Теория налогообложения. Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является, прежде всего, формирование общего представления о системе налогообложения и поиск возможных путей по реформированию и совершенствованию механизма налогообложения. Исходя из целей, можно определить следующие задачи:
1. Изучить историю возникновения налогов, а также систему налогообложения в разрезе ее эволюции.
2. Определить сущность налогообложения, его основные принципы, а также методы.
3. Выявить практическое применение системы налогообложения и ее специфику.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Сущность и функции современной налоговой системы…………....5
Содержание и принципы налогообложения ...………………....5
1.2 Виды налогов, их функции и значение……………………...….16
Налоговая система в Республике Беларусь………………………....26
3.1 Анализ налогообложения Беларуси………………………….....26
3.2 Налогообложение в других странах…………………………….33
3.3 Пути совершенствования налогообложения в Республике
Беларусь……………………………………………………………….35
Заключение…………………………………………………………………...41
Список литературы…………………………………………………….........45
Приложение А…………………………………………………………………47
Приложение Б………………………………………………………………....48
Приложение В……………………………………………………………….....49

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 75.56 Кб (Скачать файл)

- налоговые ставки должны  быть гибкими и учитывать (через  систему льгот) приоритетное значение  отдельных отраслей экономик  и социальную значимость для  населения отдельных товаров  и товарных групп для населения;

- в условиях существования  Содружества независимых государств, функционирующего в рамках единого  экономического пространства, механизмы  налогообложения во всех странах  содружества должны быть максимально  сближены;

- налоговое законодательство  не должно допускать произвольного  толкования, должно быть понятным  плательщикам;

- административные расходы  по управлению налогами и соблюдению  налогового законодательства должны  быть минимальными.

Анализ законов о налогообложении  предприятий, принятых Верховным Советом  Беларуси в декабре 1991г. и введенных  в действие с 1 января 1992 г. с последующими дополнениями и изменениями, показывают, что они не соответствуют всем вышеперечисленным требованиям.

Во-первых, перечень налогов  и неналоговых платежей, которые  предприятия должны платить в  бюджет был довольно широк и не формировал целостную и логически увязанную налоговую систему, а мероприятия по ее упорядочению проводились путем механического объединения неоднородных по экономическому содержанию налоговых и неналоговых платежей.

Во-вторых, отдельные виды налогов нередко дублируют друг друга (налог на добавленную стоимость  и налог на прибыль).

В-третьих, существование  большого числа налогов, неоправданно относимых на себестоимость продукции (экологический, земельный, чрезвычайные налоги). При этом необходимо отметить, что факт отнесения налогов и  сборов на себестоимость продукции  не имеет должного теоретического обоснования. Отнесение части налогов на себестоимость  конкретных изделий ведет к их удорожанию, создавая тем самым основу для роста цен.

В-четвертых, на протяжении анализируемого периода наблюдалась  высокая налоговая нагрузка на фонд заработной платы.

Отмена в 2006 г. чрезвычайного  налога и отчислений в Республиканский  фонд содействия занятости населения  позволила уменьшить налоговую  нагрузку на фонд заработной платы, а  также поспособствовала снижению заинтересованности субъектов хозяйствования в использовании  схем при начислении заработной платы, которые выходят из-под контроля налоговых органов.

В-пятых, взимание сборов и  отчислений из выручки от реализации продукции (работ, услуг) в государственные  целевые бюджетные фонды оказывает  скорее негативное влияние на экономику  Беларуси, т.к. ухудшает конкурентоспособность  отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках страны.

Такая система не создает  благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, и более того, заставляет многих плательщиков уклоняться от выплаты  налогов.

Первоначально налоговая  система Беларуси была ориентирована  на выполнение преимущественно фискальной функции, базировалась на ошибочном  мнении о том, что чем выше ставка и чем большее количество налогов  будут платить предприятия, тем  больше налоговых платежей поступит в бюджет (см. Приложение Б). Однако международный  опыт показывает, что непременным  условием успешного формирования бюджета  является высокая предпринимательская  активность, которая может быть обеспечена лишь при условии, что выплачиваемые  им налоги будут им под силу, будут  давать возможность нормально функционировать  на условиях самофинансирования и технического совершенствования производства.

В целях выхода из циклических  кризисов государство было вынуждено  постоянно вносить дополнения и  изменения в действующую налоговую  систему. В основном эти изменения  касались сокращения количества взимаемых  налогов и сборов (см. приложение А).

Можно ли вообще говорить о  совершенном налогообложении при  нестабильности нормативных актов, регулирующих данные отношения. Например, «Закон «О налогах и сборах, взимаемых  в бюджет Республики Беларусь» подвергался  изменениям и дополнениям более 10 раз. Аналогично изменялись законы и  применительно к каждому конкретному  налогу.

Наряду с нестабильностью  наблюдается и неоперативность налогового законодательства. Взятый курс на разработку налогового кодекса до сих пор не получил логического завершения. Достаточно отметить, что общая часть налогового кодекса была принята еще в 2002г.

Существенным изменениям подвергаются состав, структура и  нормы отчислений во внебюджетные фонды. Их сокращение с 12 в 1992 г. до 3 в 1998 г. произошло, однако, за счет объединения ведомственных  централизованных фондов в единый инновационный  фонд, а также за счет изменения  состава платежей. Одновременно были введены новые формы целевых  республиканских сборов: на содержание ведомственного жилого фонда, на содержание детских дошкольных учреждений, на поддержку производителей сельскохозяйственной продукции, на содержание пожарной службы. Фонд социального страхования и  Пенсионный фонд были объединены в  Фонд социальной защиты населения. Были упразднены фонд регулирования розничных  цен и фонд развития здравоохранения.

Было отменено взимание акцизного  налога с натурального меха и изделий  из него, шин, для легковых автомобилей, одежды из натуральной кожи, огнестрельного и газового оружия и боеприпасов  к нему, снижены ставки акцизов  по легковым автомобилям.

Законом «О бюджете на 2000 год» было предпринято сокращение налоговых  платежей. Были объединены отчисления в местный фонд стабилизации экономики  производителей сельскохозяйственной продукции, на содержание жилья. С 2000 г. они стали вноситься единым платежом.

Множественность фондов снижала  маневренность в использовании  государственных финансовых ресурсов, увеличивала управленческие расходы, ослабляла государственный финансовый контроль за расходованием централизованных финансовых ресурсов. В связи с  этим происходило постоянное реформирование системы внебюджетных и бюджетных  фондов и соответственно системы  целевых налогов [12, с.29].

В своей статье «Оптимизация налогообложения по законодательству Республики Беларусь» юрист Сергей Литовко обозначил также некоторые  трудности с использованием льгот, предусмотренных законодательством. Например, Декретом Президента Республики Беларусь от 20.12.2007 № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов» установлен особый порядок налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей, находящихся (проживающих) в сельских населенных пунктах и осуществляющих в этих, а также иных сельских населенных пунктах деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

В этом же Декрете закреплены и ограничения применения особого  порядка налогообложения по видам  деятельности (производство подакцизных  товаров, производство и (или) реализация ювелирных изделий из драгоценных  металлов и (или) драгоценных камней; осуществление лотерейной, торгово-посреднической, туристической (за исключением агроэкотуризма), риэлтерской, страховой, банковской деятельности, профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности в сфере игорного бизнеса, а также в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы) и территории ее осуществления [3, с.22].

Безусловно, с правовой стороны  ограничения ясны, но если касаться непосредственно развития этих самых  сельских населенных пунктов, то при  таких условиях оно вряд ли сдвинется  с мертвой точки.

Таким образом, совершенствование  налоговой системы последних  лет было направлено на:

- введение общепринятых  правил налогообложения, принципов,  методов и способов регулирования  отношений, связанных с уплатой  налогов и сборов;

- сокращение количества  налогов за счет отмены малоэффективных  сборов и отчислений в целевые  бюджетные фонды, объединение  налогов, имеющих сходную налоговую  базу;

- модернизацию методов  расчета, а также механизмов  и принципов взимания косвенных  налогов [11, с.20].

 

2.2 Налогообложение в других странах

Представляется немаловажным при поиске путей совершенствования  налоговой системы обратиться также  к опыту реформирования налогообложения  в других странах. Например, Россия, пройдя путь реформирования в налоговой  сфере в 1999-2007 гг. достигла хороших  результатов. Сегодня налоговые  доходы России, выраженные в процентах  к валовому внутреннему продукту, сопоставима со странами «большой восьмерки», улучшается собираемость налогов, растет ответственность налогоплательщиков, налоговые долги реструктурируются.

Какие же изменения претерпела налоговая система Российской Федерации? Принципиальным изменением стала замена с 2001 г. подоходного налога на налог  на доходы физических лиц. Эта замена не является простым переименованием. После указанной замены доходы физических лиц разделены на две части: 1) доходы, получаемые от оплаты труда, где  вместо прогрессивной (12-30%) введена  единая (13%) ставка налога. Эта мера значительно  стимулировала выход «из тени»  средств, фактически направляемых на оплату труда, поспособствовала расширению налогооблагаемой базы; 2) пассивные доходы (по операциям  с ценными бумагами, выигрыши и  др.), облагаемые по повышенным, но фиксированным  ставкам (30-35% в зависимости от вида пассивного дохода) [2, с.36].

В странах Европейского Экономического сообщества ставки налога с продаж выше, чем в США. В Германии она  составляет 14%, но по ряду товаров (книги, журналы, продовольственные товары) она ниже и составляет 7%. В Республике Беларусь ставка налога с продаж колеблется от 5 до 15%.

Исходя из мирового опыта, следует отметить, что ставки налога на добавленную стоимость и особенно налога на продажу в РБ являются высокими.

Не совсем верно и отнесение  налогов на себестоимость продукции, работ и услуг с последующим  включением в отпускную цену товара, что говорит о наличии косвенного налога. Из этого можно сделать  выводы:

1) Отнесение налогов и  боров на себестоимость продукции  не имеет теоретического обоснования;

2) Себестоимость – это  вполне определенная рыночная  категория с заданным составом  производственных и коммерческих  расходов, где не должно быть  место налоговым расходам;

3) Включение налогов в  себестоимость продукции, работ,  услуг стимулирует рост цен;

4) Отнесение налогов на  себестоимость продукции является  скрытой формой снижения косвенных  налогов в общей налоговой  нагрузке.

Таким образом, можно отметить, что при совершенствовании системы  налогообложения в Республике Беларусь следует обратить внимание на опыт развития налоговой системы в  других станах и возможно позаимствовать некоторые нововведения принятые в  механизме налогообложения, что  поспособствует приведению действующего налогового законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации.

 

2.3 Пути совершенствования налогообложения в Республике Беларусь

Основной целью бюджетно-налоговой  политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки  экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.

Для укрепления бюджетно-налоговой  политики потребуется более тесная увязка с макроэкономическими тенденциями  и формирование бюджетов всех уровней  в рамках среднесрочного планирования. Структура консолидированного бюджета  в разрезе поступающих в него налогов представлена в приложениях  В и Г.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2012 гг. предусмотрено продолжать налоговую реформу, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и дальнейшее совершенствование налогового законодательства в целях снижения налоговой нагрузки, улучшения налогового администрирования и повышения рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы. Повышение справедливости и нейтральности налоговой системы требует, прежде всего, ликвидации многочисленных налоговых льгот, отмены, имеющих негативное влияние на экономику оборотных налогов и сборов, исчисляемых от выручки от реализации товаров и услуг, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам и совершенствования процедур уплаты налогов, сборов (пошлин). В связи с этим предусматривается:

- отмена мелких, неэффективных,  а также оказывающих негативное  влияние на экономическую деятельность  субъектов хозяйствования налогов  и сборов;

- выравнивание условий  налогообложения для всех категорий  плательщиков путем максимального  сокращения существующих налоговых  льгот и оптимизации налоговых  ставок;

- совершенствование системы  налогового администрирования, которая  должна обеспечивать снижение  уровня издержек исполнения налогового  законодательства как для государства,  так и для плательщиков;

Информация о работе Теория налогообложения. Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь