзащите на основании  ходатайства. [22]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

При решении вопросов регулирования  рынка труда важно учитывать  специфические черты белорусской  модели рынка труда. Это более  высокая степень коллективизма  как традиционного способа взаимной поддержки работающих, разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики, неравномерность  перехода к рынку в отдельных  регионах, городах, сельской местности.

Забота государства о  достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как  важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим  аспектом государственного регулирования  рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Создание новых рабочих  мест требует крупных капиталовложений, а спрос на дополнительных работников определяется эффективностью использования  рабочей силы на производстве.

Человек, потерявший работу и готовый к ней приступить вновь, безусловно, имеет право на содействие в трудоустройстве и  переквалификации, ему должна быть предоставлена необходимая материальная помощь. Это аксиома рынка труда.

Рынок труда является фундаментом  рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму  должны иметь нормальную продолжительность  рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь.

Как общественное явление  безработица заслуживает самого пристального внимания. Безработицей начинает заниматься наука, ее начинают серьезно изучать.

Политика занятости населения  в 2011-2020 гг. должна быть направлена на достижение наиболее полной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, повышение  качества и конкурентоспособности  трудового потенциала страны. По прогнозу, численность занятых в экономике  к 2020 г. сократится до 3865 тыс. чел. Политика приоритетного развития социальных отраслей и переориентации экономики  на наукоемкие производства будет способствовать постепенному переходу к постиндустриальной модели занятости. Доля работающих в  сфере услуг, по расчетам, увеличится до 64%.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Зенькова, И. В. Сбалансированность занятости на рынке труда в Республике Беларусь: теоретические и методические основы обеспечения : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук : 08.00.01 / Зенькова Инга Владимировна. - Минск, 2010. - 24 с.
  2. Клюня, В. Л. Сбалансированность рынка труда в Республике Беларусь: методологические и методические основы обеспечения / В. Л. Клюня, И. В. Зенькова. - Новополоцк : ПГУ, 2009. - 216 c. - ISBN 978-985-418-916-1
  3. Ананьев, А.В. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике / А.В. Ананьев // Вопросы экономики. – 1995 № 5. – с. 12-14.
  4. Базылева, М.Н., Бондарь А.В. Рынок труда: генезис и особенности / М.Н. Базылева, А.В. Бондарь // Вестник БГЭУ. – 2001. - № 1. – с. 9.
  5. Ванкевич, Е.В. Принципы регулирования занятости в Беларуси/ Е.В. Ванкевич // Вестник БГЭУ. – 2000. - № 2. – с. 11-12.

Ванкевич, Е.В., Коробова, Е.Н. Профилирование безработных граждан как эффективный инструмент предупреждения длительной безработицы в Беларуси// Бел.эк.журнал. – 2007. - № 1. – с. 3-5.

  1. Бушмарин, И.В. Рынок труда в современной экономике/ И.В. Бушмарин // Общество и экономика. № 1., 1999.
  2. Головачев, А.С. Экономика и рынок труда. Уч. пособие/ А.С. Головачёв – Мн: Выш. школа. 1994.
  3. Государственная служба занятости: основные сведения // Человек и труд. – 1995 № 12. – с. 7-9.
  4. Грузинов, В.П. Экономика предприятия и предпринимательство / В.П. Грузинов – М.: Софист, 1994.
  5. Закон РБ от 15 июня 2006 г. № 125-3 (с изм.от 29.12.2006) «О занятости населения РБ» // Национальный реестр правовых актов РБ, 2006. - № 94, 2\1222.
  6. Заславский, И.Е Труд, занятость безработица / И.Е. Заславский - М.: Наука,1992.
  7. Кошанов, А.Н., Ибрагимова, И.С. Механизм регулирования занятости в условиях рыночной экономики / А.Н. Кошанов, И.С. Ибрагимова// Вопросы экономики. – 1992 № 7. – с. 32-34
  8. Кузьмин, С.А. Рыночная экономика и труд / С.А. Кузьмин - М.: Наука, 1993.
  9. Павлов, В.В. Отечественный рынок труда: соображения по регулированию / В.В. Павлов // Российский экономический журнал. – 1992 № 4. – с. 12-14
  10. Пачинина, Л.И. Оценка относительной важности целей развития рынка труда крупного города / Л.И. Пачина // Экономика управления. – 2006, № 3. – с. 16-19
  11. Программа социально-экономического развития РБ на 2006-2010 гг.
  12. Ракитский, А.В. Конкретно-исторические особенности становления рынка труда в СССР/ А.В. Ракитский // Вопросы экономики. – 1991 №9. – с. 24-25
  13. Рикардо, Д. Начала политэкономии, налоговое обложение Соч т.1. /Д. Рикардо - М.:Госполитиздат, 1955г. – стр. 85,88, 196
  14. Слезингер, Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие / Г.Э. Слэзингер – М., 2000.
  15. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. 2012 – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/new_url_024690364
  16. http://belstat.gov.by/
  17. http://tut.by

 

 


Информация о работе Теория человеческого капитала. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь