Теория общего равновесия как основа макроэкономической политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы . Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой национальной экономики и ключевой категорией экономической теории и экономической политики. Макроэкономическое равновесие – момент в движении рыночной экономической системы - оно характеризует сбалансированность и пропорциональность экономических процессов: производства и потребления, предложения и спроса, производственных затрат и результатов, материально-вещественных и финансовых потоков. Равновесие отражает тот выбор, который устраивает всех в обществе

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1.Виды макроэкономической политики государства 5
ГЛАВА 2.Макроэкономическое равновесие 15
ГЛАВА 3.Модель экономического равновесия Леонтьева и Вальраса 18
ГЛАВА 4.Классическая и кейнсианская модель макроэкономического равновесия 25
ГЛАВА 5.Государственное регулирование экономики. Цели и методы государственного регулирования 31
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

kursovik_makroekonomika_Mokhrov_EFK_13 (1).docx

— 73.89 Кб (Скачать файл)

Политика рефинансирования, которую называют также учетной политикой, есть выражение процентной политики, она заключена в воздействии центральным банком посредством процентной ставки на объем кредитных ресурсов и, соответственно, денежной массы в обращении. Центральный банк назначает учетную ставку процента, в соответствии с которой он переучитывает векселя у коммерческих банков и предоставляет им кредиты. В более широком плане коммерческие банки. Приобретают, покупают кредитные деньги у центрального банка и затем перепродают их своим заемщикам, осуществляя рефинансирование. Так что центральный банк способен влиять на цену кредитных денег на финансовом рынке. Поднимая цену, увеличивая свою учетную ставку (по которой учитываются проданные ему векселя коммерческих банков), центральный банк сдерживает спрос на кредиты и сужает денежную массу в обращении, а снижая учетную ставку - способствует увеличению денежной массы. Центральный банк способен также устанавливать ограничительные контингенты для рефинансирования, оказывая прямое влияние на величину денежной экспансии.

Политика рефинансирования представляет собой составную часть  политики регулирования процентных ставок, процентной политики, которая  может проводиться не только центральным  банком и коммерческими банками, но любыми. кредиторами, предоставляющими деньги в долг под процент.Однако в последнем случае имеет мести  выход за пределы государственной  кредитно-денежной политики.

Центральный банк способен регулировать денежную массу и оказывать влияние. На денежное обращение посредством операций на открытом рынке, выступая в качестве продавца или покупателя государственных ценных бумаг. Сама эмиссия таких ценных бумаг в виде облигаций, казначейских обязательств становится актом государственной кредитно-денежной политики. Приобретая государственные ценные бумаги и организуя куплю-продажу на открытом рынке, центральный банк способствует проведению определенной денежной политики. Продавая ценные бумаги, центральный банк изымает деньги из обращения и сужает денежную массу, а покупая ценные бумаги на открытом рынке, центральный банк расширяет денежную массу, осуществляя как бы дополнительную эмиссию.

Эффективное воздействие  на величину активной денежной массы  государство способно оказывать, осуществляя  через центральный банк политику резервирования. Центральный банк вправе обязать коммерческие банки держать  определенную часть своих активов  в виде беспроцентного резерва в  центральном банке. Чем выше норма  такого резервирования, тем меньшими возможностями свободно оперировать  своими денежными средствами обладают коммерческие банки, то есть происходит уменьшение денежной массы. Уменьшение нормы резервирования приводит к  увеличению денежной массы в обращении. При нехватке денег в обращении  следует уменьшать норму резервирования, а при избыточности денег - увеличивать  ее.

Предложение денег  коммерческими банками зависит  от наличия у них денег, эмитируемых  центральным банком. Так что центральный  банк, а в его лице государство  обладает возможностью регулирования  предложения денежной массы со стороны  коммерческих банков в ходе реализации политики обеспечения ликвидности  за счет изменения количества денег, предоставляемых в распоряжение коммерческих банков для проведения ими операций.

Несмотря на то, что государство, используя центральный  банк, держит в своих руках мощные средства воздействия на денежную массу, проведения денежной политики, в ряде критических ситуаций оно оказывается  далеко не всесильным.

Другие виды и формы государственной экономической  политики.

Структурно-инвестиционная политика характеризует линию действий государства в отношении формирования и изменения отраслевой и региональной структуры производства в стране, влияния на пропорции, соотношения между производством разных видов отраслевого продукта. Советская ортодоксальная экономическая наука утверждала, что существует закон опережающего развития производства средств производства в сравнении с производством предметов потребления и проводить экономическую политику государство обязано в соответствии с этим законом.

В рыночной экономике  проводимая государством структурная  политика призвана способствовать прогрессивным  изменениям в структуре производства, связанным с возможностью более  полного удовлетворения потребностей населения страны, использования  прогрессивной техники и технологии, обеспечения экономической независимости  и военной безопасности, достижения других аналогичных целей. В этом свете проявлением структурно-инвестиционной политики выступают научно-техническая  политика, ориентированная на использование  в экономике достижений научно-технического прогресса, и конверсионная политика, направленная на конверсию отраслей производства, потребность в продукции  которых значительно сужается.

Как проявление структурно-инвестиционной политики выступают промышленная и аграрная политика.

Социальная политика государства ориентирована первоочередным образом на социальную защиту населения, обеспечение удовлетворения первостепенных жизненных потребностей, поддержание необходимых условий жизни, охрану окружающей среды. К социальной политике примыкают политика регулирования доходов населения и оплаты труда, политика занятости, смысл которых ясен из их названия.

Внешнеэкономическая политика, распространяется на область экономических отношений с другими странами, охватывающая внешнюю торговлю, международные научно-технические и культурные связи, осуществление совместных программ, привлечение иностранного капитала, внешний долг стран друг другу. Значительную роль во внешнеэкономической политике играют политические и оборонные аспекты, проблемы использования богатств Мирового океана, воздушно-космического пространства, охраны окружающей среды, международной безопасности. В качестве конкретных инструментов проведения государственной внешнеэкономической политики выступают, как известно, таможенные тарифы, пошлины, экспортно-импортные ограничения, обменный курс валют, валютный контроль.

 

ГЛАВА 2. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ

Равновесие —  универсальное понятие, используемое почти во всех точных и естественных науках. Его применяют при анализе  сложных систем, в рамках которых  отдельные части взаимосвязаны  и взаимодействуют. В подобных условиях возникает проблема обеспечения  устойчивого и согласованного функционирования всех частей системы. Не является исключением  и такая сложная система, как  экономика, которая также состоит  из множества разнообразных элементов, находящихся между собой во взаимозависимости  и в разного рода взаимодействиях, что предполагает наличие определенной согласованности между ними.

Анализ условий  достижения согласованности взаимозависимых  процессов и является предметом  теорий, изучающих равновесие в экономике. Равновесие означает не только сбалансированность, но и устойчивость, т.е. либо отсутствуют  тенденции к изменению, либо существуют механизмы, восстанавливающие отклонения от равновесия. Теорию экономического равновесия иногда называют теорией  экономической статики, в отличие  от теорий экономической динамики, к которым относятся теории экономического роста и экономических циклов. При этом анализ равновесия означает не только описание параметров устойчивых состояний, но и причин их нарушения  и механизмов восстановления.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ  РАВНОВЕСИЕ – это такое состояния  национальной экономики, когда использование  ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг  и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между:

- ресурсами и  их использованием;

- факторами производства  и результатами их использования; 

- совокупным  производством и совокупным потреблением;

- совокупным  предложением и совокупным спросом; 

- материально-вещественными  и финансовыми потоками.

Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование их интересов  во всех сферах национальной экономики.

Условия такого равновесия показаны в таблице 1.

Таблица 1.Условия экономического равновесия.

 

Элемент экономической системы

Условия экономического равновесия

 Экономический 

 индивид 

 Свободный (частный) собственник  ресурсов 

 Потребитель 

 Поведение направлено на максимизацию 

 полезности товара 

 Фирма 

 Деятельность направлена на максимизацию 

 прибыли 

 Работник 

 Поведение направлено на максимизацию 

 дохода от продажи  фактора производства – 

 труда 

 Рынок 

 Оптимальность стратегий 

 участников обмена 

 Благосостояние 

 Равенство в обмене для двух  любых его 

 участников в соотношении  полезностей 

 любой пары приобретаемых  ими товаров 

 Макроэкономическое 

 воспроизводство 

 Оптимальный устойчивый 

 экономический рост 


 

Различают идеальное  и реальное равновесие. Идеальное (теоретически желаемое) равновесие достигается в экономическом поведении индивидов при полной оптимальной реализации их интересов во всех структурных элементах, секторах, сферах народного хозяйства.

Достижение такого равновесия предполагает соблюдение следующих  условий воспроизводства:

– все индивиды должны найти на рынке предметы потребления;

– все предприниматели  должны найти на рынке факторы  производства;

– весь продукт  прошлого года должен быть реализован.

Идеальное равновесие исходит из предпосылок совершенной  конкуренции и отсутствия экстерналий  — побочных эффектов.

В реальной экономике  наблюдаются различные нарушения  этих требований. Циклические и структурные  кризисы, инфляция выводят экономику  из состояния сбалансированности. Вместе с тем даже в условиях этих диспропорций экономическую систему можно  привести в динамическое равновесие, которое будет отражать рыночные реалии со всеми их противоречиями.

Реальное макроэкономическое равновесие — это равновесие, устанавливающееся в экономической системе в условиях несовершенной конкуренции и при внешних факторах воздействия на рынок.

 Основной  смысл проблемы макроэкономического  равновесия можно свести к  трем вопросам:

1) достижимо  ли рыночное равновесие на  деле;

2) является ли  это равновесие (если оно достижимо)  устойчивым;

3) каковы условия  устойчивости равновесия?

Поиску ответов  на данные вопросы были посвящены  исследования целого ряда выдающихся экономистов различных экономических  школ.

 

ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ Л. ВАЛЬРАСА И В. ЛЕОНТЬЕВА

 

Принципиальная  возможность достижения общего равновесия в условиях совершенной конкуренции  в математической форме впервые  была доказана Л. Вальрасом.

Вальрас исходил  из того, что решение проблемы может  быть достигнуто с использованием математического  аппарата. Построив довольно сложную  систему взаимосвязанных уравнений, он доказывает, что система «равновесности»  может быть достижима как некий  «идеал», к которому стремится конкурентный рынок.

Модель швейцарского экономиста, основателя Лозаннской школы  Леона Вальраса – замкнутая математическая модель, в которой все участники  делятся на две группы: собственников  факторов производства (земли, труда, капитала) и предпринимателей. Каждый участник добивается максимума полезности тех  факторов, которыми он обладает. Проанализированы условия и принципы равновесного обмена между ними.

Весь экономический  мир Вальрас разделил на две большие  группы: фирмы и домохозяйства. Фирмы  выступают на рынке факторов как  покупатели и на рынке потребительских  товаров как продавцы. Домашние хозяйства  – владельцы факторов производства – выступают в роли их продавцов  и в то же время как покупатели потребительских товаров.

В этой модели роли продавцов и покупателей постоянно  меняются. Все расходы производителей товаров превращаются в доходы домашних хозяйств, а все расходы домашних хозяйств – в доходы производителей (фирм).

Цены факторов зависят от объемов производства, от спроса, а значит, от цен на производимые товары. В свою очередь, цены на товары зависят от факторных цен. Для  нормального функционирования системы  должно устанавливаться соответствие между спросом и предложением (факторов и товаров). Цены факторов должны соответствовать издержкам фирм; доходы фирм – «сочетаться» с расходами домашних хозяйств.

 

Рис. 1. Схема общего равновесия

 

Каким же образом  устанавливается общее экономическое  равновесие?

Общее экономическое  равновесие означает, что спрос и  предложение на каждом рынке равны, т. е. количество блага, выставленное на продажу, равно количеству блага, которое  желают приобрести покупатели. Равенство  этих количеств обеспечивается благодаря  относительной цене блага.

Равновесная цена устанавливается в модели Вальраса в ходе так называемого процесса «нащупывания». На рынке действует  особое лицо - аукционщик, - которое  наблюдает за ходом дел в экономике  и выкрикивает относительные  цены на блага. Потом участники обмена сообщают аукционщику, какое количество того или иного блага они хотели бы продать или купить при данных ценах.

Если при этом спрос не равен предложению (имеется  избыток спроса (Di > Si) или избыток  предложения (Di < Si), аукционщик назначает новые цены. Причем здесь действует следующее правило: если был избыток спроса, - цена повышается, если избыток предложения, - цена понижается. Обмен состоится только тогда, когда набор относительных цен, объявленный аукционщиком, окажется равновесным.

Математически, чтобы найти этот набор, состоящий  из n-1 цены, необходимо решить n-1 уравнение (цена n-го блага - денег - задана):

 

Di(P1,..., Pn-1) = Si(P1,..., Pn-1); i = 1,.. n-1. (1)

 

Количество уравнений  здесь равно количеству неизвестных, а потому данная система будет  иметь единственное решение, т. е. равновесный  набор относительных цен существует и он единствен.

Отсюда мы можем  вывести так называемый закон  Вальраса:

PiDi PiSi, (2)

 

который гласит, что ценность совокупного спроса равна ценности совокупного предложения. Иными словами, сумма избыточного  спроса и предложения на всех рынках должна всегда равняться нулю.

Следовательно, если n-1 находится в равновесии (т. е. ни на одном из них нет ни избыточного  спроса, ни избыточного предложения), то n-й рынок также должен быть в равновесии. Таким образом, закон  Вальраса отнюдь не предполагает, что  экономика всегда находится в  равновесии, т. е. на всех рынках отсутствует  избыток спроса или предложения. Просто на уровне всего народного  хозяйства все эти избытки  в ценностном выражении «взаимопогашаются».

Информация о работе Теория общего равновесия как основа макроэкономической политики государства