Теория потребления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Цель – исследовать роль ординалистского (порядкового) подхода в теории поведения потребителя.
Исходя из поставленной цели в работе предусмотрено решение следующих задач:
•Определить сущность ординализма и потребительской полезности.
•Рассмотреть аксиомы порядкового подхода и ранговую величину полезности.
•Рассмотреть кривые безразличия, карты кривых безразличия, бюджетные ограничения.
•Определить понятие равновесия потребителя и предельная норма замещения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1.Ординализм и потребительские предпочтения. Аксиомы порядкового подхода, т.е. аксиомы ординализма: «полной упорядоченности», «рефлек-сивности», «насыщения», «транзитивности», «независимости потребите-ля»Ранговая величина полезности……………………………………………….4
2. Кривая безразличия и карта кривых безразличия. Предельная норма замещения………………………………………………………………………….8
3. Разновидности кривых безразличия. Бюджетные возможности потре-бителя. Смещение бюджетной линии. Равновесие потребителя……………..13
4.Значение ординалистского подхода……………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………...23
Библиографический список………………………………………………..24

Файлы: 1 файл

курсавая 2 Аня.docx

— 192.25 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

  1. Ординализм и потребительские предпочтения. Аксиомы порядкового подхода, т.е. аксиомы ординализма: «полной упорядоченности», «рефлексивности», «насыщения», «транзитивности», «независимости потребителя»Ранговая величина полезности……………………………………………….4
  2. Кривая безразличия и карта кривых безразличия. Предельная норма замещения………………………………………………………………………….8
  3. Разновидности кривых безразличия. Бюджетные  возможности потребителя. Смещение бюджетной линии. Равновесие потребителя……………..13
  4. Значение ординалистского подхода……………………………………..22

 

Заключение…………………………………………………………………...23

Библиографический список………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Проблема потребительского выбора в рыночной экономике одна из центральных проблем, так как каждый человек в процессе своей жизнедеятельности постоянно сталкивается с выбором при приобретение товаров и услуг. Целью потребления является получение максимального удовольствия и удовлетворения своих потребностей.

Данные вопросы с экономической  точки зрения решаются в рамках теории потребления.

 Теория потребления изучает принципы рационального поведения покупателей на рынке товаров и услуг и объясняет, как он осуществляет выбор рыночных благ.

  В теории предельной полезности существуют два направления, точнее, два подхода к измерению полезности: кардиналистский и ординалистский.

  Ординалистская теория предельной полезности – более поздняя разработка двух экономистов В. Парето (1848–1923) и Дж. Хикса (1904–1989), она пришла на смену кардинализму. Сам термин «ординарный» означает ранжирование или выстраивание в определенном порядке. В. Парето и Дж. Хикс допускают определенное ранжирование, построение товара и услуг по принципу предпочтения.

 Актуальность выбранной темы состоит в том, что она имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.

 Цель – исследовать  роль ординалистского (порядкового)  подхода в теории поведения потребителя.

 Исходя из поставленной цели в работе предусмотрено решение следующих задач:

  • Определить сущность ординализма и потребительской полезности.

 

  • Рассмотреть аксиомы порядкового подхода и ранговую величину полезности.

 

  • Рассмотреть кривые безразличия, карты кривых безразличия, бюджетные ограничения.

 

  • Определить  понятие равновесия потребителя и предельная норма замещения.

Глава 1

Ординализм и потребительские предпочтения

 В экономической теории известны два подхода к оценке сопоставления, соизмерения различных товаров или их наборов: количественный, или кардиналистский и порядковый, или ординалистский.

 При ординалистском (порядковом) подходе главное заключается не в измерении полезности, а в упорядочении различных наборов товаров с точки зрения их предпочтительности. Это открывает возможность оценивать полезность не с количественной точки зрения, а с точки зрения, порядка предпочтения разных наборов товаров. При таком подходе потребитель не мучается вопросом количественной оценки полезности товара. Не требуется от него при выборе набора товаров и ответа на вопрос, во сколько раз данный набор полезнее всякого другого. Потребитель на основе своей субъективной оценки выносит решение, что данный набор товаров для него предпочтительнее всех прочих. Таким образом, ординалистский подход предполагает только возможность установления между различными благами отношений предпочтения или безразличия (без измерения полезности).

Достаточно лишь, чтобы  потребитель, будучи перед выбором  между двумя товарами (или двумя  наборами товаров) мог сказать, предпочитает ли он первый товар (набор товаров) второму, второй первому, или ему все равно. 

 Потребители сильно отличаются друг от друга по своим вкусам  и предпочтениям, то есть симпатиями и антипатиями по отношению к объектам потребительского выбора, называемым в экономической теории потребительскими наборами. Они представляют собой полный перечень товаров и услуг в соответствии с исследуемой проблемой выбора. В свою очередь проблема выбора предполагает не только описание полного перечня товаров и услуг, которые покупатель мог бы потребить, но и обстоятельств, при которых эти товары могли бы стать для него доступными. Одни и те же товары в разных условиях могут оцениваться потребителем по-разному, как, например, плащ или зонт при солнечной и дождливой погоде.

  Поведение покупателей, их выбор в мире товаров имеет индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, отношением к моде дизайну, отличается образом жизни, образованием, культурными интересами и т. д. Здесь возможна лишь группировка покупателей по социально-демографическим факторам: общей численности населения данного региона; по половозрастному составу; уровню доходов; особенностям труда; образу жизни и т.д.

Осуществляя свой  выбор, покупатели выполняют важную функцию  оценки деятельности производителей товаров. Общая оценка потребителями конкретного  блага выражается в объеме его  продажи. От этой оценки зависит благосостояние производителей данных благ, поэтому  спрос на товары и услуги личного  потребления определяет их производство. Способность потребителя воздействовать на производство товара называется суверенитетом потребителя.

Необходимым условием суверенитета является свобода потребительского выбора. Ограничение свободы в любой форме (нормированное распределение по карточкам и талонам, льготное распределение через столы заказов или по спискам и т. п.) нарушает связи между производителями и потребителями и лишает тех и других возможности принимать оптимальные решения.

 

Аксиомы порядкового  подхода, т.е. аксиомы ординализма: «полной упорядоченности», «рефлексивности», «насыщения», «транз тивности», «независимости».

 

Для выявления закономерностей  потребительского поведения ординалисты опираются на аксиомы, т.е своеобразные самоочевидные (и потому не требующие доказательств) правила, описывающие общие принципы формирования потребительских предпочтений.

Аксиома «полной упорядоченности». Потребитель способен однозначно сопоставить сравнительную притягательность любых двух наборов благ. Вариант сомнений или неуверенности считается полностью исключенным.    Из двух различающихся наборов благ потребитель всегда может либо указать более предпочтительный, либо признать оба одинаково предпочтительными.

Аксиома  «рефлексивности», гласит, что если два набора благ одинаковы, то одинаковы и их полезности.

Аксиома «ненасыщения» состоит в том, что для потребителя:

 Большее количество  данного блага всегда предпочтительнее меньшего его количества; Более качественные блага всегда предпочтительнее менее качественных.

Человек в ординалистской теории выглядит как ненасытный потребитель, думающий только о том, чтобы расширить и улучшить свое потребление

Аксиома «транзитивности» характеризует постоянство и определенную согласованность предпочтений потребителя. Если покупатель предпочитает набор №1 набору №2, а набор №2 набору №3, то он предпочитает набор №1 набору №3. Соответственно, если набор №1 для покупателя равноценен набору №2 и набор №2 равноценен набору  №3, то наборы №1 и №3 также для него равноценны.

Аксиома «независимости потребителя». Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими индивидуумами. Потребителю не знакомы чувства зависти и сострадания.

Совокупность названных  аксиом позволяет внести однозначную  последовательность, ранжировать всевозможные сочетания благ и попарно сравнивать их при потребительском выборе.[10]

 

Ранговая величина полезности

 

В теории ординализма целевая установка потребителя максимизация полезности от приобретаемых экономических благ  достигается методом выбора наиболее предпочтительного набора благ из всех имеющихся и доступных потребителю вариантов. В такой трактовке понятие полезности благ тождественно понятию порядковой предпочтительности благ. Ординальная, т. е. порядковая, величина полезности (перемещение данного набора благ вверх или вниз по пирамиде сравнительной ценности) должна показать, уменьшилась или увеличилась степень удовлетворения потребителя.

Отсутствие точных количественных измерителей субъективных потребительских предпочтений не позволяет определить точную меру того, насколько уменьшилась или увеличилась эта степень удовлетворения. Зато можно с определенностью говорить, какой из наборов благ приносит большее удовлетворение. Выбирая набор благ из имеющихся альтернатив,  потребитель присваивает первый ранг набору с большей для себя полезностью; второй  с меньшей; третий  c еще меньшей и т. д.

В данном случае суверенитет  потребителя  это его право  субъективно присваивать порядковые предпочтения и ранжировать их в  рамках имеющихся альтернатив. [10]

Подводя итог всей выше сказанной  информации можно сделать вывод, что теория потребительского  выбора основана на предположении, что люди ведут себя рационально в попытке  максимизировать удовлетворение своих  потребностей, покупая товары и оплачивая  услуги в определённом их сочетании.

 Суть порядковой измеримости субъективной полезности заключается в том, что здесь используется не абсолютная (количественный подход), а относительная шкала, показывающая предпочтение потребителя или ранг потребляемого набора благ.

А совокупность названных  аксиом позволяет внести однозначную  последовательность, ранжировать всевозможные сочетания благ и попарно сравнивать их при покупательском выборе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Кривая безразличия и карта кривых безразличия

При ординалистском (порядковом)  подходе используется специальный аналитический инструментарий – кривые безразличия и карты кривых безразличия.

Кривая безразличия – это геометрическое место точек, каждая из которых  представляет одинаковые по полезности потребительские наборы благ        (рис. 1.1).

 

Рисунок 2.1 Кривая безразличия (U)

На рис. 2.1 представлена простейшая модель, в которой потребитель сравнивает наборы из разных комбинаций двух продуктов:Y и X. Кривая безразличия составлена из тех комбинаций, которые имеют для него одинаковую порядковую полезность. Потребителю безразлично, какой из них выбрать. Так, потребителю все равно, получить ли ему 7 единиц Y и 1 единицу X (точка А) или 7 единиц  X и 1 единицу Y (точка В). Это же можно сказать и о любой иной точке кривой U.

Кривая безразличия всегда соответствует только одному уровню полезности. Несколько уровней полезности можно представить с помощью карты кривых  безразличия (рис. 2.2).

Рисунок 2.2 Карта кривых безразличия

Каждая кривая безразличия  (например, U2), лежащая выше и правее другой кривой безразличия (например, U1), представляет собой совокупность более предпочтительных для данного потребителя наборов товаров. Так, на рис. 2.2 видно, что наборы А и В имеют одинаковую полезность, т.к они находятся на одной кривой безразличия (U1). Набор  С содержит такое же количество товара Y, что и набор А (YC = YA), но включает большее количество товара X(XC > XA).

Из аксиомы  «ненасыщения» следует, что набор С предпочтительнее  набора А. А из аксиомы «транзитивности» следует, что все наборы,  лежащие на одной кривой безразличия, равноценны.  Поэтому все наборы, находящиеся на одной  кривой безразличия с набором С ( на  рисунке она обозначена  U2), имеют более высокую порядковую полезность, чем наборы на кривой U1.

Кривые безразличия могут  располагаться сколь угодно близко одна к другой, соответствуя  плавному  повышению  уровней  порядковой  полезности.  В предельном случае их можно считать заполняющими всю плоскость графика. Так что через любую ее точку проходит какая-нибудь кривая безразличия.

Совокупность кривых безразличия, соответствующих всем уровням полезности для данного потребителя, называется картой кривых безразличия.

Кривые  безразличия обладают следующими свойствами:

1. Через любую точку на пространстве товаров можно провести кривую безразличия.

2. Кривые безразличия не пересекаются. Точка пересечения двух кри-

Информация о работе Теория потребления