Теория профессионального выбора Дж. Холланда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 12:04, реферат

Описание работы

Теоретической основой для опросника профессиональных предпочтений служит теория профессионального выбора, разработанная американским профессором Дж. Холландом.
Суть теории Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия типа личности и типа профессиональной среды.

Файлы: 1 файл

КПУ.docx

— 80.29 Кб (Скачать файл)

Взаимодействие с социальной средой человек строит в процессе своей деятельности, его поведение как системы может быть реактивным (полное подчинение окружающей среде), адаптивное (приспособление к окружающей среде), активном (изменение, преобразование окружающей среды). В реальной жизни личность взаимодействует с социальной средой на основе комплексного применения всех основных типов поведения, сообразуясь с ее изменениями, с ее активностью.

Например, любой человек может выбирать друзей самостоятельно, может строго следовать установкам родителей, а может подчиниться активному выбору других; может выбрать профессию, супруга и т.д. сам, может подчиниться выбору родителей, своего окружения и т.д.

Родившись в конкретной семье, человек попадает в конкретное ближайшее социальное окружение: семья, родственники, если же их нет, то его социализацией занимается общество через деятельность конкретных людей (детские дома, приюты и т.д.).  Развиваясь, усваивая ценности конкретной социальной среды, то есть, превращаясь в личность, он начинает формировать, как правило, свое окружение сам: заводит друзей, товарищей, знакомых, создает семью, начинает самостоятельную трудовую деятельность (рис. 12).

 

 Через свое ближнее социальное окружение личность получает дополнительные  выходы на сферы реализации своих потребностей. Нет необходимости кому-либо доказывать, что если у Ваших родителей другом является начальником ГАИ конкретной области, то у Вас не  будут серьезные проблемы во взаимоотношениях с данной структурой, если Ваш друг стал заведующим больницы, то у Вас проблем со здравоохранением не будет (только не надо путать состояние здоровья и состояние здравоохранения) и т.п.

В ближнем окружении личности отношения строятся на основе непосредственных межличностных контактов. В процессе своей жизни личность взаимодействует с обществом в целом через свое ближайшее окружение либо использует “посредников”, то есть реально увидеть взаимодействие можно с представителями конкретных социальных групп, представителями власти на местах и т.п.

Например, покупая товар фирмы “Panasonic” человек непосредственно не контактирует с людьми, произведшими данный товар, и тем более с советом директоров, он вступает в отношение с ними посредством рынка; когда Вас останавливает инспектор ГАИ или Вы обращаетесь в суд, Вы опосредованно вступаете в отношения с государством; когда Вы платите налоги или работаете в течении прибавочного рабочего времени Вы не вступаете в контакт с представителями тех социальных групп, которые пользуются плодам Вашего прибавочного рабочего времени (с инвалидами, несовершеннолетними, сиротами, больными и т.п.) и т.д.

При этом необходимо учитывать то, что мнение людей при опосредованном общении о других его участниках формируется при помощи получения информации о них. Здесь ведущую роль занимают средства массовой информации: достаточно вспомнить, как Вас настраивает на опосредованные контакты реклама. По этому не каждая личность может реально соотнести себя с реально существующей социальной структурой общества.

В формировании человека как личности опосредованное отношение, взаимодействие играет ведущую роль. Статус, который предписан личности по происхождению (по положению родителей), надо еще удержать, достигнув положения родителей, либо превысить его, чтобы можно было занять свою “ячейку” в системе социальной стратификации конкретного общества, то есть личность должна усвоить нормы, ценности, правила поведения и т.д., соответствующие определенным социальным группам, установить свою принадлежность к определенным классам.

Социальная активность личности обусловлена ее мотивацией, ее потребностями. Потребности  это осознание отсутствия чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные потребности вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта.      Процесс стимулирования (как внутреннего - самостимулирования, так и внешнего) отдельной личности или группы, общности людей к деятельности, направленной на достижение конкретной цели называется мотивацией. Она необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.

Наличие активной жизненной потребности не является единственным необходимым условием мотивации личности на достижение человеком определенной цели. Человек должен надеяться также на то, что выбранный им тип поведения деятельности приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Ожидание можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Большинство людей, например, ожидают, что окончание колледжа, института, университета, военного училища и т.д. позволит получить лучшую работу и что, если работать с полной отдачей, то можно продвинуться по службе.

Основываясь на предположении, что личность направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверена в большой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения цели, мотивация является функцией фактора ожидания затраты “труда - результаты”, ожидания - “результаты - вознаграждение”, валентности вознаграждения затратам труда (рис.14). Наиболее эффективная мотивация достигается тогда, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению особо ценного вознаграждения. Мотивация ослабевает, если вероятность успеха или ценность вознаграждения оценивается людьми невысоко.

 

 Получившая широкую поддержку модель Лаймана Портера и Эдварда Лоулера (Рис. 15.) основывается на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия личностями справедливого вознаграждения.

Результативность деятельности личности зависит от приложенных ей усилий, ее характерных особенностей и возможностей, а так же оценки ей своей роли. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки ценности вознаграждения и уверенности в том, что оно будет получено. Согласно модели Портера-Лоулера результативность порождает удовлетворенность, а не наоборот. Результативный труд, результативная деятельность ведут к удовлетворению.[2]

 

 Таким образом, социальное окружение личности включает в себя ближнее окружение, основанное на непосредственных межличностных контактах, и дальнее окружение, основанное на опосредованных контактах. Социальную сущность личности определяет, в-первую, очередь, дальнее окружение, ибо через него личность соотносится с реально существующей социальной структурой общества. Основу активности личности определяет круг ее потребностей, к удовлетворению которых ведут результативный труд, результативная деятельность.

Развитие личности представляет собой активный процесс усвоения ребенком социальных норм и соответствующих им способов поведения. Он требует от него огромных усилий, направленных на овладение собственной биологической сущностью, на преодоление непосредственных естественных желаний и возможностей (вести себя как хочу и как могу) и подчинение их социальной необходимости (как надо). Например, ребенку не хочется собирать свои игрушки, но он должен овладеть умением преодолевать это непосредственное побуждение и следовать соответствующей социальной норме. Поэтому другое основное условие становления личности -наличие социальной среды, то есть конкретных людей - носителей и трансляторов социальных норм. В качестве таковых выступают люди, с которыми ребенок связан значимыми отношениями: родители, члены семьи, родственники, воспитатели, учителя, сверстники, соседи, герои художественных произведений и кинофильмов, исторические деятели, священнослужители и др. Отсутствие социальной среды делает невозможным развитие личности. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи «воспитания» детей среди животных.

По своей психологической сущности они были похожи на своих «воспитателей» и не имели ничего личностного. Все возможные аномалии и дефекты социальной среды приводят к соответствующим личностным дефектам воспитанных в таких условиях детей. Примером таковых могут служить дети, выросшие в неблагополучных семьях, детских домах, исправительных колониях и т.п.

Процесс передачи ребенку социальных норм называется воспитанием. Он может быть целенаправленным или стихийным. Целенаправленное воспитание является специально организованным и упорядоченным педагогическим процессом, состоящим из таких педагогических актов, как ознакомление с социальными нормами, демонстрация эталонных способов поведения, организация упражнений, контроль, поощрение и наказание и др. Стихийное воспитание как бы встроено в реальную повседневную жизнедеятельность воспитателя и воспитанника. Оно складывается из тех же самых педагогических актов, хотя и не преследует специальных педагогических целей. Поэтому получение некоторых воспитательных результатов является, скорее всего, побочным продуктом иных действий.

Воспитание не следует понимать как процесс односторонней активности педагогов. Социальные нормы и соответствующие им способы поведения не «вкладываются» в ребенка, а усваиваются (присваиваются) им на основе собственной активной деятельности и общения. Другие люди (родители, воспитатели и т.д.) лишь содействуют этому с той или иной долей успешности. Например, для того чтобы воспитать у первоклассника ответственное отношение к учебе, родители и учителя могут предпринять множество приемов педагогического воздействия: объяснение, демонстрация положительных примеров, организация деятельности, поощрение, наказание и др. Однако они не могут выполнить за него ту систему конкретных учебных действий, из которых складывается и на основе которых формируется ответственное отношение к учебе. Это ежедневное выполнение домашнего задания, записывание в дневник, складывание необходимых учебников и вещей и т. п. Каждое из них требует от ребенка определенных умений, а самое главное - способности преодолеть собственную индивидную сущность, которая может выражаться в естественном отсутствии желания это делать.

Таким образом, следующее чрезвычайно важное условие развития личности - это активная деятельность ребенка, направленная на усвоение социальных норм и способов поведения. Ее можно рассматривать как своеобразный инструмент усвоения социального опыта. Для того чтобы деятельность (бытийная активность) имела развивающий эффект, она должна отвечать определенным требованиям. Прежде всего это касается ее содержательного соответствия усваиваемым социальным нормам. Например, нельзя воспитать смелость (смелое поведение) вне ситуаций преодоления опасности. Существует также множество других психологических усло-вий организации бытия (общения и деятельности), при которых становится возможным эффективное усвоение социальных норм и формирование устойчивых личностных образований. Сюда относится фактор соответствия воспитания возрастным срокам, количество упражнений, характер мотивации и др.

Закономерности развития личности человека. Развитие личности - это не случайный и не хаотичный, а во многом закономерный процесс. Он подчиняется определенным правилам, которые называются психологическими законами развития. В них зафиксированы самые общие и существенные свойства личностного развития, знание которых позволяет глубже понять это явление.

Первый из рассматриваемых нами законов отвечает на вопрос о причинах, источниках и движущих силах развития личности. Другими словами, что заставляет ребенка развиваться и где находится источник развития. Психологические исследования показывают, что ребенок изначально обладает свойством развиваться. Источником развития являются его потребности, необходимость удовлетворения которых стимулирует развитие соответствующих психологических возможностей и средств: способностей, черт характера, волевых качеств и т.д. Развитие психологических возможностей, в свою очередь, приводит к появлению новых потребностей и мотивов и т.д. Эти циклы развития непрерывно следуют друг за другом, поднимая ребенка на все более высокие ступени личностного развития. Таким образом, источник личностного развития находится в самом ребенке. Окружающие его люди или жизненные обстоятельства могут только ускорять или тормозить этот процесс, но они не в силах остановить его. Из этого вовсе не вытекает, что психическое развитие личности осуществляется на основе биологического созревания. Развиваемость (способность к развитию) представляет лишь потенциальную возможность стать личностью. Произойти это может только при известных условиях.

Развитие личности человека носит не плавный, а скачкообразный характер. Относительно продолжительные (до нескольких лет) периоды достаточно спокойного и равномерного развития сменяются довольно короткими (до нескольких месяцев) периодами резких и значительных личностных изменений. Они очень важны по своим психологическим последствиям и значимости для личности. Не случайно их называют критическими моментами развития, или возрастными кризисами. Они довольно тяжело переживаются на субъективном уровне, что отражается также в поведении ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Возрастные кризисы образуют своеобразные психологические границы между возрастными периодами. На протяжении личностного развития выделяют несколько возрастных кризисов. Наиболее ярко они протекают в следующие сроки: 1 год, 3 года, 6-7 лет и 11-14 лет.

Развитие личности человека осуществляется этапно и последовательно. Каждый возрастной период закономерно вытекает из предшествующего и создает предпосылки и условия для последующего. Каждый из них является абсолютно необходимым и обязательным для полноценного развития личности человека, поскольку предоставляет особо благоприятные условия для становления определенных психических функций и личностных свойств. Такая особенность возрастных периодов называется сензитивностъю. В отечественной психологии принято выделять шесть периодов возрастного развития: 
1) младенческий возраст (от рождения до года); 
2) ранний дошкольный возраст (от 1 до 3 лет); 
3) младший и средний дошкольный возраст (от 4-5 до 6-7 лет); 
4) младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет); 
5) подростковый возраст (от 10-11 до 13-14 лет); 
6) ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

К этому времени личность достигает достаточно высокого уровня личностной зрелости, что не означает прекращения психического развития.

Следующее очень важное свойство развития заключается в его необратимости. Это исключает всякую возможность еще раз повторить какой-то возрастной период. Каждый период жизни по-своему уникален и неповторим. Сформированные личностные подструктуры и качества или невозможно, или почти невозможно изменить, равно как и нельзя полностью компенсировать то, что не было своевременно сформировано. Это налагает огромную ответственность на людей, занимаюСамосовершенствование - сознательная и планомерная работа над собой с целью формирования определенных свойств и качеств.

Самосовершенствование не приходит самопроизвольно. Оно начинается с осмысления себя и своего места в окружающем мире, отношения к миру и ценностям, принятым в нем, нахождение расхождений между этими ценностями и присущими личности свойствами и качествами.

Информация о работе Теория профессионального выбора Дж. Холланда