Теория налогообложения. Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является, прежде всего, формирование общего представления о системе налогообложения и поиск возможных путей по реформированию и совершенствованию механизма налогообложения. Исходя из целей, можно определить следующие задачи:
1. Изучить историю возникновения налогов, а также систему налогообложения в разрезе ее эволюции.
2. Определить сущность налогообложения, его основные принципы, а также методы.
3. Выявить практическое применение системы налогообложения и ее специфику.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Сущность и функции современной налоговой системы…………....5
Содержание и принципы налогообложения ...………………....5
1.2 Виды налогов, их функции и значение……………………...….16
Налоговая система в Республике Беларусь………………………....26
3.1 Анализ налогообложения Беларуси………………………….....26
3.2 Налогообложение в других странах…………………………….33
3.3 Пути совершенствования налогообложения в Республике
Беларусь……………………………………………………………….35
Заключение…………………………………………………………………...41
Список литературы…………………………………………………….........45
Приложение А…………………………………………………………………47
Приложение Б………………………………………………………………....48
Приложение В……………………………………………………………….....49

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 75.56 Кб (Скачать файл)

5. По уровню бюджета,  в который зачисляется налоговый  платеж.

Различают федеральные (республиканские) и местные (территориальные) налоги. Первые взимаются правительством в  центральный бюджет, вторые - местными органами власти и пополняют местные бюджеты.

6. По целевой направленности  введения налога. В соответствии  с этим основанием можно выделить  налоги абстрактные и целевые.

В зависимости от характера  использования налоги делятся на:

- общие. Поступают в  казну государства и используются  для общегосударственных нужд, специальные  имеют строго определенное назначение;

- специфические (целевые). Предназначены для финансирования конкретных государственных расходов. В Республике Беларусь таковыми являются чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, экологический налог.

Кроме того, к категории  целевых налогов относятся введенные  в Беларуси обязательные отчисления в республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, отчисления в местный бюджетный целевой  фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и  продовольствия, целевые сборы на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, отчисления в республиканский дорожный фонд, целевые сборы на содержание детских  дошкольных учреждений и др.

7. По срокам уплаты. Различают  следующие виды налогов по  срокам уплаты:

а) Срочные

б) Периодично-календарные.

В свою очередь периодично-календарные делятся на:

·  Декадные

·  Ежемесячные

·  Ежеквартальные

·  Полугодовые

·  Ежегодные

Таким образом, в истории  развития общества еще ни одно государство  не смогло обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций  по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Классификация налогов –  это группировка налогов по различным  признакам. Для организации рационального  управления налогообложением она имеет  большое значение. Наибольшее распространение  получило деление налогов по способу  изъятия – на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, а поведение под них тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране [7, с.24].

Состав налогов налоговой  системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект налогообложения, особенности  ставки, полнота прав соответствующих  бюджетов в использовании поступающих  налоговых сумм и др. Данная классификация  необходима как для составления  налоговых расчетов, составления  отчетности с использованием компьютерной обработки данных, так и для  проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию как плательщиков, так и государства.

Классификация налогов по определенным признакам позволяет  систематизировать учет налогов  и налоговых групп, в свою очередь  это содействует вводу налогов и сборов классификационных кодов для плательщиков.

Применение классификационных  кодов ведет к возможности  получения оперативной информации о состоянии налоговых процессов, выявлении негативных сторон налоговой  техники и их исправлении.

Как было указано выше, основным классификационным признаком деления  налогов является способ их изъятия. В соответствии с ним различают  прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги – это  налоги, взимаемые государством непосредственно  с доходов или имущества налогоплательщика. Они делятся на реальные и личные.

Реальные налоги построены  без учета личности плательщика  и уровня доходности объекта налогообложения. Сам факт наличия имущества является основанием для налогообложения. Например, налог на ценные бумаги, промысловый  налог.

Личные налоги – это  налоги, взимаемые с доходов или  имущества плательщиков. В мировой  практике они представлены следующими видами: подоходный налог с физических лиц, поимущественный налог, налог  с наследства и дарений, налог  на прибыль с корпораций и другими.

Косвенные налоги – это  налоги на товары и услуги, устанавливаемые  в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления  товаров и услуг. Они подразделяются на акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины и  т.п.

В свою очередь акцизы делятся  на индивидуальные (налогообложение  по сырью, по полуфабрикатам, по готовой  продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный  косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.

Государственные фискальные монополии делятся на полные и  частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства  на производство и продажу некоторых  товаров (спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.

Таможенные пошлины, однако, имеют самую сложную структуру. Они классифицируются по различным  признакам. Наиболее распространенная классификация производится по следующим  признакам:

- по происхождению: внутренние, транзитные, экспортные (вывозимые) и импортные (ввозные);

- по целям взимания: фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические;

- по характеру взимания (по ставкам): специфические, адвалорные (взимаемые в процентном соотношении  к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные  пошлины; 

- по характеру отношений:  конвенционные и автономные.

Конвенционная пошлина представляет собой платеж по международному договору, устанавливающий принципы таможенного  режима присоединившихся к конвенции  стран с общими правилами осуществления  таможенного контроля и взимания таможенных пошлин.

Автономная пошлина –  вид таможенного тарифа, который  устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для  него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа.

Классификация налогов может  осуществляться и в зависимости  от способа налогоизъятия. Существуют следующие способы:

1)Кадастровый. Предполагает  использование кадастра (реестра,  описи), содержащего перечень типичных  сведений об оценке и средней  доходности объекта налогообложения  (земли, домов), который используются  при исчислении соответствующего  налога.

2)Декларационный. Предусматривает  подачу плательщиком в налоговые  органы официального заявления  – декларации о величине объекта  налогообложения, в которую, как  правило, включают данные о  доходах и расходах плательщика,  источниках доходов, налоговых  льготах и порядке исчисления.

3)Административный. Предполагает  исчисление и изъятие налога  у источника выплаты дохода. В  данном случае налог удерживается  бухгалтерией еще до выплаты  дохода, что исключает возможность  от его отклонения [7, с.24-30].

Таким образом, была рассмотрена  классификация налогов по различным  классификационным признакам, основным из которых является деление налогов  по способу изъятия. Классификация  налогов по определенным признакам  обеспечивает систематизацию учета  налогов и налоговых групп, в  свою очередь это содействует  вводу налогов и сборов классификационных  кодов для плательщиков.

 

Структура налогов и сборов, формирующих государственный бюджет Республики Беларусь.  

 
НАЛОГИ И СБОРЫ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 
ВИДЫ ПЛАТЕЖЕЙ

 
ОСНОВНЫЕ СТАВКИ

 
1.

 
НДС

 
20%; 10%; 0%; 9,09%; 16,67%

 
2.

 
Акцизы

 
%, р. РБ

 
3.

 
Налог на прибыль 
 
на доходы

 
25%;15%; 
 
15%; 10%

 
4.

 
Чрезвычайный налог

 
4%

 
5.

 
Дорожный фонд

 
%

 
6.

 
Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки

 
 
 
1.5%

 
7.

 
Фонд содействия занятости

 
1%

 
8.

 
Лицензионные и регистрационные  сборы

 
р. РБ

 
9.

 
Другие неналоговые доходы

 

Источник [№ 20]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Налоговая система в Республике Беларусь.

2.1 Анализ налогообложения Беларуси

Как было указано в предыдущих главах, всякое государство при построении системы налогообложения опирается  на всеобщие, или функциональные принципы, однако в то же время каждая система  имеет свои особенности. Что касается Республики Беларусь, то существующие особенности системы налогообложения, характерные для экономики республики получили свое развитие в свете сложившихся  социально-экономических отношений  в государстве. В частности, не допускается установление налогов, нарушающих единое экономические пространство и единую налоговую систему государства; установление налогов, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств или ограничивают законную деятельность плательщиков; установление дополнительных налогов или использование повышенных или дифференцированных ставок налогов зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, гражданства физического лица [7, с. 33].

Налогообложение в Республике Беларусь регулируется налоговым законодательством, которое представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами и применяемых при  регулировании налоговых отношений.

Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя:

1. Налоговый кодекс Республики  Беларусь и принятые в соответствии  с ним законы, регулирующие вопросы  налогообложения;

2. Декреты, Указы и распоряжения  Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

3. Постановления Правительства  Республики Беларусь, регулирующие  вопросы налогообложения и принимаемые  на основании и во исполнение  Налогового кодекса, налоговых  законов и актов Президента  Республики Беларусь.

4. Нормативные правовые  акты республиканских органов  государственного управления, органов  местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения  в пределах вышеизложенных источников.

Налоговая система Беларуси включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканскими и местными бюджетами, и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Помимо общепринятых в мировой практике налогов на доходы и прибыль (подоходные налоги с физических и юридических лиц), взносов на социальное страхование (отчисления в фонды социальной защиты), налогов на потребление (НДС, акцизы, налог на топливо), имущественных налогов на собственность и капитал (налог на недвижимость, плата за землю, рентные платежи) и налогов в сфере внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, налог на экспорт и импорт) в ее состав входили и такие целевые платежи как чрезвычайный налог, государственные пошлины и сборы, транзитный налог, три вида сборов в дорожные фонды, отчисления в отраслевые фонды поддержки НИОКР, в местные внебюджетные фонды на содержание детских дошкольных учреждений и некоторые другие виды местных сборов и платежей [10, с. 606].

Одним из важнейших принципов  построения налоговой системы государства  является эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит  в соблюдении следующих требований:

- налоги должны оказывать  влияние на принятие экономических  решений;

- налоговая структура  должна содействовать проведению  политики стабилизации и развития  экономики страны;

- нормативные ставки и  порядок исчисления платежей  в бюджет должны быть стабильными  и оставаться неизменными на  протяжении ряда лет;

Информация о работе Теория налогообложения. Пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь