Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 23:13, курсовая работа
Цель – исследовать роль ординалистского (порядкового) подхода в теории поведения потребителя.
Исходя из поставленной цели в работе предусмотрено решение следующих задач:
•Определить сущность ординализма и потребительской полезности.
•Рассмотреть аксиомы порядкового подхода и ранговую величину полезности.
•Рассмотреть кривые безразличия, карты кривых безразличия, бюджетные ограничения.
•Определить понятие равновесия потребителя и предельная норма замещения.
Введение………………………………………………………………………3
1.Ординализм и потребительские предпочтения. Аксиомы порядкового подхода, т.е. аксиомы ординализма: «полной упорядоченности», «рефлек-сивности», «насыщения», «транзитивности», «независимости потребите-ля»Ранговая величина полезности……………………………………………….4
2. Кривая безразличия и карта кривых безразличия. Предельная норма замещения………………………………………………………………………….8
3. Разновидности кривых безразличия. Бюджетные возможности потре-бителя. Смещение бюджетной линии. Равновесие потребителя……………..13
4.Значение ординалистского подхода……………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………...23
Библиографический список………………………………………………..24
вых безразличия означала бы, что в этой точке две кривых безразличия имеют одинаковую полезность, что противоречит определению, в соответствии с которым каждая кривая безразличия отражает равную, но отличную от других, полезность.
3. Каждая кривая безразличия соответствует только одному уровню потребления, ранжированного в различных вариантах товарных наборов. Любая другая кривая безразличия может быть построена только в соответствии с каким-то другим уровнем потребления, хотя его можно ранжировать в сколько угодно многочисленных вариантах товарных наборов. Таким образом, товарные наборы, расположенные на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, предпочтительнее по сравнению с товарными наборами на менее удаленных кривых. Это свойство вытекает из того факта, что по мере удаления от начала координат товарные наборы содержат все большее количество обоих благ, а следовательно, обладают большей полезностью для потребителя.
4. Наклон кривой безразличия достаточно определенно показывает соотношение предельных полезностей двух товаров.
5. Кривые безразличия имеют вогнутый вид.
6. Кривые безразличия имеют отрицательную направленность. Это связанно с тем, что, передвигаясь по кривой безразличия, мы отказываемся от определенного количества одного блага, замещая его другим, с тем, чтобы общая полезность осталась неизменной. [8]
Предельная норма замещения
Количество одного товара (Y), от которого потребитель может отказаться без снижения порядковой полезности набора, чтобы получить дополнительную единицу другого товара (X), называется предельной нормой замещения (рис. 2.3).
Рисунок 2.3 Предельная норма замещения
В аналитической форме она может быть представлена как отношение:
где изменение объемов товаров при их замене;
MRSx.,y предельная норма замещения благ X и Y;
U=const – фиксированный уровень полезности ( удовлетворения потребителя).
Опираясь на графическую интерпретацию кривой безразличия (см. рис. 2.3) можно описать свойства предельной нормы замещения.
Для того чтобы получить больше одного блага, сохраняя достигнутый уровень потребления, покупатель вынужден сократить потребление другого блага. Отсюда кривая безразличия имеет отрицательный наклон, т.е нисходящий, ниспадающий вид. При этом ее крутизна отражает величину предельной нормы замещения, которая показывает количество единиц блага (Y), от которого покупатель готов отказаться ради дополнительного приобретения и потребления блага (X).
Это означает, что предельная норма замещения непостоянная. Движение вдоль кривой безразличия сверху вниз означает, что потребитель отказывается от некоторого количества товара Y для получения дополнительного количества товара X. По мере увеличения потребления товара X количество товара Y, от которого потребитель готов отказаться, чтобы приобрести еще один товара X, сокращается, т.е предельная норма замещения двух товаров убывает.Это связано с законом убывающей предельной полезности.
Отметим, что предельная полезность единицы какого-либо блага уменьшается с увеличением его общего количества. Поэтому чем больше некого товара у потребителя, с тем меньшим объемом других товаров он готов расстаться, чтобы приобрести еще одну его единицу. Можно сравнить предельную норму замещения при перемещении из точки К в точку L с перемещением из точки М в точку N на рис. 2.3. Хорошо видно: чтобы приобрести одно и то же дополнительное количество товара Х (на рисунке ХKL=ХMN), потребитель сначала готов расстаться с большим , а потом с куда меньшим количеством товара Y (на рисунке YKL>YMN).
Подводя итог всего выше сказанного, хочется отметить, что потребительские предпочтения можно представить, используя кривые безразличия
кривая безразличия – это совокупность наборов благ, обеспечивающих потребителю одинаковую полезность.
Потребительские предпочтения
могут быть объяснены совокупностью
кривых или картой безразличия.
Такая карта безразличия
Количественная мера взаимозаменяемости разных экономических благ измеряется предельной нормой замещения (MRS). Предельная норма замещения снижается по мере того, как мы движемся вниз вдоль кривой безразличия. Снижающаяся предельная норма замещения означает выпуклость предпочтений.
Глава 3
Разновидности кривых безразличия
Предельная норма замещения
может принимать различные
Вогнутый характер кривых безразличия – наиболее общая и распространенная ситуация. В этом случае MRSxy убывает по мере замещения одного блага другим, т.е. потребитель соглашается отдавать всё меньшее количество замещаемого блага за одно и то же количество замещающего.
Для двух совершенно взаимозаменяемых товаров кривые безразличия представляют собой прямые линии, имеющие отрицательный наклон (рис. 3.4). Это случай, когда оба товара воспринимаются потребителем как один. Поскольку здесь присутствует равноценная замена одной единицы товара на единицу другого товара, то предельная норма замещения (MRS) является величиной постоянной (MRS = const ).[10]
Рисунок 3.4 Совершенная взаимозаменяемость товаров
Для товаров, жестко взаимодополняющих друг друга (например, часы и браслет), кривые безразличия имеют вид, представленный на рис. 3.5 . В этом случае предельная норма замещения равна нулю, т.к. эти товары не могут заменяться, а жестко дополняют друг друга.
Рисунок 3.5 Жесткая взаимодополняемость товаров(невозможность замещения)
Нулевая предельная норма замещения характерна и для ситуаций, когда потребитель не поступится даже бесконечно малым количеством одного товара в пользу другого ( рис.3.6 ).
Рисунок 3.6 Нулевая предельная норма замещения
В отдельных исключительных случаях возможно, что, чем больше какого-то товара имеет потребитель, тем больше он хотел бы иметь его. В таких случаях кривая безразличия вогнута к началу координат и норма замещения возрастает (рис. 3.7 ).
Рисунок 3.7 Возрастающая норма замещения
Рассмотренные типы кривых безразличия могут быть характерны для каких-то товаров отдельных потребителей. Однако следует иметь ввиду, что выпуклость кривых безразличия и убывающая норма предельного замещения представляют наиболее общую и распространенную ситуацию.
Бюджетные возможности потребителя
Рассуждая о поведении потребителя, мы до сих пор не учитывали два важных обстоятельства: его доход и цены товаров. Информацию об этом дает бюджетная линия или линия бюджетного ограничения.
Предположим, что потребитель использует весь личный доход на приобретение двух товаров ( X и Y). В этом случае величина дохода будет точно равна величине расходов, а последняя будет равна сумме произведений закупленных объемов товаров на их цены. Уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:
где PX и PY – цены благ;
X и Y – количества соответствующих благ;
I – доход потребителя, его личный бюджет.
На рисунке это уравнение представлено графически в виде прямой, называющейся бюджетной линией. Любая точка на бюджетной линии отражает максимальный объем товаров, который при данном уровне цен потребитель может приобрести в рамках своего бюджета. Так, потратив все деньги на товар Х, он сможет купить его количество, равное доходу, деленному на цену товара Х ( точка А=I/PХ на графике).
Соответственно, если средства будут израсходованы только на товар Y, покупатель получит его в количестве I/Py (точка В на графике). Другие точки бюджетной линии отражают разные комбинации этих товаров. Например, в точке К потребителю доступно количество Xk блага Х и количество Yk блага Y, в точке L – соответственно XL и YL .
Во всех случаях доход израсходован полностью. Увеличить закупки какого-либо блага без сокращения закупок другого невозможно. Поэтому бюджетная линия имеет отрицательный наклон.
Точки, находящиеся под бюджетной линией, соответствуют наборам благ, которые могут быть куплены с неполным использованием средств, имеющихся в распоряжении потребителя. Точки над бюджетной линией обозначают наборы, недоступные при данном бюджете. Угол наклона бюджетной линии соответствуют отношению цен товаров(PX/PY).
Рисунок 3.8 Бюджетная линия
Смещение бюджетной линии
Смещение бюджетной линии KL вправо означает рост бюджетных возможностей для приобретения наборов благ более высокой полезности при данных ценах. Наоборот, смещение бюджетной линии KL влево означает понижение уровня потребления, благосостояния и уровня жизни в целом.
Направление смещений бюджетной линии зависит от изменения реального дохода, определяющего благосостояние людей. В свою очередь реальный доход и благосостояние будут возрастать: 1) либо при растущих номинальных доходах и неизменных ценах товаров; 2) либо при неизменном номинальном доходе и снижающихся ценах товаров.
Благодаря возросшему доходу потребитель легко может купить большее количество обоих благ одновременно (на рисунке показано пунктиром). Подобный сдвиг кривой покупатели ощущают в виде роста возможностей приобретения разнообразных благ.
Что касается изменения цен, то чаще всего оно происходит не в форме равномерного роста или падения цен всех товаров, а в виде изменения цены на отдельный товар или товарную группу. При этом снижение цен даже отдельных товаров увеличивает бюджетные возможности и реальное благосостояние. Наоборот, повышение какой-либо отдельной цены уменьшает их.
Такие ситуации могут быть показаны на графике смещением линии бюджетных ограничений вдоль той оси графика, где представлены товары с изменяющимися ценами. Повышение цен, например, на товарную группу Х, при неизменных ценах других благ, вызывает смещение влево бюджетной линии вдоль горизонтальной оси графика (рис. 3.9 б). В случае падения цен этой группы товаров бюджетная линия, наоборот, сместится вправо по оси Х (на рис. не показано).
Снижение цен блага Y сместит линию вверх вдоль оси Y (рис. 3.9 а); рост этих же цен вызовет смещение бюджетной линии вниз вдоль оси Y (на рис. не показано), означая соответствующее изменение возможностей закупок благ.
Рис. 3.9. Изменение цен и бюджетная линия
Кроме смещений под воздействием изменений только цен или только доходов, бюджетная линия может менять свое положение в результате совместного действия обоих факторов. Например, бюджетные возможности могут расти в силу увеличения дохода и одновременно падать в силу роста цен. Общий результат зависит от сравнительной силы обоих процессов. Очевидно, что если рост номинальных денежных доходов обгоняет рост цен, то уровень благосостояния будет увеличиваться. В противном случае бюджетные возможности покупателей будут снижаться.
Равновесие потребителя
Объединив анализ кривых безразличия и бюджетных линий получим рис. 3.10. на котором изображено равновесие потребителя.
Каждая кривая безразличия (на графике это кривые 1, 2 и 3) соответствует определенному уровню потребления и благосостояния потребителей. Как видно на графике, кривая безразличия 1 проходит ниже, кривая 3 ¾ выше бюджетной линии KL,а кривая 2 касается бюджетной линии KL в точке Е.
Рассмотрим экономический смысл этой ситуации. Легко доказать, что максимизация полезности достигается в той единственной точке Е, где кривая безразличия 2 проходит по касательной с бюджетной линией. [10]
Рисунок 3.10 . Равновесие потребителя
В самом деле, потребителю, разумеется, предпочтительнее набор с большим количеством обоих товаров, чем набор с меньшим их количеством. Ситуация с большим количеством продуктов и одежды представлена кривой безразличия 3, расположенной выше бюджетной линии и не пересекающейся с ней. Очевидно, однако, что при всей привлекательности высокого уровня потребления, соответствующего этой кривой безразличия, он недостижим для потребителя, поскольку цены товаров этого набора превышают его бюджетные возможности. Понятно, что то же самое можно сказать о любой кривой безразличия, лежащей выше кривой 2.