Теория профессионального выбора Дж. Холланда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 12:04, реферат

Описание работы

Теоретической основой для опросника профессиональных предпочтений служит теория профессионального выбора, разработанная американским профессором Дж. Холландом.
Суть теории Дж. Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности зависит от соответствия типа личности и типа профессиональной среды.

Файлы: 1 файл

КПУ.docx

— 80.29 Кб (Скачать файл)

Самосовершенствование (или работа над собой) - необходимое условие развития человека. Механизмами осуществления самосовершенствования выступают внутренние (естественно-природные потребности, влечения, желания и т.д.) и внешние (социальные - стремление к счастью, постижению истины, свободе, собственности и т.д.) стимулы.

Движущей силой самосовершенствования являются возникшие потребности личности. Последние проявляются, как правило, не ранее подросткового периода, ибо процесс самосовершенствования требует определенного развития для возникновения мысли о необходимости изменении в себе самом.

Яндекс.Директ

Продажа Дианетики по всей России.Стоимость Дианетики 725 р. Доставка бесплатно. Купите сегодня.dianetika.icast.ruАдрес и телефон


 

Существуют три основных формы самосовершенствования: 
- приспособление («подведение» себя под определенные нормы и треоования); 
- подражание (копирование определенной модели или ее части); 
- самовоспитание является высшей формой самосовершенствования.

Основные факторы, побуждающие личность заняться самовоспитанием: 
- желание признания себя как личности; 
- примеры окружающих; 
- оценка окружающих; 
- правильно организованный процесс воспитания.

Самопознание - изучение личностью собственных физических и психических особенностей. Оно позволяет человеку посмотреть на себя со стороны, оценить свои качества, действия и мысли. Самопознание должно происходить в спокойной благоприятной атмосфере, ибо в противном случае может привести к неадекватной самооценке (завышенной или заниженной). От самооценки зависит самовоспитание и направление практических действий.

Для практических действий по самосовершенствованию многие люди выбирали себе девиз. Например: «Мечту достигают упорным трудом», «Победи себя, если хочешь победить других», «Иди вперед и не сдавайся» и т.д.

Для работы над собой необходимо составить программу самовоспитания. Программа самовоспитания может разрабатываться с целью самовоспитания разных сторон личности (комплексная) и может предусматривать самовоспитание какого-либо одного качества.

Программы самовоспитания дифференцируются на долговременные или кратковременные, общие или детальные.

Начинать лучше с более простых программ (например, преодоление какой-либо черты или качества), постепенно переходя к их усложнению.

Достижение цели в ходе выполнения программы самовоспитания возможно при применении ряда методов самовоспитания.

Самосовершенствование при условии правильного проведения самоанализа является непрерывным процессом. Чем более совершенствуется человек, тем более осознает он свое несовершенство. Но это не является основанием для отказа от работы над собой. В связи с этим Сальвадор Дали писал: «Стремись к совершенству, но высшего совер-шействатебе никогда не достигнуть».

Совершенство конкретных личностей приводит к совершенству окружающего мира в целом.

Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консалтинга и тренинга; от классических консалтинга и тренинга отличается тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Работа с коучем предполагает достижение определённой цели, новых, позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.

Определение[править | править вики-текст]


Существует множество определений коучинга, из наиболее известных:

  • Коучинг — это интенсивное обучение при помощи инструктажа, демонстрации и практики.

  • Коучинг — это тренинг самореализации в форме бесед(ы), во время которой тренер (коуч) несёт ответственность за ход сессии (беседы), а клиент (игрок) за её содержание.

  • Коучинг — это искусство создания (с помощью беседы и поведения) среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение[1].

  • Коучинг — это процесс создания коучем условий для всестороннего развития личности клиента.

  • Коучинг — это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию человека.

  • Коучинг — это длительные отношения, которые помогают людям получить значительные результаты в их жизни (в карьере, бизнесе или в общественных делах). Посредством коучинга клиенты расширяют область познания, повышают эффективность и качество своей жизни[2].

  • Коучинг — это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата[3].

Отличие коучинга от всех видов консультирования — ставка на реализацию потенциала самого клиента. Коучинг — это умение подвести человека к самостоятельным выводам, коуч не должен давать советов.

Этапы[править | править вики-текст]


Четыре базовых этапа коучинга:

  • постановка цели

  • проверка реального положения вещей

  • выстраивание путей достижения цели

  • достижение (он именуется также этапом воли)

Виды коучинга[править | править вики-текст]


По области применения различают карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф-коучинг.

Карьерный коучинг в последнее время называют карьерным консультированием. Оно включает в себя оценку профессиональных возможностей, оценку компетенций, консультирование по карьерному планированию, выбор пути развития, сопровождение в поиске работы и т.п.

Бизнес-коучинг направлен на организацию поиска наиболее эффективных путей достижения целей компании. При этом проводится работа с отдельными руководителями фирмы и с командами сотрудников.

Лайф-коучинг заключается в индивидуальной работе с человеком, которая ориентирована на улучшение его жизни во всех сферах (здоровье, самооценка, взаимоотношения).

По участникам коучинга различают индивидуальный коучинг, командный коучинг, корпоративный (групповой) коучинг.

С точки зрения формата коучинг может быть: очный (личный коучинг, фотокоучинг) и заочный (интернет-коучинг, телефонный коучинг).

Приведенные выше направления коучинга неразрывно связаны между собой и органично вписываются в систему обучения клиентов.Коучинг в психологии[править | править вики-текст]

Коучинг — новое направление психологического консультирования, использующее современные психотехнологии, ориентированные на эффективное достижение намеченных целей. Хотя на самом деле коучинг — нечто большее, чем консультирование.

Коуч не учит своего клиента, как что-либо делать. Он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь цели, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения цели.

В коучинге идет обучение клиента достижению целей оптимальными путями в кратчайшие сроки. Коучи способствуют тому, чтобы их клиенты научились минимальными усилиями добиваться лучших результатов. В основе коучинга лежит использование психологии оптимизма и успеха. Именно поэтому этот вид консультирования активно развивается за рубежом и в нашей стране.

В основе коучинга лежит идея о том, что человек является не пустым сосудом, который надо наполнить, а он более похож на жёлудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Необходимо питание, поощрение, свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти уже заложена в нас.

В коучинге создается живая атмосфера сотворчества: со стороны коуча это в первую очередь следование интересам клиента и направляющие «волшебные вопросы», со стороны клиента — это смелость исследования своих выборов, творческий поиск и принятие решений, направленных на достижение желаемого, обретение радости от успехов и достижений, включение внутреннего «драйва».

В настоящее время коучинг — одно из популярных и востребованных направлений психологической помощи.

Основоположники коучинга[править | править вики-текст]


Тимоти Голви (англ. W. Timothy Gallwey) — автор концепции внутренней игры, лежащей в основе коучинга. Впервые концепция изложена в книге «Внутренняя игра в теннис» (The Inner Game of Tennis), изданной в 1974 г. Суть концепции Голви состоит в том, что внутренний «противник в голове» спортсмена гораздо опаснее реального соперника. Голви утверждает, что если коуч поможет игроку устранить (смягчить) внутренние препятствия, это позволит игроку научиться самому достигать эффективности, и потребность в технических советах тренера отпадет[4].

Джон Уитмор (англ. John Whitmore) — Автор книги «Коучинг высокой эффективности», изданной в 1992 г. Развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту.

Томас Дж. Леонард (Thomas J. Leonard) — основатель Университета коучей (Coach University — www.coachu.com), Международной Федерации Коучей, Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches — IAC) и проекта CoachVille.com.

Термины, используемые в коучинге[править | править вики-текст]


Коуч (англ. Coach) — специалист в коучинге, индивидуальный тренер.

Клиент (иногда Чемпион или Коучи) — человек или организация, заказывающая коучинга. В терминологии, используемой британскими коучами, человека, проходящего коучинг, также называют игроком.

Коуч-сессия или сессия коучинга — особым образом структурированная беседа тренера с клиентом/игроком.

Формат коучинга — это способ взаимодействия между клиентом и тренером в процессе коуч-сессии, а также средства такого взаимодействия.

Содержание коучинга[править | править вики-текст]


Ключевым элементом в коучинге является осознание, которое становится результатом усиления внимания, концентрации и чёткости. Осознание — это способность отбирать и ясно воспринимать относящиеся к делу факты и информацию, определяя их важность. Ответственность — ещё одна ключевая концепция и цель коучинга.

Индивидуальный коучинг достаточно часто применяется для:

  1. развития топ-менеджеров и первых лиц компании;

  1. поддержки менеджера в адаптации к новой роли/должности;

  1. ускорения развития талантливых сотрудников.

Содержание индивидуального коучинга[править | править вики-текст]

  1. Постановка целей — «Чего ты хочешь?»

  1. Анализ текущей ситуации — «Что происходит?»

  1. Наработка вариантов — «Что нужно сделать?»

  1. Реализация и контроль — «Что ты будешь делать?»

  1. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала
 

11.09.2011, 21:20

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала определяется как непрерывный процесс последовательного приближения фактического состояния персонала предприятия к оптимизированному, наиболее полно соответствующему его текущим и перспективным потребностям.

Факторы, определяющие потребность в обучении и повышении квалификации: проведение обязательной аттестации специалистов по отдельным направлениям в соответствии с действующим законодательством; изменения в штатном расписании; технологические изменения в производстве; поддержание требуемого профессионального уровня персонала; накопление профессионального потенциала для обеспечения экономического развития компании. 

Подготовка персонала проходит по двум направлениям: обучение уже работающих сотрудников (повышение квалификации, переподготовка) и подготовка в начальной стадии приема на работу.

Переподготовка персонала - обучение, связанное с необходимостью изменения специальности вследствие изменений в профессиональной структуре занятости, изменений в трудоспособности работника и др.

Повышение квалификации - обучение, обусловленное изменением характера и содержания труда специалистов на занимаемой должности, моральным старением знаний. При этом приобретенная ранее квалификация должна быть сохранена, приведена в соответствие с изменившейся обстановкой или использована для профессионального продвижения по службе. 

Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется в профессинально-технических училищах и непосредственно на производстве. Кадровая политика предприятия в части подготовки кадров может иметь различную направленность - от ориентации на сиюминутные интересы, на подготовку узкоспециализированных рабочих, умеющих выполнять одну-две конкретные операции, до ориентации на долгосрочные интересы (подготовка рабочих широкого профиля).

Система подготовки должна учитывать как интересы предприятия в более быстром заполнении вакантных рабочих мест, экономии на издержках, связанных с затратами на обучение, так и интересы рабочего - получить полноценную профессиональную подготовку. 

В определении объема подготовки исходят из общей потребности в кадрах, кадровой стратегии в трудообеспеченности предприятия. 

Подготовка новых рабочих (не имевших ранее профессии) осуществляется на предприятии по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения, включающим не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса.

Переподготовка означает освоение рабочими новой профессии и осуществляется непосредственно на предприятии, а также силами территориальной службы занятости. Переподготовка должна носить целенаправленный характер, т.е. быть ориентированной на конкретное рабочее место и работника, согласного его занять.

Необходимость в переподготовке вызывают такие процессы, как высвобождение работников и их плановое продвижение, внутризаводская текучесть работников. Переподготовка касается не только высвобождаемых рабочих, но и рабочей силы при формировании ряда профессий широкого профиля. 

Особенность переподготовки кадров - в контингенте рабочих, которых она охватывает. Это рабочие, проработавшие определенное время по определенной профессии, что накладывает свою специфику на обучение. 

Повышение квалификации направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющейся у работника профессии.

Особенность повышения квалификации - слушатели, уже обладая определенными знаниями и практическими навыками выполнения работ, могут критически относиться к учебному материалу, стремясь получить именно то, что им прежде всего нужно для производственной деятельности.

Система повышения квалификации на производстве, включает производственно-технические курсы, курсы обучения вторым и совмещаемым профессиям, курсы целевого назначения по изучению новых изделий, оборудования, технологии, школы по изучению передовых методов труда, школы мастеров и бригадиров.

Своевременная и высококачественная подготовка , переподготовка и повышение квалификации персонала позволяют расширить диапазон теоретических знаний и практических навыков.

Информация о работе Теория профессионального выбора Дж. Холланда