Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 12:25, контрольная работа
1. Полезность блага. Общая и предельная полезность. Принципы рационального поведения потребителя и правило максимизации полезности.
2. Потребительские предпочтения и кривые безразличия.
3. Бюджетное ограничение и бюджетная линия. Условия равновесия потребителя.
ФГОУ ВПО «АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Кафедра экономической теории, географии и экологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «ЭКОНОМИКА»
на тему: «Теория потребительского поведения»
Выполнила: сл.1 курса, спец. 080109.65, Уч.группа 1202 Зачетная книжка ЭБ 0904 БУШМАНОВА Т.Н. |
-Рязань, 2010-
1. Полезность блага. Общая и предельная полезность. Принципы рационального поведения потребителя и правило максимизации полезности.
2. Потребительские предпочтения и кривые безразличия.
3. Бюджетное
ограничение и бюджетная линия.
Теория потребительского поведения - теория, рассматривающая поведение потребителей на рынке, раскрывающая механизм взаимодействия потребностей и спроса. В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей. Эти решения продиктованы желанием достичь наибольшей выгоды, или отдачи, или полезного эффекта, при имеющихся затратах или возможностях. Впервые анализ соотношения потребностей и спроса развернули представители теоретического течения, получившего название маржинализм (от фр.marginal - предельный, дополнительный). Зародилось оно во второй пол. XIX в. Теория потребительского выбора основана на том, что потребитель имеет определённые индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетным ограничением (своими доходами) и что он делает в этих условиях выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность. «7»
Основная цель моей работы - изучить теорию потребительского поведения. Цель работы раскрывается через решение следующих поставленных задач, а именно:
- Полезность блага. Общая и предельная полезность. Принципы рационального поведения потребителя и правило максимизации полезности.
- Потребительские предпочтения и кривые безразличия.
- Бюджетное
ограничение и бюджетная линия.
Полезность блага — это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.
Представители кардиналистского (количественного) подхода (У. Джевонс, А. Маршалл) строят поведение индивидуальных потребителей на основе теории предельной полезности. Я хочу рассмотреть этот подход более подробно.
Полезность – это удовлетворение, или удовольствие, которое получает человек от потребления какого-либо товара или услуги. Оно является сугубо субъективным, так как удовлетворение потребности человека имеет индивидуальный характер. «2»
Кардиналистская, или количественная, теория потребительского поведения при решении поставленной задачи предполагает возможность теоретической измеримости полезности блага. Иными словами, предполагается, что можно определить точную величину полезности, получаемой при потреблении блага. Количественная измеримость полезности дает возможность как для сравнения различных благ по их полезности, так и для определения разницы между ними. Сторонники теории (К. Менгер, Л. Вальрас) полагали, что полезность измеряется в условных единицах — ютилях (от англ. utility — полезность).
Количественная измеримость полезности позволяет потребителю измерить полезность любой дополнительной единицы блага (предельная полезность) и оценить величину общей полезности данной совокупности благ. «6»
Сторонники теории предельной полезности выделяли два вида полезности:
- абстрактную полезность, как способность блага удовлетворять какую-либо потребность;
Эти виды полезности блага для разных людей будут различны. Конкретная полезность данного блага у каждого человека своя и зависит от двух факторов: имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем.
Последовательно покупая
все большее количество экономических
благ, потребитель стремится
Предельной называют дополнительную полезность, полученную от потребления каждой последующей единицы товара. Закон убывающей предельной полезности гласит, что с увеличением количества благ общая полезность постепенно возрастает, а предельная полезность каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Следовательно, чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага. А это значит, что цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. «1»
Зависимость между количеством благ и предельной полезностью блага описывает закон убывающей предельной полезности, согласно которому по мере увеличения количества потребляемых благ их предельная полезность имеет тенденцию к снижению (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Кривая предельной полезности
Второй показатель, характеризующий полезность, - это совокупная (общая, суммарная) полезность (АU) - полезность, приносимая всей массой потребляемых благ. Совокупная полезность есть сумма предельных полезностей:
Закон убывающей предельной полезности определяет и динамику совокупной полезности, приносимой всей массой потребляемых благ. Поскольку общая полезность представляет собой сумму предельных полезностей, то очевидно, что с увеличением количества благ данного вида происходит приращение совокупной полезности, но рост этот происходит все замедляющимися темпами (рис. 7.2).
Рис. 7.2. Кривая совокупной полезности
Разграничение понятий общей и предельной полезности позволяет объяснить знаменитый парадокс А. Смита: почему вода, столь необходимая людям, дешева, а алмазы, не представляющие собой предметы первой необходимости, столь дороги.
Дело в том, что вода имеется в изобилии (как правило), а алмазы встречаются редко. Следовательно, потребность в воде может быть легко удовлетворена, и ее предельная полезность невысока, количество же алмазов ограничено, и их предельная полезность высока, поэтому и цена воды низкая, а алмазов - высокая.
Всякий потребитель
стремится к получению
Поскольку величины дохода и цены заданы, то потребитель не может купить все те блага, которые ему хотелось бы. Бюджетное ограничение и, следовательно, невозможность удовлетворения всех потребностей заставляют потребителя распределять свои доходы в соответствии с его представлениями о полезности и выгодности (предпочтительности) выбираемых товаров.
Потребитель, который стремится максимизировать совокупную полезность в условиях бюджетного ограничения, определяемого уровнем его дохода и существующими ценами, - это рациональный потребитель.
Таким образом, теория потребительского поведения предполагает анализ трех проблем: полезности, дохода и цены, при этом теория исходит из того, что потребитель ведет себя рационально, т. е. он стремится получить максимум результатов при минимуме затрат (достичь наибольшей совокупной полезности, затратив минимум средств).
Потребительский выбор - оптимальный выбор, обеспечивающий достижение потребителем наибольшей полезности в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода). «5»
В кардиналистской теории потребительского поведения полезность является субъективной величиной, поскольку отражает субъективное отношение конкретного человека к конкретному благу.
Основополагающее положение этой теории — постулат об убывании предельной полезности благ. Опираясь на этот постулат, можно сформулировать правило равновесия потребителя. Потребительское равновесие — ситуация, когда потребитель, ограниченный данным бюджетом, не может увеличить общую полезность, расходуя меньше средств на приобретение одного блага и больше — на приобретение другого. Как уже отмечалось, каждый потребитель использует множество разнообразных благ и для каждого из них действует закон убывающей предельной полезности. Рациональный потребитель будет приобретать в первую очередь блага, приносящие наибольшую полезность. Потребитель будет наращивать потребление каждого блага до тех пор, пока предельные полезности этих благ не сравняются. Действительно, если предельная полезность какого-либо блага будет выше, чем предельная полезность других благ, то потребитель предпочтет приобрести именно его. В свое время это правило поведения потребителя было сформулировано Г. Госсеном и получило название второго закона Госсена. Ныне закон можно сформулировать следующим образом: чтобы получить максимум полезности, потребитель, обладающий ограниченными ресурсами, должен потреблять каждого блага столько, сколько необходимо для выравнивания предельных полезностей по каждому благу. Математически правило потребительского равновесия выражается равенством МU1 = MU2 = ... = MUn.
В данном правиле под
ограниченными ресурсами
Математически это выглядит следующим образом:
где P — цена блага.
Иными словами, потребитель будет предъявлять спрос на данное благо до тех пор, пока предельная полезность этого блага в расчете на одну денежную единицу, не станет равной предельной полезности на одну денежную единицу, потраченную на приобретение другого блага. Используя это правило, потребитель, не выходя за пределы своего бюджета, приобретает набор товаров и услуг, приносящий ему наибольшую сумму полезности.
Если равенство не
выполняется, то произойдет некоторое
перераспределение
Действительно, если цена на второе благо понизилась, то равновесие нарушается:
MU1/P1 < MU2/P2 т. е. последняя
денежная единица, затраченная
на второе благо, стала
Предположим, что потребитель приобретает три товара А, В и С (табл. 7.1). Цены этих товаров и предельная полезность каждого из них приведены в левой части таблицы.
Таблица 7.1
Из приведенных данных следует, что первоначально доход распределен нерационально, так как в расчете на денежную единицу наибольшую предельную полезность приносит товар В (20 утилей), а наименьшую - товар А (10 утилей). Совокупная полезность приобретения трех товаров равна 225 утилям (100 + 80 + 45).
Если потребитель откажется от единицы товара А, он сэкономит 10 денежных единиц, на которые можно приобрести 2,5 единицы товара В. Тогда, по мере уменьшения количества товара А, его предельная полезность будет расти, а увеличение количества товара В приведет к снижению его предельной полезности (закон убывающей предельной полезности).
Перераспределяя доход таким образом, потребитель постепенно создаст такие условия, при которых предельная полезность всех товаров по отношению к их ценам будет равна. Допустим, это соотношение составит 15. При таком распределении дохода совокупная полезность возрастет и достигнет 255 утилей (150 + 60 + 45).
Если никакое
Закон убывающей предельной полезности лежит в основе определения спроса. Поскольку предельная полезность блага по мере потребления снижается, то потребитель будет увеличивать объем покупок (объем спроса) лишь при снижении цены.