Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 23:13, курсовая работа
Цель – исследовать роль ординалистского (порядкового) подхода в теории поведения потребителя.
Исходя из поставленной цели в работе предусмотрено решение следующих задач:
•Определить сущность ординализма и потребительской полезности.
•Рассмотреть аксиомы порядкового подхода и ранговую величину полезности.
•Рассмотреть кривые безразличия, карты кривых безразличия, бюджетные ограничения.
•Определить понятие равновесия потребителя и предельная норма замещения.
Введение………………………………………………………………………3
1.Ординализм и потребительские предпочтения. Аксиомы порядкового подхода, т.е. аксиомы ординализма: «полной упорядоченности», «рефлек-сивности», «насыщения», «транзитивности», «независимости потребите-ля»Ранговая величина полезности……………………………………………….4
2. Кривая безразличия и карта кривых безразличия. Предельная норма замещения………………………………………………………………………….8
3. Разновидности кривых безразличия. Бюджетные возможности потре-бителя. Смещение бюджетной линии. Равновесие потребителя……………..13
4.Значение ординалистского подхода……………………………………..22
Заключение…………………………………………………………………...23
Библиографический список………………………………………………..24
С другой стороны, кривая 1 соответствует уровню потребления, который доступен нашему потребителю. Не случайно значительная ее часть лежит ниже бюджетной линии. Однако, на рисунке видно, что набор товаров на кривой 1, соответствующий точке А, как по объему потребления товара Х, так и по объему потребления товара Y, уступает набору товаров на кривой 2, соответствующему точке Е (т. е. ХА < ХЕ и YА < YЕ). Это значит, что уровень потребления в точке А (а потому и в любой другой точке кривой 1, ¾ напомним все точки кривой безразличия соответствуют одинаковому уровню потребления) заведомо ниже уровня потребления Е. Следовательно, кривая безразличия 1 показывает ситуацию, когда бюджетные возможности используются не полностью и текущее потребление осуществляется на заниженном уровне, не соответствующем уровню дохода.
Итак, точка Е отражает максимум полезности, достижимый для потребителя. Любые иные точки либо уступают ей по рангу полезности, либо недостижимы при имеющемся бюджете. Она же является и точкой потребительского равновесия. Ведь в этой точке достигается максимально возможное удовлетворение потребителя при полном использовании его дохода и бюджета.
Вспомним теперь, что в реальности существует не три, а огромное множество кривых безразличия. Процесс установления потребительского равновесия состоит поэтому, в том, что потребитель выбирает самую высокую из них, имеющую, точку касания с бюджетной линией. Сама же точка равновесия Е задает то количество каждого из товаров (в нашем случае ¾ комбинация ХЕ и YЕ), которое позволит достичь наивысшего ранга полезности.[10]
Кривая «доход-потребление»
Точка равновесия отражает оптимум потребителя в статике, когда ни номинальные доходы, ни цены товаров не меняются. На самом деле такие перемены, конечно, происходят, вызывая перемещения бюджетной линии.
В частности, как мы помним, смещение линии бюджетных возможностей вправо вверх происходит в двух случаях: либо когда растут номинальные доходы при неизменных ценах, либо когда номинальные доходы неизменны, а цены снижаются. При этом каждое смещение бюджетной линии вправо приводит ее к касанию с новой кривой безразличия (а именно, с кривой более высокого порядка ¾ (рис. 3.11.)). Точка касания обеих кривых отражает новое покупательское равновесие, установившееся на повышенном уровне потребления.
Если реальные доходы вновь будут возрастать, равновесие бюджетных возможностей и потребления сместится в сторону еще более высокого уровня потребления. Это выразится в появлении следующей точки касания кривых бюджетных возможностей и безразличия, в новом потребительском равновесии и т. д.
Все точки, показывающие последовательный рост потребления под влиянием возрастающего реального дохода, будучи соединенными в единую линию, называются кривой «доход-потребление». Зависимость между реальными доходами и потреблением впервые была обоснована и показана графически в ХIХ веке английским экономистом Дж. Хиксом и названа им кривой уровня жизни. [10]
В принципе с ростом доходов (повышением бюджетной линии) потребление товаров растет, т. е. кривая «доход-потребление» обычно является восходящей, как это и показано на нашем графике.
Рисунок 3.11. Кривая «доход--потребление»
Несколько позже, немецкий статистик Э. Энгель, изучая структуру бюджетов рабочих семей, дополнил и уточнил закономерности распределения доходов между такими группами товаров, как 1) пища и одежда; 2) промышленные товары стандартного качества; 3) товары и услуги повышенного качества. Выяснилось, что при низком уровне доходов почти все средства тратятся на первую группу. Но довольно быстро достигнув насыщения, потребление соответствующих товаров перестает расти, несмотря на дальнейший рост доходов. Рост потребления промышленных товаров стандартного качества с увеличением доходов начинается не сразу (бедные покупают мало таких товаров) и происходит волнообразно. Например, достижение доходами известного уровня позволяет купить телевизор. Последующий рост доходов сначала не увеличивает потребления телевизоров. Но потом происходит скачок: более обеспеченные люди покупают второй телевизор на кухню. При выходе на третий критический уровень доходов приобретается телевизор для дачи и т. п. Наконец, третья группа (товары и услуги повышенного качества) начинает потребляться позже всего, т. е. при высоком уровне доходов. И чем выше доход, тем больше тратится именно на них.
Кривая «цена-потребление»
Второй динамический процесс, постоянно происходящий в экономике, состоит в изменениях цен то на одни, то на другие товары.
Кривая «цена-потребление» ¾ это графическая интерпретация последствий частичного снижения цен при неизменных доходах. Например, если произошло понижение цены только одной группы благ, то смещение линии бюджетных ограничений произойдет только вдоль той оси, где они представлены. На рис. 3.12 показаны два последовательных снижения цен на некий товар Х и соответственно два смещения бюджетной линии по оси Х (из положения 1 в положение 2 и далее в положение 3). Напомним, что равновесие устанавливается в точке касания двух кривых: бюджетной линии и кривой безразличия. Если через все полученные точки равновесия провести соединительную линию, то получим новую кривую под названием «цена-потребление». [10]
Кривая «цена-потребление» значима в двух отношениях.
Во-первых, она служит объяснением формы знакомой нам по прошлой главе кривой индивидуального спроса. На рисунке видно, что по мере снижения цен (смещения бюджетной линии вправо и последовательной смены точек равновесия сначала с Е1 на Е2, потом на Е3 и т. д.), потребление товара Х растет (на рис. показано пунктиром). Другими словами, из кривой «цена-потребление» вытекает закон спроса ¾ обратная зависимость между движением цен и количеством закупок по этой цене. Если поместить все точки кривой «цена-потребление» в координаты обычного графика с ценами (Р) на вертикальной оси и количеством покупок блага Х (Qx) на горизонтальной оси, то она превратится в кривую спроса. Во-вторых, линия «цена-потребление» показывает влияние изменения цен на замещение одного товара ¾ другим. Разберемся со связанными с этим эффектами подробнее.
Рисунок 3.12 Кривая «цена--потребление»
КРИВЫЕ ЭНГЕЛЯ
Первым исследователем, который обратил внимание на вопросы влияния изменения дохода потребителя на структуру его расходов, был немецкий математик Эрнст Энгель (1821-1896). Он отметил, что с ростом доходов потребителя потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем благ первой необходимости. То есть, прежде всего, происходит насыщение продовольственными товарами, потом - промышленными, а после - высококачественными благами. Подобное поведение мы можем иллюстрировать при помощи кривых Энгеля. По вертикальной оси отложим количество потребляемых благ (Q), а по горизонтальной - доход потребителя (рис. 3.13)
Рисунок 3.13 Кривые Энгеля
Очевидно что, продовольственные товары потребитель готов потреблять при любом уровне дохода, пища-это предмет первой необходимости. При достижении уровня дохода.
И потребитель может себе позволить приобретение промышленных товаров (одежда, канцелярская продукция, мебель и т.п.), причем с ростом дохода потребление этих товаров значительно превышает потребление продовольствие (которое увеличивается незначительно с ростом доходов).
При достижении уровня доходов - 12 потребитель начинает приобретать и высококачественные блага (CD-плеер, компьютер и т.п.), причем потребление этих благ при дальнейшем увеличении доходов «обгоняет» потребление и промышленных, и продовольственных товаров.
Выше изложенная информация позволяет сделать следующие выводы:
Глава 4
Значение ординалистского подхода
Количественная оценка полезности
какого-либо товара или товарного
набора имеет исключительно
Альтернативную количественной порядковую теорию полезности, предложили Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер. В 30-х гг. ХХ в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса - эта теория приобрела завершенную каноническую форму, стала общепринятой и наиболее распространенной.
Порядковая теория полезности основывается на менее жестких предположениях, чем количественная. От потребителя не требуется умения измерять полезность благ в каких-либо единицах. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их «предпочтительности».
В порядковой теории полезности понятие «полезность» означает порядок предпочтения товаров (товарных наборов) потребителем. Поэтому задача максимизации полезности сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него товарных наборов.
Суть выше сказанного в том, что в порядковой теории полезности используется не абсолютная, а относительная оценка полезности, показывающая предпочтение потребителя или ранг потребляемого товарного набора, и не ставится вопрос о том, насколько один товарный набор предпочтительнее другого
Заключение
Потребитель, выходя на рынок, имеет целью приобрести некоторое количество товаров или услуг, для того, чтобы удовлетворить свои потребности. При этом он ориентируется на свойства товаров удовлетворять потребности и приносить удовлетворение.
Теория потребительского выбора основана на допущении, что потребитель действует рационально, пытаясь максимизировать удовлетворения своих потребностей в процессе покупки и потребления благ в отдельном их сочетании.
Порядковый подход к анализу полезности и спроса является более современным и основывается на гораздо менее жестких предположениях, чем количественный подход. От потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения.
Аксиомы на которых основан данный подход позволяют внести однозначную последовательность, ранжировать всевозможные сочетания благ и попарно сравнивать их при покупательском выборе
Кривые безразличия, представляющие все сочетания товаров и услуг, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей, имеют наклон вниз и не могут пересекаться друг с другом. В связи с этим потребительские предпочтения могут быть полностью объяснены совокупностью кривых или картой безразличия. Такая карта безразличия обеспечивает порядковое ранжирование всех наборов благ, которые может выбрать потребитель.
Также хочется отметить, что каждому уровню потребления соответствует свой уровень предпочтений относительно полезности наборов благ, и каждому из этих уровней соответствует своя кривая безразличия.
Количественная мера взаимозаменяемости разных экономических благ измеряется предельной нормой замещения (MRS). Предельная норма замещения снижается по мере того, как мы движемся вниз вдоль кривой безразличия.
Равновесие потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наивысшей кривой безразличия. В этой точке норма замещения потребителя точно равна наклону бюджетной линии.
Библиографический список