Теория налогообложения. Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является, прежде всего, формирование общего представления о системе налогообложения и поиск возможных путей по реформированию и совершенствованию механизма налогообложения. Исходя из целей, можно определить следующие задачи:
1. Изучить историю возникновения налогов, а также систему налогообложения в разрезе ее эволюции.
2. Определить сущность налогообложения, его основные принципы, а также методы.
3. Выявить практическое применение системы налогообложения и ее специфику.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Сущность и функции современной налоговой системы…………....5
Содержание и принципы налогообложения ...………………....5
1.2 Виды налогов, их функции и значение……………………...….16
Налоговая система в Республике Беларусь………………………....26
3.1 Анализ налогообложения Беларуси………………………….....26
3.2 Налогообложение в других странах…………………………….33
3.3 Пути совершенствования налогообложения в Республике
Беларусь……………………………………………………………….35
Заключение…………………………………………………………………...41
Список литературы…………………………………………………….........45
Приложение А…………………………………………………………………47
Приложение Б………………………………………………………………....48
Приложение В……………………………………………………………….....49

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 75.56 Кб (Скачать файл)

- принцип всеобщности,  выражающий единый подход к  налогоплательщикам независимо  от источника дохода;

- принцип однократности  налогообложения одного и того  же объекта за определенный  период;

- принцип стабильности  налоговой системы;

- принцип оптимальности  налоговых изъятий, т.е. обеспечение  государства налоговыми доходами  при относительно небольшом количестве  налогов и справедливой тяжести  налогообложения юридических и  физических лиц.

Вторая группа принципов  налогообложения включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы  в конкретных условиях общественно-политического  и социально-экономического развития страны. Данная совокупность принципиальных требований относится к подсистеме внутринациональных принципов, на основании  которых принимается закон (кодекс) о налоговой системе конкретной страны на определенный период времени. Эта система демонстрирует, какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в этой стране, какие применимы лишь частично, а какие и вовсе не вписываются в систему налоговых отношений налогоплательщиков с государством [7, c. 31-32].

Вышеизложенные группы принципов  отражают следующие схемы:

Классификация принципов  налогообложения

 
 

Принципы налогообложения


 



 

Принцип – исходное положение  Принцип – основа действия налогового

Принципы построения конкретной налоговой системы


 

П

Р

А

К

Т

И

К

А


 

Теория


 

Теоретические (всеобщие или  фундаментальные) принципы


 

теории налогов механизма

       
       
     



 

Сочетание налогов


 

Выбор источника


 

Народно-хозяйственные принципы


 

Стабильность


 

Контролируемость


 

Экономность


 

Определенность


 

Принципы налогового управления


 

Равномерность


 

Всеобщность


 

Принципы справедливости


 

Эластичность


 

Достаточность


 

Нейтральность


 

Финансовые принципы


 

Группы принципов налогообложения


 

Теоретические принципы налогообложения

 

Таким образом, было определено, что принципы налогообложения являются неотъемлемой базой при формировании налоговой системы. Именно от принципов  зависит социально-экономическое  благополучие населения. Основные из них сформировались еще в 18 в., а затем были дополнены новыми, возникшими вследствие социально-экономического развития. Теоретические принципы налогообложения применяются в той или иной степени в налоговой системе любой страны, однако, исходя из конкретной экономической ситуации, могут формироваться различные экономические и организационно-правовые принципы, которые находят свое отражение на практике.

Сущность налога

Также налог можно рассмотреть, как налог - это поступление средств в бюджет, приводным механизмом которого служит принудительный и бесспорный характер взимания.

Налогообложение - процесс установления и взимания налогов в стране, определение  величин налогов и их ставок, а  также порядка уплаты налогов  и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогам [16, с. 35].

Прежде всего, остановимся  на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с  разделением общества на классы и  возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти..." [17, с.171]. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Закон также определяет круг налогоплательщиков: "Плательщиками  налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и  физические лица, на которых, в соответствии с законодательными актами, возложена  обязанность уплачивать налоги".

В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону.

Объектами налогообложения  являются доходы (прибыль), стоимость  отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование  природными ресурсами, имущества юридических  и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Налоговые льготы - полное или  частичное освобождение от налогов  определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых  доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др.

По налогам могут устанавливаться  в порядке и на условиях, законодательными актами, следующая льгота:

- необлагаемый минимум  объекта налога;

- изъятие из обложения  определенных элементов объекта  налога;

- освобождение от уплаты  налога отдельных лиц или категории  плательщиков;

- понижение налоговых  ставок;

- вычет из налогового  оклада (налогового платежа за  расчетный период);

- целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку  взимания налогов);

- прочие налоговые льготы

В зависимости от степени  разделения властей налоговая система  может быть двух-, трехзвенной. В  странах с федеральным делением (США, Германия) налоговая политика осуществляется на трех уровнях: правительственном, региональном (штаты и т.д.) и местном. В государствах, не имеющих федерального деления (Беларусь, Франция), существует двухуровневая система, включающая общегосударственные и местные налоги.

 

1.2 Виды налогов, их функции и значение

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость  их классификации (разделения на виды) на определенной основе. В теории налогообложения  для классификации налогов используются различные критерии.

Классификация налогов - это  группировка налогов по различным признакам.

Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие  основания классификации налогов:

1) по способу взимания  налогов;

2) по субъекту-налогоплательщику;

3) по органу, который устанавливает  и конкретизирует налоги;

4) по порядку введения  налога;

5) по уровню бюджета,  в который зачисляется налоговый  платеж;

6) по целевой направленности  введения налога;

7) по срокам уплаты  налогов.

1.По способу взимания  налогов. Согласно данному основанию,  различают прямые и косвенные  налоги.

Прямые налоги взимаются  в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов  или имущества налогоплательщиков, поэтому для последних размер налога точно известен.

Прямые налоги - это налоги на доходы физических и юридических  лиц. К ним относятся: налог на прибыль предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения.

Среди прямых налогов выделяют:

Реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний  доход, получаемый от того или иного  объекта налогообложения (налог  на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.).

Личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного  дохода и отражают фактическую платежеспособность. К ним относятся подоходный налог  с физических лиц, налог на прибыль  с предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее  в порядке наследования или дарения, и др.

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Они  взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой  перечень избранных товаров), таможенные пошлины. Такой налог фактически платит потребитель, но перечисляется он в налоговые органы предпринимателями. Государство косвенно взимает налог с потребителя.

2. По субъекту-налогоплательщику.  В соответствии с данным основанием  можно выделить следующие виды  налогов. 

Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, и др.).

Налоги с предприятий  и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.).

Смешанные налоги, которые  уплачивают как физические лица, так  и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог  с владельцев транспортных средств  и др.).

3. По органу, который устанавливает  и конкретизирует налоги. Действующие  в РБ налоги можно разделить  на группы в зависимости от  того, какой орган их вводит  и имеет право изменять и  конкретизировать: республиканские  налоги, региональные налоги.

4. По порядку введения  налога. По порядку введения можно  выделить налоги общеобязательные  и факультативные.

Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами РБ и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в  который они поступают. Факультативные налоги могут вводиться решениями  органов государственной власти областей, городов и иных административно-территориальных  образований.

Информация о работе Теория налогообложения. Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь