Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:54, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение и изучение контрактов, их сущности, типы, особенности, а также теоретические подходы к их объяснению.
Из поставленных целей исследования предопределило необходимость решения следующих основных задач:
• дать понятие и общую сущность теории неполных контрактов;
• проанализировать классификацию теории неполных контрактов.
Введение……………………………………………………………………….3
1 Контрактная природа фирмы. Трактовка фирмы Алчианова и Демсицом…………………………………………………………………5
2 Теория неполных контрактов (разбор Модели Гроссмана-Харта)…8
2.1. Модель Гроссмана-Харта ……………………………………..8
3 Краткое резюме основных идей……………………………………..10
4 Неполные контракты и остаточные права контроля……………….13
5 Примеры издержек и выгод прав собственности на активы………19
5.1. Пример 1. Право собственности на один актив…………….19
5.2. Пример 2. Комплементарные виды деятельности………….20
5.3. Пример 3. Вертикальная интеграция………………………..21
6 Фирма как неполный контракт………………………………………24
6.1. Понятие «фирма»……………………………………………..24
6.2. Арбитраж (третейский суд)………………………………….26
6.3. Власть…………………………………………………………27
6.4. Репутация……………………………………………………..29
6.5. Двойное снабжение…………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………….32
В исследованиях, предпринятых после статьи Коуза, содержится существенно иной подход к выгодам интеграции. Крупным достижением, которым мы обязаны Уильямсону (Williamson, 1975, 1979; Уильямсон, 1996) и Клейну, Кроуфорду и Алчяну (Klein, Crawford, and Alchian, 1978), является идея о том, что интеграция, вероятно, имеет важное значение в ситуациях, когда велики "отношенчески-специфические" инвестиции, т. е. когда инвестиции, осуществляемые сторонами, используются в рамках их отношений в существенно больших размерах, нежели за пределами этих отношений. Коль скоро такие отношенчески-специфические инвестиции осуществлены, стороны (по крайней мере частично) втягиваются во взаимную зависимость, так что править бал может оппортунистическое поведение. Такое поведение способно вызвать ex post дележ прибыли, не отражающий должным образом ex ante решений об инвестициях, и как следствие эти решения могут быть искажены. С точки зрения Уильямсона и Клейна, Кроуфорда и Алчяна, выгода интеграции в том, что при ней пространство для оппортунистического поведения может сузиться. Например, у поставщика производственного ресурса может быть меньше возможностей заниматься вымогательством по отношению к предполагаемому покупателю, если данный поставщик является частью того же предприятия, что и покупатель. Это может произойти либо потому, что покупатель обладает большим контролем над продавцом (например, по причине перехода к количественному типу отношений по Коузу), либо потому, что он больше осведомлен о поведении продавца, или же из-за того, что в условиях интеграции у продавца уже иные материальные стимулы. Однако вслед за Коузом ни Уильямсон, ни Клейн, Кроуфорд и Алчян не используют ту же теорию для объяснения издержек интеграции. Уильямсон скорее приписывает издержки интеграции разрастанию бюрократии, а Клейн, Кроуфорд и Алчян вообще не обсуждают их сколько-нибудь подробно[2].
4 Неполные контракты и остаточные права контроля
Работы Коуза, Уильямсона и Клейна, Кроуфорда и Алчяна основаны на идее существования трансакционных издержек заключения контрактов. Когда в тексте контракта прогнозирование, планирование и фиксация всевозможных реакций на будущие события бесплатны, стороны, участвующие в торге, заключают "всеобъемлющий" контракт, в котором точно указано, каковы обязательства каждой из них при любом мыслимом состоянии Вселенной. При таких условиях у сторон никогда не возникнет повода изменять или уточнять свой контракт, поскольку все предвидено и спланировано заранее. Никогда не возникнет и никаких споров, ибо третья сторона (например, суд) может (безвозмездно) определить, нарушила ли одна из сторон контракт, и наложить подобающее взыскание.
В таком мире трудно увидеть, в чем могут заключаться выгоды (или издержки) интеграции. Возьмем, например, проводимое Коузом разграничение между ценовым и количественным типами отношений. Если нет трансакционных издержек, то количественный тип отношений может быть достигнут напрямую путем контракта: В может просто согласиться выполнять (быть может, в определенных рамках) распоряжения А, оставаясь при этом самостоятельной фирмой. Чтобы добиться такого результата, у А нет надобности скупать В или превращать менеджера В в своего наемного работника. Точно так же и ценовой тип отношений может возникнуть, если это будет желательно, даже в случае, когда А и В являются частью одной фирмы (стороны могут просто договориться, что А не может отдавать распоряжения В). Общий момент здесь состоит в том, что при нулевых трансакционных издержках любые права, которые предоставляются правом собственности, могут быть аннулированы посредством контракта. Следовательно, оптимальный результат может быть достигнут независимо от того, являются ли А и В отдельными фирмами или частью одной фирмы: в некотором существенном смысле право собственности попросту не имеет значения.
Могут, конечно,
возразить, что право
Заметим, что аргументация о несущественности права собственности при всеобъемлющей контрактации остается в силе и при введении информационной асимметрии, например в виде субъективного риска или неблагоприятного отбора. Информационная асимметрия приводит к отходу от контрактации на вероятностных рынках в духе Эрроу — Дебре, но она не придает никакой роли праву собственности, за исключением случаев, когда пределы контрактации сами по себе зависят от того обстоятельства, кто (и на что) обладает этим правом. В частности, при информационной асимметрии оптимальные контракты все еще будут "полными" в том смысле, что полностью оговорены обязательства каждой из сторон при всех возможных обстоятельствах. А следовательно, любые права, которые дает право собственности, могут быть опять-таки аннулированы контрактом. Так, если продавец S некоего производственного ресурса скрывает информацию о своих издержках, то в оптимальном контракте между S и покупателем Р объем продаваемого ресурса и цена, которую следует уплатить, будут функциями от издержек, декларированных S. Чтобы побудить S говорить правду, контракт будет обычно содержать элемент производственной неэффективности*, т. е. будет субоптимальным. Однако суть в том, что эта производственная неэффективность будет иметь место независимо от того, являются ли S и Р отдельными фирмами или же они интегрированы: она — функция асимметрии информации, а не того, кто (и на что) имеет право собственности. Единственным исключением является ситуация, когда асимметрия информации сама зависит от структуры собственности, т. е. когда изменения в правах собственности воздействуют на то, какие непредвиденные обстоятельства могут быть оговорены в контракте, а какие нет. Однако было бы весьма сильным допущением предполагать, что простой юридический акт передачи Р права собственности на активы S позволит Р контролировать издержки S, чего он не мог делать, будучи отдельным субъектом экономики[7].
Приведенные выше
замечания охватывают ситуации,
когда трансакционные издержки
нулевые и стороны могут
Концепция неполноты контрактов открывает путь к теории прав собственности. В частности, когда контракты неполные, уже нельзя говорить, что любые правомочия, которыми наделяет право собственности, при необходимости могут быть упразднены контрактом (за исключением случая аннулирования самого права собственности), поскольку эти права, возможно, нельзя будет описать однозначно. Это соображение, разумеется, не говорит о том, в чем состоит право собственности. Однако оно придает нам уверенность в способности разработать теорию, в которой право собственности будет играть нетривиальную роль.
Чтобы осмыслить, в чем могут состоять права собственности, полезно ввести понятие остаточных прав контроля. Суть дела в том, что если заключенный сторонами контракт является неполным, должен быть какой-то механизм, посредством которого лакуны со временем заполняются. Предположим, например, я заключаю с вами контракт на поставку определенного количества кузовов для своего автомобильного завода. Представим себе, что спрос растет и я хочу, чтобы вы увеличили объем поставок. Представляется разумным, что коль скоро в контракте об этом ничего сказано не было (увеличение спроса — ситуация, которую мы не планировали или, по крайней мере, в явном виде не предусмотрели в контракте), мне нужно получить ваше согласие. То есть при любом возобновлении контрактных переговоров исходным пунктом будет ваше право не делать дополнительных поставок. Другими словами, в этом случае вы обладаете остаточными правами контроля. Другой пример: предположим, вы снимаете у меня дом и там поселяется ваша подруга, которая терпеть не может цвет спальни. Решение перекрасить спальню, видимо, остается за мной, а не за вами. То есть вам придется уговаривать меня перекрасить комнату. Вы не можете заставить меня сделать это (так что в этом примере я обладаю остаточными правами контроля). Но если краска начнет сходить или вступать в химическую реакцию с выбросами соседней фабрики, вы, вероятно, будете вправе настаивать на том, чтобы я перекрасил комнату.
Эти примеры показывают,
что остаточные права контроля
могут быть тесно связаны с
проблемами прав собственности.
Положение о том,
что право собственности
В следующем параграфе
я проиллюстрирую на
5 Примеры издержек и выгод прав собственности на активы
5.1. Пример 1. Право собственности на один актив
Целесообразно начать с простейшего случая. Один оператор управляет работой машины. Если он делает это должным образом, то машина принесет вполне гарантированную прибыль. Допустим, что при работе машины не возникают никакие экстерналии — ни положительные, ни отрицательные — ни для кого, кроме оператора. И предположим, что усилия по управлению машиной являются единственным производственным ресурсом. Встает вопрос: в чьей собственности должна быть эта машина?
Казалось бы, ответ
интуитивно ясен: машина должна
быть собственностью того, кто
ею управляет (если этот челове
Заметим, что здесь не ставится (по крайней мере, напрямую) вопрос о том, кому должна принадлежать прибыль от использования машины. Стандартные представления о субъективном риске подсказывают нам, что стимулы оператора притупятся, если его деятельность не принесет ему выручки. Есть, однако, разница между правом собственности на актив и правом собственности на выручку. Например, часто бывает, что имеется такая схема стимулирования рабочих или управляющих, при которой они заинтересованы в результатах деятельности своей фирмы. Но при этом, однако, они не превращаются автоматически в собственников фирмы. (Результаты деятельности фирмы "Дженерал моторе" осязаемо влияют на чистый доход ее директора-распорядителя, но от этого последний не получает значимых прав собственности на "Дженерал моторе".) В рассматриваемом нами случае, например, машина может принадлежать собственнику-аутсайдеру, который нанимает оператора к себе на службу и назначает ему зарплату в размере прибыли фирмы. Будет ли такое положение дел равносильно ситуации, когда оператор является собственником?