Теория общего равновесия как основа макроэкономической политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 23:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы . Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой национальной экономики и ключевой категорией экономической теории и экономической политики. Макроэкономическое равновесие – момент в движении рыночной экономической системы - оно характеризует сбалансированность и пропорциональность экономических процессов: производства и потребления, предложения и спроса, производственных затрат и результатов, материально-вещественных и финансовых потоков. Равновесие отражает тот выбор, который устраивает всех в обществе

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1.Виды макроэкономической политики государства 5
ГЛАВА 2.Макроэкономическое равновесие 15
ГЛАВА 3.Модель экономического равновесия Леонтьева и Вальраса 18
ГЛАВА 4.Классическая и кейнсианская модель макроэкономического равновесия 25
ГЛАВА 5.Государственное регулирование экономики. Цели и методы государственного регулирования 31
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

kursovik_makroekonomika_Mokhrov_EFK_13 (1).docx

— 73.89 Кб (Скачать файл)

Пересечение кривых AD и AS в точке N отражает соответствие равновесной цены и равновесного объема производства (рис.2). При нарушении равновесия рыночный механизм будет выравнивать совокупный спрос и совокупное предложение; сработает, прежде всего, ценовой механизм.

В данной модели возможны следующие варианты:

1) совокупное  предложение превышает совокупный  спрос. Сбыт товаров затруднен,  запасы нарастают, рост производства  тормозится, возможен его спад; 2) совокупный спрос обгоняет совокупное  предложение. Картина на рынке  иная: запасы сокращаются, неудовлетворенный  спрос стимулирует рост производства.

Экономическое равновесие предполагает такое состояние  хозяйства, когда используются все  экономические ресурсы страны (при  наличии резерва мощностей и «нормальном» уровне занятости). В равновесной экономике не должно быть ни изобилия простаивающих мощностей, ни избыточной продукции, ни чрезмерного перенапряжения в применении ресурсов.

 

Рис. 2. 

 

Равновесие означает, что общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления. Условием рыночного равновесия служит равновесие спроса и предложения  на всех основных рынках.

Согласно кейнсианским взглядам рынок не обладает внутренним механизмом, способным обеспечивать равновесие на макроуровне. Необходимо участие государства в этом процессе.

В чем отличие  концепции, выдвинутой Дж. М. Кейнсом, от предшествующих теорий?

Можно выделить следующие отличия.

1. В то время  как Маршалл рассматривал спрос,  предложение, цены преимущественно  на уровне отдельных фирм, потребителей, т.е. на микроуровне, Кейнс пришел  к выводу, что прежде всего  следует выявить функциональные  связи на макроуровне. 

Анализ совокупных, агрегированных экономических параметров положил начало новым подходам в  экономической науке. Кейнс показал, что экономический рост зависит  от структуры общественного продукта, что все рынки взаимосвязаны  и их необходимо изучать как единую, цельную систему.

2. Кейнс показал  несостоятельность закона Сэя,  согласно которому производство  само формирует доходы, обеспечивая  равновесие спроса и предложения.  Нет, размер спроса не автоматически  следует за предложением. Спрос,  определяемый уровнем доходов,  отстает от динамики доходов.  И если спрос меньше производимого  продукта (и предложения), то часть  продукции не находит сбыта.  Возникает общее перепроизводство.

3. Вопреки мнению  неоклассиков Кейнс утверждал,  что цены не являются гибкими  регуляторами рыночного хозяйства.  Цены относительно консервативны.  О ситуации на рынке судят  не по динамике цен, а прежде  всего по наличию товарных  запасов, по динамике потребительского  спроса. Что касается рынка труда,  то здесь цены (номинальная заработная  плата) плохо выполняют роль  регулятора спроса и предложения  рабочей силы. При падении спроса  на рабочую силу цены, как правило,  не снижаются.

4. В отличие  от классиков Кейнс показал,  что рост сбережений не равнозначен  росту инвестиций. Более того, при  известных условиях рост сбережений  может вести не к росту, а  к уменьшению объема инвестиций.

 

ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ. ЦЕЛИ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Государственное регулирование экономики – это совокупность мер, осуществляемых государственными органами, направленных на упорядочивание, корректировку и поддержание социально–экономических процессов развития общества, которые обеспечивают экономический рост и необходимый уровень благосостояния страны. Любое государство имеет свою стратегию развития, а экономическая политика является инструментом реализации стратегии государства.

 

Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования  и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего  общества. Но ее реализация возможна через  достижение прикладных целей, к которым  относятся:

- экономический  рост;

- полная занятость;

- стабильность  уровня цен (минимальная инфляция) и устойчивость национальной  валюты;

- внешнеэкономическое  равновесие;

- справедливое  распределение доходов;

- охрана окружающей  среды и природных ресурсов.

Решение первых трех перечисленных целевых задач  означает достижение в рамках национального  хозяйства относительного макроэкономического  равновесия и создает более благоприятные  условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере  международной торговли, межстранового  движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

На государство  возлагаются следующие основные задачи:

- Создание правовой основы.

- Обеспечение  надлежащего правопорядка в стране  и ее национальной безопасности.

- Стабилизация экономики.

- Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий.

- Защита конкуренции.

- Разработка, принятие  и организация выполнения хозяйственного  законодательства, т.е. правовой  основы предпринимательства, налогообложения,  банковской системы.

- Наведение порядка в управлении экономикой;

- Усиление государственной позиции внутри страны;

- Создание научно-технических предпосылок укрепления позиций в мире;

- Сделать экономику открытой.

Для выполнения этих функций государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.

Государство осуществляет регулирование социально-экономических  отношений, используя систему методов  и инструментов, которые могут  меняться в зависимости от экономических  задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Общепринято деление  методов государственного регулирования  на:

- правовые,

- административные,

- экономические.

Правовое регулирование  экономики состоит в установлении государством правил игры определяющих формы и права собственности, условия заключения контрактов, функционирования предприятий, взаимные обязательства  в области трудовых отношений, профсоюзов и работодателей.

Административные  методы основываются на силе власти и  предусматривают: законодательные  ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание  цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.)

В системе методов  государственного регулирования экономики  центральное место занимают экономические  методы. Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через  предположение степень концентрации капитала, структуру экономики. С  этой целью используется бюджетная  и фискальная политика, денежно - кредитная  политика, программирование, прогнозирование, планирование. Среди методов государственного регулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно  не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного  метода наиболее целесообразно.

Государство должно вмешиваться в экономику в  том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут  быть позитивными и негативными.

Негативные условия - это появление всякого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономики, которые могут отрицательно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Роль государства заключается в выявлении этих тенденций и явлений, причин возникновения и принятия соответствующих мер по их устранению.

Под позитивными  понимается появление всякого рода положительных явлений и тенденций  в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается  в своевременном их выявлении  и принятии определенных мер по поддержанию.

Условиями для  вмешательства государства могут  быть:

- требования  национальной безопасности;

- социальная  напряженность в обществе;

- негативные  явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы,  структурная несбалансированность, дефицит бюджета, не конкурентоспособность  отечественной продукции на мировом  рынке, инвестиционный спад и  т. п.);

- ухудшение состояние  окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе представленного  в работе материала мы можем сделать  следующие выводы по теме работы:

1. Макроэкономическое равновесие – это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между:

- ресурсами и  их использованием;

- факторами производства  и результатами их использования; 

- совокупным  производством и совокупным потреблением;

- совокупным  предложением и совокупным спросом; 

- материально-вещественными  и финансовыми потоками.

2. Леон Вальрас — создатель общей статистической экономико-математической модели хозяйства страны, известной под названием системы общего экономического равновесия.

Модель общего экономического равновесия, разработанная Леоном Вальрасом, свидетельствует о существовании единственного равновесия множества рынков (готовой продукции и факторов производства) в условиях действия рыночного механизма и совершенной конкуренции. Равновесие на определенной части рынков не гарантирует общего равновесия экономики с данным количеством рынков.

Формула читается так: Формула общего экономического равновесия Вальраса гласит: общее  предложение конечных продуктов  в денежном выражении должно быть равно общему спросу на них как  сумме доходов, приносимых всеми  факторами производства их собственникам.

3. Впервые в США для практического анализа макроэкономического равновесия в продолжение в развитие идеи Вальраса был построен баланс межотраслевых связей «затраты — выпуск». В его создании большая роль принадлежит В. Леонтьеву. Он предложил макроэкономическую модель общего рыночного равновесия, построенную на основе структурных взаимозависимостей всех фаз воспроизводства — производства, распределения, обмена и потребления.

В этой модели могут  быть представлены все ведущие факторы  и показатели экономики, в частности: сферы и сектора, валовой выпуск, валовой национальный продукт, промежуточный  продукт, конечный общественный продукт, национальный доход, все материальные потоки в народном хозяйстве, импортно-экспортные связи и другое. Кроме того, в  модели Леонтьева реализованы основные применяемые в макроэкономике экономико-математические методы — матричное исчисление на базе линейной алгебры. Наконец, из этой модели могут быть получены ценнейшие  производные результаты для анализа  основных макроэкономических пропорций, в том числе прогнозируемых.

4. Просмотрев  классическую и кейнсианскую модели макроэкономического равновесия увидели два противоположных видения процесса формирования макроэкономического равновесия. Классики считали рыночный механизм идеальным с точки зрения выполнения им функции регулирования общего экономического равновесия. Что касается Кейнса, то он обосновывал необходимость активной роли государства в процессе восстановления макроэкономической стабильности, поскольку функции рыночного механизма в этой части явно недостаточны.

В заключение хотелось бы еще раз отметить особую практическую важность теории макроэкономического  равновесия. Равновесие основных пропорций  макроэкономики обеспечивает устойчивость развития всей экономической системы. При нормальном ходе функционирования товарного производства и рынка  государство добивается положительного экономического и социального эффекта. Несомненно, теоретическое исследование макроэкономического равновесия будет  оставаться актуальным и в дальнейшем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агапова И.И. История экономической мысли. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 1998.
  2. Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. - М.: Экономика, 1996.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: Учеб. пособие – М:ТК Велби, издательство Проспект, 2006.
  4. Бункина М.К.,Семенов В.А. Макроэкономика. - М.:Дело, 2005.
  5. Журавлева Г.П. Экономика. - М.: Юристъ, 2001.
  6. История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Худокормова. – М.: Изд-во МГУ, 1994.
  7. Кембел Р. Макконел, Стенли Л. Брю. Экономикс, Москва 1995.
  8. Леонтьев В. Экономические эссе. Теории, исследования, факты, политика / Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1990.
  9. Липсиц И.В. Экономика:Учебник для вузов/ И.В. Липсиц 2-е изд.,стер- Москва: Омега-Л,2007.
  10. Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория. - М.: Кнорус, 2005.
  11. Носова С.С. Экономическая теория. –М.: Дашков, 2003.
  12. Симкина Л.Г. Экономическая теория 2-е изд.- СПб.: Пите,2006.
  13. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А.С.Булатова.- М.: БЕК, 1995.
  14. Экономическая теория / Под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.
  15. Экономическая теория: Учеб. для студ. Высших учеб. заведений/ Под ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд,перераб. и доп.- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДО, 2003.
  16. Я.С.Ядгаров. История экономических учений. – М.:Дело, 2000
  17. Сажина М.А. Основы экономической теории. – М.:Экономика,2005
  18. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. – СПБ.:Питер,2006
  19. Институт экономики и права Ивана Кушнира [Электронный ресурс]: инф.-справ. система. / Режим доступа : http://be5.biz/ekonomika/e010/25.htm
  20. Экономический портал [Электронный ресурс]: инф.-справ. система. / Режим доступа : http://www.economicportal.ru/facts/ekonomicheskaja-politika-gosudarstva.html

Информация о работе Теория общего равновесия как основа макроэкономической политики государства