Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 10:21, контрольная работа
Теория потребительского поведения - теория, рассматривающая поведение потребителей на рынке, раскрывающая механизм взаимодействия потребностей и спроса. В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей. Эти решения продиктованы желанием достичь наибольшей выгоды, или отдачи, или полезного эффекта, при имеющихся затратах или возможностях.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Сущность теории потребительского поведения………………………………..4
2. Основные характерные черты современного потребительского рынка………7
3. Потребительское поведение в современных условиях…………………………9
Заключение…………………………………………………………………………..17
Список используемой литературы…………………………………………………19
Стратегия многих западных
торговых фирм направлена на выработку
у покупателей механизма
2) Инструментальное действие.
Инструментальное действие направлено на удовлетворение базовых потребностей, которые нельзя не удовлетворять. Здесь необходимо сделать существенную оговорку: человек руководствуется не объективными потребностями своего организма, а своими представлениями о них, не объективными интересами, а тем, как он их видит.
Целый ряд потребностей рассматривается людьми как базовые, которые нельзя игнорировать. Поэтому при принятии решения о покупке товаров первой необходимости колебания цен, не выходящие за рамки финансовых возможностей людей, существенно не влияют на их потребление. В этих случаях звучит такого типа объяснение: «На этом не экономят».
Перечень этих осознанных потребностей обусловлен культурой данного народа и времени. Так, в России и целом ряде других стран к такому неприкосновенному набору относится хлеб, хотя многие народы его либо вообще не потребляют, либо делают это в очень ограниченных масштабах. К такого же рода товарам относятся и лекарства, медицинские услуги: больного человека останавливает не сам рост цен, а лишь отсутствие достаточного количества денег в кармане. Пока деньги есть, эти товары и услуги приобретаются, а рост цен игнорируется.
3) Поведение потребителей во время инфляции.
Инфляция – характерная черта экономической истории всех стран мира. Она коренным образом трансформирует правила экономического обмена и оказывает мощное воздействие на поведение потребителей.
Рост цен является для россиян одним из главных факторов, вызывающих беспокойство. В периоды стремительного роста цен в 1992-1993 гг., с августа 1998 г. этот фактор превращается в главную головную боль потребителей, в фактор, без учета которого не принимается ни одно экономическое решение.
Первая фаза реакции
потребителей. «Опыт показывает, что
население в общем очень
Это достигается разными способами:
1) деньги помещаются
в различные вещи, например, драгоценности
или предметы домашнего
2) Население может
сократить суммы,
В своем стремлении поскорее избавиться от тающих на глазах денег часть населения оказывается в ситуации, когда регулярно возникает острая нехватка наличности для удовлетворения даже самых неотложных нужд. Тут надо занимать, но кто дает взаймы в период инфляции, не жертвуя своими интересами?
Другое следствие стремления избавиться от наличности состоит в том, что товары, обычно приобретавшиеся в результате более или менее длительных сбережений, становятся недоступными. Все деньги уходят на текущее потребление, на мелочи, порою даже совершенно ненужные, которые можно купить сразу после получения зарплаты.
Из этого же интереса «избавиться от денег» вытекает и стремление покупать многие товары повседневного спроса большими партиями, что позволяет и от инфляции уйти, и с проблемой голода не столкнуться. Чаще всего это закупки продовольствия впрок.
В целом поведение людей во время инфляции напоминает их поведение в период господства административной системы с характерным для нее дефицитом: и там и здесь налицо стремление превратить свои имеющие малую ценность деньги в товар. Однако есть и существенное отличие: инфляция в рыночном хозяйстве существенно ограничивает спрос постоянно растущим уровнем цен, предотвращая тотальный дефицит.
Естественным следствием инфляции является бегство от подвергшихся инфляции денег путем их обращения в устойчивую иностранную валюту. В результате чужая валюта приобретает функции средства платежа на чужой территории, функции средства сбережения и т.д. В условиях инфляции резко возрастает спрос на золото и другие драгоценности, используемые как средство накопления и бегства от инфляции.
4) Иррациональное
Иррациональное поведение противоположно целерациональному. Если для первого характерна увязка целей с осознанными интересами, конструирование плана действий на основе расчета балансов возможных достижений и издержек, то иррациональное поведение этого лишено. В его основе лежат психологические механизмы, лишь косвенно связанные с трезвым расчетом. Совершив такое действие, человек, успокоившись и восстановив способность к трезвому анализу, объясняет совершенное просто: «Бес попутал» или «Что-то на меня нашло...»
Механизмы иррационального поведения основаны на психологических реакциях человека: подражании, заражении чьей-то идеей, внушении. Формированию иррационального потребительского поведения может способствовать мнение толпы. Толпа - это группа людей, захваченных одной эмоцией, которая может быть как негативной, так и позитивной. В толпе количество людей переходит в качественно иное психическое и интеллектуальное состояние. Во всем мире произошла небывалая концентрация населения. Сейчас мы ежедневно оказываемся в центре самых плотных толп: в автобусах, метро, в больших магазинах, на городских рынках. Это ставит нас в мощное психологическое поле, которое не может не оказывать воздействия на наше поведение. В прошлые века большинство людей сталкивались с такими толпами крайне редко.
Развитие телевидения, рекламы создало мощные средства манипуляции поведением сразу миллионов людей. Они могут одновременно получить информацию, толкающую их на однотипные действия.
Паника так же один из феноменов истока иррационального поведения. Возникновению паники способствует ряд факторов. Во-первых, усталость, депрессия, голод, опьянение, долгая бессонница или предшествующее психическое потрясение; во-вторых, такие психологические явления, как крайнее удивление, большая неуверенность, сознание собственного бессилия перед неотвратимой опасностью, утрата доверия к лидерам.
5) Ценностно-ориентированное поведение потребителя.
Для определенного слоя потребителей сама цена является ценностью, обладает престижем. И они готовы за это платить. В этих случаях цена является инструментом демонстративного, статусного потребления.
В былые века предметы показного потребления богатых слоев общества бросались в глаза своим качеством, которое было несопоставимо с качеством товаров, использовавшихся массой населения. Однако в ХХ в. промышленность научилась производить многие товары массового спроса на таком же качественном уровне, как те, которые ранее были доступны только богатым. Одновременно экономические возможности престижного потребления открылись и для широких слоев. В результате возник мировой кризис показного потребления. Большинство людей оказались не в состоянии отличать по одежде очень богатого от просто богатого, а последнего - от человека с достатком. И тогда постепенно стала пробивать себе дорогу мысль, что высокостатусная одежда должна отличаться от массовой не по своему качеству, не по трудоемкости изготовления, а по цене. Встала задача: как через дизайн сделать распознаваемой цену изделия? Выход был найден простой: фирменную этикетку переместили с внутренней стороны одежды, где ее мог видеть только владелец, на внешнюю. Одновременно развернулась кампания по рекламе торговых марок, которые превратились в символы высоких цен. Эти цены были очень высоки не потому, что одежда делалась из материала высшего качества или шилась более тщательно, а потому, что в рекламу были вложены столь огромные деньги.
Разумеется, люди, покупающие товары в дорогих магазинах, никогда не признаются, что платят в два-три раза дороже только за марку, которая означает, что вещь дорогая. Ссылки делаются на качество вещи. Однако это аргументация убедительна с точки зрения крестьянской рациональности: купить вещь на всю жизнь, но человек, покупающий кроссовки за 150-200 долл., не будет носить их до дыр или передавать по наследству. Для современного среднего класса большинство вещей морально изнашиваются гораздо раньше, чем наступает их физический износ, поэтому по сроку службы «фирменные» и обычные вещи не различаются.
Когда новая маркетинговая стратегия в США начала внедряться, ряд критиков заявляли, что никто, будучи в здравом уме, не будет платить 60 долл. за джинсы с ярлыком «Gloria Vanderbilt», когда почти идентичные джинсы с ярлыком «Montgomery Ward» можно купить за 12 долл. Другие утверждали, что потребители, которым нужна монограмма на рубашке или сумке, захотят иметь свою монограмму, а не какого-то промышленника, которого они никогда не встречали. Но критики ошиблись. Было много примеров, когда товары с хорошо разрекламированной маркой и явно низким качеством и высокой ценой продавались весьма успешно.
Для относительно богатых дорогая вещь ценна тем, что он выступает в качестве барьера, отсекающего массового потребителя от ее приобретения. По качеству эта вещь может быть такой же, как и продающаяся в соседнем магазине по гораздо более низкой цене. Однако дешевую вещь можно встретить и на представителе низших слоев, что задевает самолюбие тех, кто ориентирован на социальную исключительность. Поэтому однопорядковая вещь, но по цене, которая делает ее доступной только людям своего круга, обладает дополнительной потребительной стоимостью, поскольку не просто красива или тепла, но еще выполняет функцию обозначения высокого положения в обществе и функцию социального закрытия, изоляции от тех, кто находится внизу социальной иерархии. Высокая цена сама по себе удовлетворяет потребность поддержания статуса и закрытия его для посторонних.
Заключение
Теория потребительского поведения - теория, рассматривающая поведение потребителей на рынке, раскрывающая механизм взаимодействия потребностей и спроса. В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей. Эти решения продиктованы желанием достичь наибольшей выгоды, или отдачи, или полезного эффекта, при имеющихся затратах или возможностях.
Поведение потребителя
в рыночной экономике объясняет
теория потребительского поведения. Анализ потребительского
поведения имеет огромное практическое
значение: с его помощью производитель,
выпустивший новый товар, может определить,
на каком уровне устанавливать цену, а
потребитель - принять более рациональное
решение. Таким образом, теория потребительского
поведения учит субъектов экономических
отношений вести себя более рационально.
Факторы, влияющие на потребительский
выбор: потребность, цена и доход.
Следовательно, на поведение потребителя
влияют три основных фактора: потребность,
цена и доход. Под потребностью следует
понимать желание человека потреблять
различные блага. Но поскольку количество
благ, которое он желает потребить, в принципе,
не ограничено, то ему приходится ранжировать
их по степени необходимости. Так, насущные
нужды человека, такие, как еда, одежда,
относят к потребностям первого порядка,
организацию досуга - к потребностям второго
порядка и т.д. Иначе говоря, человеку свойственно
расставлять свои потребности в определенном
порядке. Например, вода будет стоять на
первом месте, так как без нее просто не
прожить. На втором месте - еда, причем
в первую очередь необходимая (хлеб, картофель,
яйца, мясо и т.п.), а уж потом лакомство,
без которого можно прожить. На третьем
- одежда, причем также с соблюдением принципа
первой необходимое на четвертом - досуг,
на пятом - предметы роскоши и т.д.
Такая расстановка потребностей
объясняется тем, что любое благо имеет
свою цену. Поэтому потребитель сравнивает
цены на взаимозаменяемые товары и формирует
свой потребительский выбор. При этом
немаловажным критерием оценки блага
является его качество.
К сожалению, доход человека
ограничен, поэтому потребитель вынужден
совершать покупки в соответствии со своим
бюджетным ограничением. То есть, если
его доход не позволяет приобрести новый
автомобиль, то придется довольствоваться
подержанным. Конечно, потребитель может
взять ссуду в банке на недостающую сумму,
но тогда ему придется ограничить свои
будущие расходы, сократив тем самым удовлетворение
насущных потребностей.
Следовательно, рациональный потребитель
должен так распределить свои расходы,
чтобы максимально удовлетворить потребности
при условии ограниченного дохода. Иначе
говоря, потребительское поведение —
это процесс формирования спроса на товары
и услуги, исходя из конкретного дохода
потребителя и учитывая его субъективные
предпочтения. Мы говорим: «рациональный
потребитель», потому что для упрощения
анализа потребительского поведения делается
предположение, что потребитель рационален
в своем выборе и стремится наилучшим
образом распорядиться своим доходом.
Хотя в жизни, конечно, каждый потребитель
имеет свои предпочтения, и его поведение
может быть отнюдь не рационально.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Булатова А.С. Экономика. - М.: Юристъ, 2006.
2. Видяпина. В.И.Общая экономическая теория
(политэкономия). - 2-ое изд.,
М.: Центро-пресс, 2011
3. Вэриан Х. Микроэкономика. Промежуточный
уровень. Современный подход. - М.: Юнити,
2008.
4. Гальперин В.М. Микроэкономика. В 2-х т.
- СПб.: Экономическая школа, 2009.
5. А. Г. Грязновой. Микроэкономика. Теория
и российская практика. - М., Кнорус, 2006.
6. Ильин В. И. Поведение потребителей.
- Питер, 2011.
7. В.Д. Камаева. Экономическая теория.
- М.: ВЛАДОС, 2005.
8. Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы,
проблемы и политика. Учебник. Пер.
с англ. - М.: Инфра-М, 2012.
9. Николаевой И.П. Экономическая теория.
- М.: Проспект, 2008.
10. Носова С.С. Экономическая теория. Учебник.
- М.: ВЛАДОС, 2003.
11. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики.
- М.: Норма-Инфра-М, 2006.
12. Седов В.В. Экономическая теория. Микроэкономика.
- Челябинск, 2008.
13. Фишер С. Экономика. Пер. с англ. - М.:
Дело, 2005.
14. М.Н. Чепурина, Курс экономической
теории. -Киров: «АСА», 2005.