Теория человеческого капитала. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить и проанализировать состояние и перспективы развития рынка труда и особенности его функционирования в Республике Беларусь. Изучены понятия рынка труда, безработицы, виды и формы занятости населения, особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь, основные направления государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь
Задачи:
- изучить современные модели рынка труда, определить возможность их использования в белорусской политике занятости;
- раскрыть механизм и содержание процессов регулирования рынка труда в русле существующей научной традиции и логики научного знания определить условия оптимальной реализации человеческого потенциала на белорусском рынке труда;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Рынок труда: теоретические аспекты…………………………………...............5
1.1 Понятие, структура и механизм функционирования рынка труда…………. .5
1.2 Занятость населения: виды и формы…………………………………………...9
2. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………………………………….…....13
2.1 Основные направления государственного регулирования рынка труда в РБ………………………………………………………………………………….....13
2.2 Состояние рынка труда в Республике Беларусь ….………………..………..19
2.3 Государственной политики в области занятости населения..…………….....25
3. Институты рынка труда и их развитие в РБ……...............................………..32
Заключение……………………………………………………………………….. .37
Список использованных источников……………………

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 725.99 Кб (Скачать файл)

- снижение дисбаланса  между спросом и предложением;

- обеспечение занятости  населения в малых городах  и районах с устойчиво высоким  уровнем безработицы, в сельской местности.

Одним из важнейших приоритетов  Государственной программы является оказание органами по труду, занятости  и социальной защите содействия нанимателям  в структурной перестройке организаций, создание условий для трудоустройства  работников, высвобождаемых в связи  с реструктуризацией производств, за счет создания рабочих мест и  развития малого предпринимательства  в сочетании с опережающими мерами по профессиональной переподготовке работников, находящихся под угрозой увольнения. [20]

В январе - декабре 2011 года в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 313,3 тыс. человек (95,3 процента к 2010 году), из них зарегистрированы безработными 188,4 тыс. человек (91,5 процента). Включая граждан, состоявших на учете в органах по труду, занятости и социальной защите на начало года, в трудоустройстве нуждалось 365,8 тыс. человек (94 процента), из них 221,5 тыс. безработных (90 процентов).

Данные о численности  безработных, зарегистрированных в  органах по труду, занятости и  социальной защите, и уровне зарегистрированной безработицы приведены в таблице 2:

Таблица 3. Численность безработных в РБ за январь – декабрь 2011 г.

 

Численность безработных

Зарегистрировано безработных  за месяц, тыс. человек

Уровень зарегистрированной безработицы, %

тыс.

  человек

в % к

соответствующему месяцу предыдущего года

предыдущему месяцу

Январь

34,4

81,0

104,0

17,0

0,7

Февраль

34,1

78,3

98,9

16,9

0,7

Март

33,6

76,7

98,6

18,2

0,7

Апрель

32,7

75,8

97,3

15,5

0,7

Май

31,3

76,8

95,9

13,7

0,7

Июнь

30,6

78,6

97,5

14,5

0,7

Июль

30,5

80,6

99,6

13,2

0,7

Август

31,5

81,5

103,4

16,2

0,7

Сентябрь

30,1

83,7

95,6

16,3

0,6

Октябрь

29,6

84,3

98,5

16,2

0,6

Ноябрь

29,7

87,1

100,1

16,6

0,6

Декабрь

28,2

85,2

95,0

14,1

0,6


Примечание – Источник:  [20]

 

В целом основные показатели Государственной программы выполнены  всеми облисполкомами и Минским  горисполкомом.

В 2011 году в соответствии с заданиями Государственной программы:

- республиканскими и местными органами государственного управления трудоустроено на созданные рабочие места 181,6 тыс. человек (103,7 процента к годовому заданию), в том числе 2,5 тыс. безработных – на рабочие места, созданные нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд;

- оказано содействие в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 200,8 тыс. человек, из них 130,5 тыс. безработным (соответственно, 100,5 и 101,9 процента);

- направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 20,4 тыс. безработных (97,4 процента), в том числе 9,1 тыс. – женщин, 12,6 тыс. – молодых людей в возрасте 16-29 лет, из них 2,3 тыс. - несовершеннолетних;

- оказано содействие в трудоустройстве 1648 безработным из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики» (100,2 процента к заданию);

- оказано содействие в трудоустройстве 21,0 тыс. безработным, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, из них 11,9 тыс. – в счет установленной брони;

- организована адаптация к трудовой деятельности 499 инвалидов (105,9 процента);

- профинансированы и компенсированы нанимателям затраты на приобретение специализированного оборудования для создания 145 рабочих мест и трудоустройства инвалидов;

- оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 2 913 безработным (96,1 процента);

- на новое место жительства и работы переселено 363 семьи безработных (106,8 процента);

- в оплачиваемых общественных работах приняли участие 96,7 тыс. человек, в том числе 50,1 тыс. безработных (соответственно, 106,9 и 101,8 процента).

Всеми областными исполнительными  комитетами выполнены основные показатели Государственной программы по обеспечению  занятости сельского населения. На созданные рабочие места трудоустроено 21,5 тыс. человек, в том числе 419 человек  – на рабочие места, созданные  нанимателями за счет выделенных бюджетных  ссуд.

За 2011 год в сельской местности оказано содействие в трудоустройстве 28,5 тыс. безработным, оказана финансовая поддержка для организации собственного дела 460 безработным, направлено на профессиональное обучение 4,7 тыс. безработных, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 63,6 тыс. человек, в том числе 22,5 тыс. безработных.

В результате принятых мер  количество безработных в сельской местности в сравнении с началом  года уменьшилось на 1385 человек (с 7249 человек на 1.01.2011 до 5864 на 1.01.2012), или  на 19,1 процента, количество вакансий увеличилось  с 6,8 тыс. до 7 тыс. рабочих мест, или  на 2,9 процента.

Реализован комплекс мер, направленных на обеспечение занятости  населения в малых городах.

За 2011 год в малых городах трудоустроено на созданные рабочее места 29,2 тыс. человек (115,9 процента к заданию), в том числе в Брестской области – 4,7 тыс. (103,5 процента), в Витебской – 4,9 тыс. – 108 процентов, в Гомельской – 3,6 тыс. – 105,1 процента, Гродненской – 6,1 тыс. – 147,2 процента, Минской области – 5,6 тыс. – 126,8 процента, Могилевской области – 4,4 тыс. рабочих мест – 103,9 процента. Из общего количества созданных рабочих мест 1436 создано нанимателями за счет бюджетных ссуд.

Оказано содействие в трудоустройстве  на постоянное место работы 52,6 тыс. человек, в том числе 32,6 тыс. безработным, направлено на профессиональное обучение 4,1 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации предпринимательской деятельности 798 безработным, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 28,1 тыс. человек, в том числе 12,4 тыс. безработных.

В результате принятых мер  в малых городах республики количество безработных по сравнению с началом  года уменьшилось на 514 человек (с 6192 человек на 1.01.2011 до 5678 на 1.01.2012), или  на 8,3 процента, количество вакансий увеличилось  с 8,4 тыс. до 8,7 тыс. рабочих мест, или  на 3,6 процента.

Напряженность на рынке труда  снизилась и составила в целом  по республике 0,5 (в 2010 г. – 0,7). Самая  высокая напряженность на рынке  труда в Гомельской области – 1,1, самая низкая – 0,2 – в г. Минске.

Таблица 4. Напряженность на рынке труда в РБ.

 

Напряженность на 01.01.2012, %

Брестская область

0,8

Витебская область

0,8

Гомельская область

1,1

Гродненская область

0,6

г. Минск

0,2

Минская область

0,6

Могилевская область

0,6

Республика Беларусь

0,5


Примечание – Источник: собственная  разработка на основе [21]

 

В полном объеме обеспечивалась предусмотренная законодательством  социальная поддержка безработных.

На 1 января 2012 г. пособие по безработице получали 13 тыс. безработных, или 46,1 процента от числа состоявших на учете. Средний размер пособия в декабре составил 102,3 тыс. рублей.

По состоянию на 1 января 2012 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 28,2 тыс. безработных (85,2 процента к уровню 2010 года).

Количество вакансий в  сравнении с началом 2011 года увеличилось  на 5,9 процента и на 1 января 2012 г. составило 51,7 тыс. Рынок труда по–прежнему  ориентирован на рабочие профессии, которые составили 77,6 процента от общего количества вакансий, заявленных нанимателями (в 2010 году – 77,2 процента).

Итоги текущего мониторинга  показывают, что существенного ухудшения  ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдалось. Ситуация на рынке труда  оставалась стабильной, управляемой, контролируемой и не выходила за рамки прогнозных показателей Государственной программы.

По данным Белстата, численность занятых в экономике в январе-декабре 2011 г. составила 4632 тыс. человек при прогнозе на 2011 год 4670 тыс. человек, при этом Минская область обеспечила выход на нижний уровень прогнозного показателя (681 тыс. человек при задании 674,7 тыс. человек).

В Государственной программе  закладываются основы такого повышения, а также превентивные меры, направленные на снижение социальных издержек, связанных  с реструктуризацией организаций  и оптимизацией численности их работников.

В Государственной программе  предусматриваются следующие приоритетные направления:

- содействие нанимателям  в структурной перестройке организаций  в условиях модернизации рабочих  мест, развитие новых форм работы  с нанимателями;

- стимулирование создания  экономически эффективных рабочих  мест в перспективных наукоемких, высокотехнологичных, динамично  развивающихся отраслях экономики  и сфере востребованных услуг;

содействие безработным  в развитии предпринимательской, ремесленной  деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;

- стимулирование роста  занятости в сфере услуг;

- повышение экономической  активности незанятого населения;

- создание благоприятных  условий для повышения уровня  занятости в регионах;

- обеспечение занятости  граждан, не способных на равных  условиях конкурировать на рынке  труда;

- совершенствование социальной  защиты безработных;

- совершенствование законодательства  в сфере занятости населения. [20]

 

Государственная политика в области занятости  населения направлена на:

- обеспечение равных возможностей  всем гражданам в реализации  права на труд и свободный  выбор формы занятости;

- поддержку трудовой и  предпринимательской инициативы граждан. Содействие развитию их способностей к производительному труду путем координации деятельности в области занятости с другими направлениями экономики и социальной политики;

- соблюдение принципа  добровольности труда, свободного  выбора вида занятости путем  поощрения работодателей, создающих  новые рабочие места;

- обеспечение социальной  защиты населения в области  занятости на основе координации  деятельности государственных органов,  профсоюзов, предпринимателей в  разработке и реализации мер  по обеспечению занятости населения. [20]

Вопросами регулирования  занятости населения занимаются различные органы государственной  власти и общественные организации.

Государственная служба занятости  Республики Беларусь сформирована в 1991 году после принятия Закона Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. №828-XII "О занятости  населения Республики Беларусь". Правовыми актами, регулирующими  основную деятельность государственной  службы занятости, являются Закон “О занятости населения”, “Положение о Государственном фонде занятости  населения”, указы президента.

Основные задачи - учитывать  свободные рабочие места и  граждан нуждающихся в трудоустройстве, содействовать выбору подходящей работы гражданами и подбору необходимых работников работодателями, сохранять и организовывать новые рабочие места путем прямого инвестирования и кредитования, организовывать общественные работы, организовывать профессиональное обучение и профессиональное консультирование незанятых граждан, оплачивать обучение, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий, регистрировать безработных, выплачивать пособия по безработице и другие виды материальной помощи, оформлять досрочный выход на пенсию, разрабатывать программы занятости, мероприятия по социальной защите различных групп населения. [8]

 

Глава 3. Институты рынка труда и их развитие в РБ

 

 

Институты рынка труда:

- законодательство о труде  и трудовых соглашениях;

- минимальная заработная  плата;

- система страхования  по безработице;

- государственные программы  по обеспечению занятости населения.

Информация о работе Теория человеческого капитала. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь