Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:04, реферат
Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.
Введение
1. Понятие рынка
1.1 Экономическая сущность рынка
1.2 Функции рынка
1.3 Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса.
1.4 Факторы предложения. Закон предложения. Эластичность предложения
1.5 Рыночная цена и ее виды
2. Структура рынка
2.1 Рынок предметов потребления
2.2 Рынок труда
2.3 Рынок инвестиционных товаров
2.4 Информационный рынок
2.5 Рынок земли
2.6 Система финансов
2.7 Рынок ценных бумаг
2.8 Денежный рынок
3. Инфраструктура рынка
3.1 Основные элементы инфраструктуры рынка.
3.2 Анализ структуры рынка
Заключение
Список литературы
Кривая предложения показывает в графическом виде количество предлагаемого товара при каждом значении цены, другие факторы предполагаются неизменными (рис.3). Кривая предложения может перемещаться влево и вправо под воздействием определенных факторов.
Рис. 3 График кривой предложения
Реакция предложения на цену объясняется тем, что фирмы при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые мощности, что приведет к повышению предложения; в случае продолжительного или устойчивого повышения цен в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и предложение.
Неценовые факторы, оказывающие влияние на предложение:
1. изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства;
2. увеличение предложения вне зависимости от цен при выходе на рынок новых фирм;
3. изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресурсов (уход фирм из отрасли). Уход фирм из отрасли уменьшит предложение;
4. технологические возможности производства;
5. уровень налогов и дотации;
6. перспективы развития отрасли;
7. влияние природных катастроф, политических действий, войн на сокращение предложения.
Закон предложения гласит: при прочих равных условиях предложение на товары и услуги в количественных выражениях изменяется в прямой зависимости от их цены.
По мере роста цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их падения — меньшие.
Эластичность предложения —
это степень изменения объема
предложения товаров в
Коэффициент эластичности предложения определяется как отношение процента изменения объема предложения к росту или снижению цен (в процентах) по формуле:
Довольно часто экономистов
интересует эластичность предложения
по цене. Главный фактор, влияющий на
ценовую эластичность предложения
какого-либо блага, — мобильность
экономических ресурсов: чем быстрее
может производитель
Обычно при оценке эластичности
предложения рассматриваются
1. Под краткосрочным периодом понимается период, слишком короткий для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Предложение в том случае является неэластичным. Мгновенное изменение спроса — предложение неэластично.
2. Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. Относительно меньшее изменение цены, чем в краткосрочном периоде. Производственные мощности производителей и всей отрасли остаются неизменными.
3. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а так же приток новых фирм в отрасль в случае расширения спроса или уход при условии сокращения спроса на данную продукцию. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях.
Кроме этого, эластичность предложения товара зависит от структуры издержек на разных предприятиях, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую.
Ценовая эластичность предложения имеет важное значение при определении налоговой политики правительства. С помощью этого показателя можно определить, какую часть налога от продажи реально выплачивает предприниматель (из своей прибыли), а какую — потребитель (соглашается на более высокую цену товара). Если предложение эластичное, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластичное — на производителей.
спрос предложение инфраструктура рынок
1.5 Рыночная цена
и ее виды
В условиях свободного рынка взаимоотношение цена и ее виды собственников товаров и денег складываются естественным порядком и никем не регулируются. Рынок превращается в арену своеобразной экономической демократии, чем он решительно отличается от всякого нормированного распределения продуктов (по талонам и карточкам). В свободной оценке товаров, учитывая их стоимость и полезность, участвуют все продавцы и покупатели. Они проводят своего рода "голосование", но вместо бюллетеней в ход идут рубли, доллары и иные деньги. Таким способом открывается или закрывается путь всякому продукту в сферу потребления. Итоги этого голосования отражаются в рыночных ценах.
Рыночная цена - это фактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условий купли-продажи благ и услуг устанавливаются неодинаковые виды цен. Их можно классифицировать на определенные основные группы.
С учетом способов регулирования выделяются такие виды цен.
Свободные цены. Они формируются
в зависимости от состояния рынка
и устанавливаются без
Договорные или контрактные цены. Контрагенты устанавливают их по взаимному согласию до момента купли-продажи товара. В контракте могут оговариваться не абсолютные величины цен, а лишь верхний и нижний уровень их изменений. Допускается пересмотр цен вследствие инфляции и других оговоренных обстоятельств.
Регулируемые цены. Для отдельных
групп товаров государство
Государственные твердо установленные цены. Государственные органы фиксируют такие цены в плановых и иных документах. Ни производители, ни продавцы не имеют права их изменять.
В зависимости от форм и сфер торговли подразделяются следующие виды цен.
Оптовые, по которым товары реализуются в оптовой торговле. В нашей стране по таким ценам предприятия-производители сбывают свою продукцию иным предприятиям или торговым посредникам.
Розничные, по которым в розничной торговле продукты продаются потребителям.
Тарифы на услуги - цены (расценки), определяют уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, за пользование телефоном, радио и др.
Биржевые и аукционные цены образуются на разных конкретных формах рынков, относящихся к типу свободного рынка.
Цены мирового рынка - цены, которые: а) фактически установились на товары данной группы на всемирном рынке и б) признаны организациями, ведающими международной торговлей, на определенный период.
Мы рассмотрели основные виды реально
действующих цен. Кроме государственной,
твердо фиксированной цены, все другие
их виды в той или иной мере имеют
общее свойство - они изменяются
под воздействием конъюнктуры (стечения
разных обстоятельств) рынка. В свою
очередь, цены закономерно влияют на
экономическое положение
2. Структура рынка
Приступая к анализу структуры
рынка, следует заметить, что принципы
ценообразования имеют
Рынок в целом характеризуется весьма сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев классификации. Наиболее важным критерием является экономическое назначение объектов рыночных отношений. В соответствии с данным критерием в национальном рынке можно выделить три основных вида рынков: потребительских товаров и услуг, факторов производства и финансовый.
2.1 Рынок предметов потребления
Рынок потребительских товаров
и услуг представляет собой сферу
обращения, посредством которой
реализуются товары народного потребления
и услуги. Эта сфера обеспечивает
удовлетворение потребностей различных
социальных групп, каждой семьи, каждого
человека. Данный рынок наиболее подвержен
колебаниям спроса и предложения, денежного
обращения, инфляции. Здесь в наибольшей
степени находят свое проявление
вышеприведенные формы
2.2 Рынок труда
Самое яркое, хотя, возможно, и не самое заметное проявление рыночной экономики - это рынок рабочей силы. Его можно было бы назвать и рынком труда, но, согласно классикам, живой труд сам по себе еще не обладает стоимостью.
Ею обладает рабочая сила, т.е. способность работника к труду. Однако, если не вдаваться в политэкономические нюансы, термин "рынок труда" вполне приемлем.
Основой трудовых отношений в условиях
рынка рабочей силы является свободный,
добровольно заключаемый
Рынок труда или рабочей силы находится в прямой связи с проблемой занятости. В условиях рыночных отношений уровень трудовой занятости прежде всего соотношением спроса и предложения рабочей силы. Известно, что рыночное равновесие достигается и поддерживается при некотором избытке предложения по отношению к спросу. Отсюда имеет место безработица, уровень которых изменяется в широких пределах, примерно от двух до пятнадцати процентов от числа занятых, в зависимости от состояния экономики и характера государственного регулирования процессов занятости.
2.3 Рынок инвестиционных товаров
Другой составной частью рынка факторов производства является рынок реального капитала; к нему следует отнести, прежде всего, товары и услуги производственного назначения, или тс товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но используются для решения задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами, ибо, как правило, с этим рынком сопряжено решение проблем инвестиций, капитальных вложений.
К разновидности данного типа рынка,
по нашему мнению, следовало бы отнести
продукцию научного производства. В
условиях НТП она становится определяющим
фактором в отношении совершенствования
технологий; техники, систем организации
и управления хозяйственными и социально-экономическими
процессами. Это тот рынок, для
которого характерны самый высокоинтеллектуальный
и творческий труд, сверхсовременные
инвестиционные товары и материалы,
а также с которым связана
высокая степень риска, особенно
в области фундаментальных и
прикладных исследований. На этом рынке
объектами купли-продажи
2.4 Информационный
рынок
Этот рынок выступает в роли предвестника будущего состояния прочих рынков. Информационный рынок объективно связан с обеспечением самых разнообразных и многоплановых сведений о состоянии дел на том или ином рынке, с целью принятия адекватных решений в соответствии со складывающейся ситуацией. Поэтому информационный рынок в прямом его функциональном назначении сводится к обеспечению хозяйственных субъектов самой разнообразной информацией краткосрочного и среднесрочного характера.