Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 19:04, реферат
Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.
Введение
1. Понятие рынка
1.1 Экономическая сущность рынка
1.2 Функции рынка
1.3 Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса.
1.4 Факторы предложения. Закон предложения. Эластичность предложения
1.5 Рыночная цена и ее виды
2. Структура рынка
2.1 Рынок предметов потребления
2.2 Рынок труда
2.3 Рынок инвестиционных товаров
2.4 Информационный рынок
2.5 Рынок земли
2.6 Система финансов
2.7 Рынок ценных бумаг
2.8 Денежный рынок
3. Инфраструктура рынка
3.1 Основные элементы инфраструктуры рынка.
3.2 Анализ структуры рынка
Заключение
Список литературы
При расширительной трактовке информационного
рынка в него можно включить как
одну из составных частей рынок научно-технической
продукции. Однако подобная интеграция
вряд ли принесла бы пользу, так как
рынок продукции научного производства
— предвестник будущего состояния
прочих товарных рынков, включая информационный
рынок в узком смысле этого
слова. В долгосрочном плане не могут
приниматься решения без
2.5 Рынок земли
Одним из структурных подразделений
рынка ресурсов является рынок земли.
Под землей в данном случае понимаются
не просто земельные участки для
сельскохозяйственного
Понимая содержание арендных отношений, связанных рентными платежами, можно с полным основанием сказать, что, даже если в той или иной стране законодательно не закреплено право частной собственности на землю и устанавливается единая государственная собственность на нее, то это не значит, что в этой стране не может быть рынка земли. В данном случае, единственным арендодателем выступает государство, которое передает землю в срочное, либо бессрочное распоряжение. Но всегда в той или иной форме взимает в государственный бюджет рентные платежи. В таком случае в лице государства мы видим единственного «продавца», тогда как «покупателями» могут выступать любые хозяйственные субъекты — физические или юридические лица.
2.6 Система финансов
Важное место в рыночной экономике
занимает финансовая система. Под ней
понимается система формирования, распределения
и использования денежных ресурсов
в процессе общественного воспроизводства.
Финансовые ресурсы необходимы всем
хозяйственным субъектам
На макроуровне, т.е. на уровне национальной экономики, важную роль играют централизованные фонды финансовых ресурсов. Это — федеральные, региональные и местные бюджеты. При этом необходимо подчеркнуть, что бюджетные финансовые ресурсы не имеют рыночного характера. Бюджеты всех уровней, а также некоторые внебюджетные финансовые фонды образуются посредством безвозмездного (рынок предполагает непременную возмездность) изъятия части как доходов граждан, так и предпринимательского дохода в виде налогов, отчислений, взносов и используются в соответствии с задачами экономической и социальной политики страны путем бюджетных ассигнований. Эти ассигнования в конечном счете оказываются в руках тех или иных юридических или физических лиц, которые с полученными на безвозмездной основе денежными ресурсами опять-таки отправляются на рынок и предъявляют спрос на необходимые им те или иные материальные или духовные блага.
Благодаря системе государственных
финансов происходит решение многих
социально-экономических
2.7 Рынок ценных
бумаг
Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан
с рынком капитала, ибо он представляет
реально существующий капитал в
титулах собственности —
На рынке ценных бумаг существуют две организационные формы: торговли этими бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (главным образом акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, где идет первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.
2.8 Денежный рынок
Особое место занимает денежный рынок. Если на обычном товарном рынке деньги выполняют посредническую функцию в обмене товарами и выступают мерилом их цены, то на финансовом рынке они сами становятся полноправным товаром; при этом цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги. Предложение денег прежде всего формируется за счет сбережений населения, а также накоплений предприятий и организаций. Причем предложение денег обусловлено стремлением их владельцев к получению процента. Следовательно, можно заключить, что предложение денег связано с наличием временно свободных денежных средств. Спрос на деньги возникает у хозяйственных агентов, а также у государства, когда собственных средств оказывается недостаточно для финансирования тех или иных социальных или хозяйственных проектов и программ.
Таким образом, денежный рынок — это сфера, в которой соединяются два противоположных полюса и уравниваются их интересы. На одном полюсе концентрируются свободные денежные ресурсы, на другом — испытывается их дефицит. Вступая в кредитную сделку, обе стороны находят взаимное удовлетворение интересов: одни получают столь необходимые им денежные ресурсы, другие — доход в форме процента за предоставленную ссуду, которую к тому же через определенный срок им должны будут вернуть заемщики.
Рынки можно классифицировать и по другим критериям. В частности:
по отраслевой принадлежности продукта (рынки автомобилей, стали, нефти, компьютеров);
по характеру продаж (рынки оптовой и розничной торговли);
по пространственному
по характеру конкуренции (совершенной и несовершенной конкуренции).
Как ранее рассмотренные типы рынков,
так и эти их виды будут анализироваться
по мере прохождения курса
3. Инфраструктура рынка
Инфраструктура рынка
3.1 Основные элементы инфраструктуры рынка
1. Рынок. В настоящее время
сложилось огромное число
На развитие рынка влияют следующие факторы:
- изменение уровня цен;
- маневрирование товарными запасами;
- регулирование денежных доходов потребителей.
Вместе с этим, в долгосрочном периоде эти факторы зависят:
- динамики производительности общественного труда и эффективности общественного производства;
- уровня пропорциональности экономики в целом;
- изменения в структуре личного потребления.
2. Торговля.
Инфраструктура рынка включает в себя оптовую и розничную торговлю, торговые предприятия, аукционы, товарные биржи, ярмарки, коммерческие посреднические центры.
3. Рыночные институты — фондовые биржи, коммерческие банки, страховые агентства, аудиторские фирмы, биржи труда, юридические конторы, информационные центры, рекламные агентства, маркетинговые агентства.
Условно рыночную инфраструктуру можно подразделить по видам объединений субъектов инфраструктуры, главная задача которых заключается в обеспечении функционирования рынка.
Среди таких объединений выделяют:
- организационные объединения рыночной инфраструктуры - посреднические фирмы, биржи, оптовые, брокерские, дилерские и другие, коммерческие структуры крупных объединений, концернов, предприятия розничной и мелкооптовой и торговли;
- материальную базу рыночной инфраструктуры, это складское и тарное хозяйство, различные транспортные логистические системы;
- информационные базы рыночной инфраструктуры - информационные и справочные системы, классифицирующиеся по видам продукции, производителям и потребителям продукции
- кредитно-расчетную базу – страховые и банковские учреждения, кредитные структуры;
- кадровую базу - специалисты различных квалификаций и специальностей, необходимые для предприятий и организаций;
- организации, осуществляющие обучение подготовку и переподготовку кадров определенных специальностей;
- органы трудоустройства;
- нормативно-правовую базу - нормы и правила регламентации отношений субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации товаров и услуг, гарантирующие на рынке правопорядок и учет интересов общества.
Рыночная инфраструктура облегчает проведение товарообменных операций и таким образом повышает результативность работы всех структурных звеньев рыночной экономики.
3.2 Анализ структуры рынка
Нобелевский лауреат по экономике Г.Саймон (США) опроверг считавшиеся ранее классическими в экономической теории представления о фирме, как о рационально действующем предприятии, целью которого является лишь максимизация прибыли. В его работах было установлено, что главным является не максимизация прибыли, а достижение определенного уровня или нормы прибыли, удержание определенной доли на рынке и определенного уровня продаж.
Рыночные исследования являются основой достижения таких целей, как реализация определенного объема продаж, создание и выведение на рынок новых товаров, увеличение рыночной доли. Постановка этих целей предполагает, что речь идет о рынке конкретного товара. В первую очередь необходимо остановиться на изучении товарной структуры рынка. Нужно определить, что и как необходимо исследовать и какие задачи должны быть решены.
Рыночные исследования требуются, если производитель товаров хочет сориентироваться относительно рынков, на которых он м реализовать свою продукцию, и факторов, воздействующих на данные рынки. Производителей и маркетинговые службы многих предприятий интересует рынок сбыта продукции.
Комплексный подход к решению производственно-
Комплексное исследование внешних факторов рынка (макросреда):
- маркетинговой среды;
- совокупных характеристик рынка, конъюнктуры, прогнозов;
- спроса (выявление и изучение рыночных сегментов: индивидуальных и коллективных потребителей);
- конкуренции (выявление потенциальны и действующих конкурентов: анализ показателей их деятельности, целей, стратегии, слабых и сильных сторон);