Теория профессионального выбора Дж. Холланда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 12:04, реферат

Описание работы

Теоретической основой для опросника профессиональных предпочтений служит теория профессионального выбора, разработанная американским профессором Дж. Холландом.
Суть теории Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия типа личности и типа профессиональной среды.

Файлы: 1 файл

КПУ.docx

— 80.29 Кб (Скачать файл)
  • допускает альтернативные варианты решения проблем;

  • более всего не схож с Р-типом, близок к И- и С-типу.

Типичные хобби:

  • фотография, рисование, живопись;

  • посещение танцевальных и музыкальных концертов, театров, музеев;

  • сочинение поэм, рассказов, художественное коллекционирование;

  • игра на музыкальных инструментах, занятия танцами.

Профессии А-типа: артист, архитектор, скульптор, дирижер, фотограф, учитель музыки, директор музея.

 

Социальный тип (С) - социально активный, испытывающий потребность во взаимодействии с другими людьми, социально ответственный, обладающий вербальными способностями. В профессиональном выборе ориентирован на работу с людьми.

Предпочитаемые виды деятельности С-типа:

  • ориентация на работу в группе с людьми, а не с предметами;

  • обучение, объяснение, разъяснение;

  • оказание помощи, консультирование, советование;

  • организация групповых мероприятий, ведение дискуссий.

Способности, которыми обладает С-тип:

  • вербальные способности;

  • навыки общения и взаимодействия с людьми;

  • преподавательские, ораторские способности, навыки слушания.

Личностные характеристики и ценности:

  • гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность;

  • кооперативность, настроенность на других, понимание других;

  • тактичные, эмоциональные теплые, дружеские, жизнерадостные, оптимистичные;

  • более всего не схож с Р-типом, близок к А- и П-типам.

Предпочитаемое окружение:

  • социальные организации, школы, религиозные организации, учреждения по отбору персонала;

  • медицинские учреждения, психиатрические, психотерапевтические, психологические консультативные службы;

  • агентства социальной защиты.

Типичные хобби:

  • организация развлечения других;

  • посещение общественных мероприятий, собрания;

  • добровольное выполнение благотворительной и социальной работы.

Профессии С-типа: учитель, воспитатель, работник сферы здравоохранения, социальный работник, психолог, священнослужитель.

 

Предпринимательский тип (П) - уверенный в себе, конкурентный, избегающий однозначных ситуаций и монотонной умственной работы, стремящийся руководить и организовывать. Профессиональный выбор - разные виды предпринимательской деятельности.

Предпочитаемые виды деятельности П-типа:

  • работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха;

  • финансовый и межличностный риск, участие в соревновательной деятельности;

  • проведение собраний, групп, руководство организациями, компаниями, управление людьми и проектами;

  • проведение политических кампаний, выборов, презентаций и т. п.

Способности, которыми обладает П-тип:

  • организаторские способности, вербальные способности, способности убеждения;

  • руководящие и лидерские способности;

  • социальные навыки и навыки межличностного взаимодействия;

  • склонность к предпринимательской деятельности.

Личностные качества и ценности:

  • стремление к власти, к позиции лидера, к высокому статусу;

  • амбициозность, азартность, соревновательность, доминантность, самоуверенность, агрессивность, авантюристичность;

  • экстравертированность, социабельность, коммуникабельность;

  • ориентация на деньги, власть, материальное благополучие;

  • оптимистичность, энергичность, любовь к популярности;

  • более всего затруднено взаимодействие с И-типом, лучше всего срабатывается с С- и К-типами.

Предпочитаемое окружение:

  • посты в государственных и политических организациях с властью, по распоряжению крупным фирмами;

  • промышленные фирмы, компании по розничной и оптовой продаже, агентства по продаже земельных участков, домов, недвижимости, брокерские фирмы.

Типичные хобби:

  • членство в клубах и организациях, посещение собраний;

  • спортивные состязания в качестве зрителя или участника, богатый отдых;

  • развлечения, организация вечеринок, увеселений;

  • политическая деятельность.

Профессии П-типа: коммерсант, предприниматель, биржевой брокер, адвокат, страховой агент, менеджер.

 

Конвенциональный тип (К) - предпочитающий структурированную деятельность, работу со знаками, избегающий неопределенных и напряженных ситуаций, ценит материальное положение, общественный статус, предпочитает традиционные, консервативные ценности. Профессиональный выбор - банковские служащие, бухгалтеры.

Предпочитаемые виды деятельности К-типа:

  • работа, которая требует внимания к деталям и аккуратности;

  • управление офисным оборудованием;

  • ведение картотек, хранение и систематизация записей, фактов, данных, финансовых книг;

  • написание деловых отчетов, подготовка схем, таблиц, диаграмм.

Способности, которыми обладает К-тип:

  • арифметические способности;

  • канцелярские способности;

  • ручная тонкая моторика;

  • организованность, пунктуальность, педантичность, аккуратность.

Личные качества, ценности:

  • сознательность, упорство, практичность, честность;

  • самоконтроль, консервативность, осторожность, плановитость, конформность;

  • бережливость, заинтересованность в деньгах, материальном благополучии;

  • для эффективности и выполнения работы нуждается в четком плане, удобен для групповой работы;

  • наиболее не схож с типом А, ближе всего к типам Р и П.

Предпочитаемое окружение:

  • данный тип, так же как и тип П, хорошо работает в больших организациях, но предпочитает не лидерскую, а подчиненную роль;

  • большие корпорации, финансовые организации, банки, бухгалтерские конторы;

  • отделы контроля качества, архивы, картотеки, инспекции;

  • хорошо структурированные организации со строго иерархичной структурой.

Типичные хобби:

  • коллекционирование (марки, монеты и т. п.);

  • постройка моделей;

  • проекты улучшения жилища;

  • участие в гражданских и общественных организациях;

  • игры с ясными и четкими правилами.

Профессии К-типа: бухгалтер, кассир, счетовод, банкир, секретарь.

5.4. Социальное  окружение личности и удовлетворение  основных потребностей

 

 Говоря о развитии, движении общества К. Маркс в “Экономическо-философских рукописях 1884 г.” отмечал, что “общественный характер присущ всему движению; как само общество производит человека как человека, так и он производит общество. Деятельность и пользование ее плодами, как по своему содержанию, так и по способу существования, носят общественный характер: общественная деятельность и общественное пользование. Человеческая сущность природы  существует только для общественного человека; ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой действительности; только в обществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия. Только в обществе его природное бытие является для него его человеческим бытием и природа становится для него человеком. Таким образом, общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы”[1].

В современной науке понятием личность определяется: человек как член конкретного общества, сущность которой составляют ее социальные качества.  Общество для личности выступает как естественная природа ее существования.

Личность формируется на основе процессов социализации и стратификации. В их основе лежат объективные социальные законы: закон возрастания потребностей (каждая удовлетворенная потребность порождает новую), закон прибавочного рабочего времени.

Человек для того, чтобы удовлетворить свои потребности взаимодействует с другими людьми. Воспроизводя свою общественную жизнь, он тратит часть своего рабочего времени непосредственно на себя, а другую часть на общество, через которое реализует потребности в безопасности: стремление чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и жизненных неудач;  потребности в принадлежности и любви: стремление принадлежать к общности, находится рядом с людьми, быть признанным и понятым ими; потребности уважения (почитания): стремление к компетентности, достижению успехов, одобрению, признанию, авторитету; познавательные потребности, стремление много знать, уметь, понимать, исследовать; эстетические потребности: стремление к гармонии, симметрии, красоте и т.д.   То есть, превращаясь в личность, человек удовлетворяет комплекс потребностей от физиологических (голод, жажда, половое влечение, состояние здоровья и т.д.) до самоактуализации (стремление к реализации своих способностей, к развитию собственной личности).

Информация о работе Теория профессионального выбора Дж. Холланда