Теория общего равновесия как основа макроэкономической политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы . Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой национальной экономики и ключевой категорией экономической теории и экономической политики. Макроэкономическое равновесие – момент в движении рыночной экономической системы - оно характеризует сбалансированность и пропорциональность экономических процессов: производства и потребления, предложения и спроса, производственных затрат и результатов, материально-вещественных и финансовых потоков. Равновесие отражает тот выбор, который устраивает всех в обществе

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1.Виды макроэкономической политики государства 5
ГЛАВА 2.Макроэкономическое равновесие 15
ГЛАВА 3.Модель экономического равновесия Леонтьева и Вальраса 18
ГЛАВА 4.Классическая и кейнсианская модель макроэкономического равновесия 25
ГЛАВА 5.Государственное регулирование экономики. Цели и методы государственного регулирования 31
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

kursovik_makroekonomika_Mokhrov_EFK_13 (1).docx

— 73.89 Кб (Скачать файл)

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 «Вологодский государственный  технический университет»

 

Экономический

Кафедра экономической теории, учета и  анализа

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Дисциплина: «Макроэкономика»

Наименование  темы: «Теория общего равновесия как основа макроэкономической политики государства»

Шифр работы КП/КР 080105/35/11/2013

                                                     

 

 

Руководитель

                  доцент,

                   Метляхин Александр Игоревич

Выполнил студент

                  Мохров Максим Александрович

Группа, курс

                                             ЭФК-13, 1 курс

Дата сдачи 

                     _______________________________

Дата защиты

Оценка по защите

                      _______________________________

                      _______________________________


 

 

 

Вологда

2013 г.

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                                                  3

ГЛАВА 1.Виды макроэкономической политики государства                           5

ГЛАВА 2.Макроэкономическое равновесие                                                     15

ГЛАВА 3.Модель  экономического равновесия Леонтьева и Вальраса         18

ГЛАВА 4.Классическая и кейнсианская модель макроэкономического равновесия                                                                                                          25

ГЛАВА 5.Государственное регулирование экономики. Цели и методы государственного регулирования                                                                        31

Заключение

Список  используемой литературы 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы . Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой национальной экономики и ключевой категорией экономической теории и экономической политики.  Макроэкономическое равновесие – момент в движении рыночной экономической системы - оно характеризует сбалансированность и пропорциональность экономических процессов: производства и потребления, предложения и спроса, производственных затрат и результатов, материально-вещественных и финансовых потоков. Равновесие отражает тот выбор, который устраивает всех в обществе.  К проблеме макроэкономического равновесия обращались представители самых различных экономических школ, поскольку она является ключевой в экономической теории.

Макроэкономическое равновесие –  состояние экономической системы, при котором имеет место равенство  объема производства и объема покупательского  спроса.

В условиях рыночной экономики проблема макроэкономического равновесия имеет  принципиальное значение.

Достижение макроэкономического  равновесия тесно связано с достижением  полной занятости, стабильности цен  и экономического роста.

К сожалению, проблема макроэкономического  равновесия, этого краеугольного  камня любой национальной экономики, до сих пор остается актуальной для  всего мирового хозяйства.

Все вышесказанное определяет особую актуальность исследуемой темы. Основная цель работы заключается в изучении теории макроэкономического равновесия. Для достижения поставленной цели в  работе решаются следующие задачи:

- Рассматривается понятие макроэкономического  равновесия, частичное, общее и  реальное равновесие;

- Изучается классическая и кейнсианская модель макроэкономического равновесия;

Предметом исследования является макроэкономическое равновесие.

Для достижения поставленных задач  я использовал следующие методы исследования: теоретический анализ, теоретические методы, изучение литературы. 

ГЛАВА 1. ВИДЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Макроэкономическая  политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией.

Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

Одна из важнейших  задач фискальной политики состоит  в поиске источников и способов формирования централизованных государственных  денежных фондов, средств, позволяющих  реализовать цели экономической  политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.

Доля государственного сектора в расходах на товары и  услуги весьма велика, государство  выступает на рынке в качестве самого крупного покупателя, расходующего в течение года суммы, составляющие в экономически развитых странах  около половины валового внутреннего  продукта. Закупки осуществляются государством как внутри страны, так и на внешних  рынках.

Государство обладает возможностями косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий  и домашних хозяйств, сдерживая или  стимулируя его с помощью налогов  и таких трансфертных платежей, как  пенсии, стипендии, пособия.

Политика стабилизации - это действия правительства по регулированию финансовых потоков, денежного обращения с целью приблизить объем валового национального продукта страны к его возможному в данных условиях, потенциальному уровню и с целью удержать при этом в допустимых пределах инфляцию, обеспечить высокий уровень занятости. Политика стабилизации - наиболее типичная форма проявления фискальной политики, соответствующая более или менее устойчивому состоянию экономики. Она призвана, с одной стороны, предотвратить переход в неустойчивое кризисное состояние, для чего надо удерживать экономические параметры в определенных пределах, и, с другой стороны, улучшать сложившуюся экономическую ситуацию, стремясь приблизить макроэкономические показатели к оптимальным.

Принято различать  автоматическую и регулируемую стабилизацию. Автоматические (встроенные) стабилизаторы  представляют собой принятые, действующие  в экономике правила, нормы, позволяющие  автоматически, без вмешательства  правительства реагировать на отклонения от устойчивого положения и приводить  хозяйство страны в стабильное состояние. Автоматические стабилизаторы предусмотрены, задуманы заранее, введены в законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность, отражены в действующих положениях, нормативных документах.

Дискреционная фискальная политика представляет совокупность оперативных финансовых мер правительства, принимаемых в дополнение или хозяйственной жизни. Точно так же, как летчик, чувствуя, что автопилот не справляется с управлением самолета, берет штурвал в свои руки, правительство, видя, что принятые ранее законы, решения не обеспечивают поддержания стабильной ситуации в хозяйстве страны, прибегают к дискреционной политике. Применение разных дискретных мер, характер которых зависит от складывающейся обстановки, называют регулируемой стабилизацией.

К числу наиболее распространенных способов, средств  осуществления дискреционной фискальной политики относят общественные работы, программы материальной помощи, изменение  налогов, процентных ставок и другие аналогичные инструменты воздействия. Привлечение безработных к выполнению общественных работ с оплатой  за государственный счет служит оперативным  средством борьбы с резко нарастающей  безработицей. В период обострения социальной ситуации, обусловленной  обнищанием определенных групп граждан, наряду с такими автоматическими  стабилизаторами, как предусмотренные  законом пособия, правительство  прибегает к оказанию материальной помощи, увеличению пособий, дополнительным выплатам. Чтобы предотвратить неожиданное  резкое снижение доходов предприятий  и граждан, временно уменьшают налоговые  ставки, вводят частичные льготы.

Дискретные фискальные меры позволяют погасить очаги экономической  напряженности. Однако введенные временно послабления, льготы, дополнительную помощь затем бывает трудно отменить. Иногда приходится дискретные, временные стабилизаторы  превращать в автоматические, постоянные, хотя по своей природе они не таковы.

Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. Иногда осуществляется ориентация на построение бюджета полной, высокой или структурной занятости, при которой может даже иметь место выпуск избыточной продукции и превышение доходов бюджета над его расходами.

Чаще всего  задачей государственной бюджетной  политики становится преодоление бюджетных  дефицитов, достигающих критического уровня. Бюджетные дефициты в пределах 5% общего объема государственного бюджета и до 1-2% валового внутреннего продукта не считаются опасными. Так что в большинстве случаев бюджетная политика может быть ориентирована на поддержание и даже разработку, принятие подобного бюджета. Но если дефицит бюджета достигает десяткой процентов его величины, приближается к 10% ВВП, это свидетельствует о крупнейших промахах в бюджетной политике и острой необходимости стабилизации бюджета. Наличие крупного бюджетного дефицита ведет к росту внутреннего государственного долга, что дестабилизирует денежную систему государства, приводит к инфляции.

Политика государственных  расходов призвана, прежде всего, удовлетворять спрос государственного сектора, то есть удовлетворять потребности в расходах на неотложные государственные нужды, отражаемые в расходных статьях бюджета. Вместе с тем приходится учитывать, что многие государственные (общественные, социальные) потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом настоятельности и приоритетов других потребностей. Государственная политика расходов может находиться на грани возможного, но переходить эту грань не следует. Главным ограничителем государственных расходов служат доходы бюджета.

Политика государственных  доходов исходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в государственный бюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых способно подорвать экономику и в конечном счете привести к истощению каналов получения доходов. Так как государственный бюджет наполняется в основном налоговыми поступлениями, то политика формирования доходов государства тесно сплетается с налоговой политикой.

Налоговая политика - часть фискальной экономической политики, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться с главным противоречием налоговой и всей фискальной политики.

Налоговая политика государства связана не только с  обеспечением поступлений в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые  ставки, налоговые льготы, государство  способно стимулировать тем самым  развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру  потребления, поощрять вложение средств  в развитие экономики.

Кредитно-денежная политика.

С фискальной политикой  государства тесно сплетается его кредитно-денежная политика. Если фискальная политика есть по своей сути финансово-бюджетная политика, то кредитно-денежную политику правильно называть денежной политикой или, точнее, политикой воздействия на денежную массу. Итак, кредитно-денежная политика есть регулирование денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через центральный банк страны. Кредитно-денежная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние как на деньги, так и на цены.

Кредитно-денежная политика по аналогии с фискальной ставит цели стабилизации, повышения устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной системы, преодоления кризисов, обеспечения занятости и экономического роста. В то же время фискальная политика носит более ярко выраженный антициклический характер, связана с бюджетом и налогами, тогда как кредитно-денежная политика ограничивается стабилизацией денежного обращения и ориентирована в основном на денежную массу.

Соответственно  и целевые задачи кредитно-денежной политики обладают своеобразием. Это - стабилизация уровня цен, подавление инфляции, стабилизация покупательной способности и курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение устойчивого денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы.

Макроэкономическая  денежная политика в ее монетарной форме связывается прежде всего с воздействием на денежную массу. Денежная политика считается жесткой, если государство сокращает денежную массу, ограничивает эмиссию, способствует поддержанию высоких процентных ставок на получение денег в кредит. И наоборот, денежную политику называют мягкой, если государство способствует увеличению денежной массы или по крайней мере не препятствует ему, слабо сдерживая выпуск в обращение новых денег и помогая получению дешевых кредитов. Свою эмиссионную политику государство проводит в основном через центральный банк страны.

В качестве составных  частей и одновременно инструментов государственной кредитно-денежной политики выступает политика рефинансирования, политика операций на открытом рынке, политика резервирования, политика обеспечения ликвидности. Все эти инструменты вместе взятые позволяют регулировать денежную массу в обращении и отдельные денежные агрегаты и тем самым оказывать косвенное влияние на динамику рыночных цен, уровни инфляции, товарно-денежные отношения между производителями и потребителями, рыночный обмен, доходы и расходы субъектов рынка.

Информация о работе Теория общего равновесия как основа макроэкономической политики государства