Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:30, курсовая работа
Цель курсового проекта – исследование основных аспектов механизма реабилитации проблемных территорий (на примере Астраханской области). Поставленная цель определила следующие задачи:
рассмотреть виды депрессивных территорий;
исследовать механизмы реабилитации проблемных территорий;
рассмотреть на примере Астраханской области механизмы антикризисной политики.
Объект исслеодвания – Астраханская область.
Введение 3
Глава 1. Территориальные диспропорции как следствие неравномерности развития территории 5
1.1. Сущность и типы депрессивных территорий 5
1.2. Типы депрессивных территорий 16
Глава 2. Общие и индивидуальные механизмы реабилитации проблемных территорий 20
2.1. Антикризисные механизмы территориальной политики 20
2.2. Общие и индивидуальные механизмы реабилитации проблемных территорий 27
Глава 3. Реабилитация депрессивных регионов на примере Астраханской области 30
Заключение 43
Список использованной литературы 47
Приложения
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы курсового проекта обусловлена тем, что механизмы и методы реабилитации кризисных территорий являются составной частью общего инструментария социально-экономической и региональной политики. Поэтому их содержание и потенциальная эффективность определяются решением вопроса о роли и месте государства в рыночной экономике. В рамках последовательно либерального решения данного вопроса эта роль весьма ограничена, и судьба всех территорий определяется, в первую очередь, общим действием рыночного механизма. Поэтому главным методом реабилитации кризисных территорий в рамках такого сценария социально-экономического развития должен стать общий для всех территорий процесс адаптации их предприятий, населения и органов власти к рыночным условиям. Вместе с тем все больше приходит понимание необходимости существенного повышения роли государства в регулировании социально-экономических процессов.
Создание стабильного общества и развитие экономики государства невозможно без решения вопроса межрегиональных различий и отставания в развитии отдельных территорий. Из-за этого особо актуальной становится задача стабилизации экономики территорий, состояние которых оценивается как критическое, и определения путей перехода к стабильному состоянию их экономики.
Впервые в истории Российской Федерации проблема неоднородности экономического развития и особого отставания некоторых регионов обеспокоила правительство в 1992 г, однако комплексный подход, который помог бы данным территориям усилить собственную экономику, не разработан по сей день, поэтому вопрос дальнейшего их развития стоит особенно остро.
В 1998 г. было узаконено понятие депрессивных регионов России, а в федеральном бюджете была предусмотрена поддержка таких регионов. Впоследствии была сделана попытка наметить структуру законопроекта о государственной поддержке регионов. Уточнялись понятия депрессивных территорий как объектов специальной государственной поддержки, намечались цели и принципы предоставления этой поддержки, отрабатывались механизмы её предоставления тем, чьё состояние оценивалось как кризисное и не способное к стабилизации или улучшению.
В 2001 г. был разработан проект федерального закона «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации», однако далее второго чтения проект не продвинулся, в то время как многочисленные проблемы экономического развития российских регионов говорят о необходимости выработки новой стратегии региональной стабилизации. Тем не менее, в настоящее время на территории Российской Федерации много регионов, которым требуется поддержка.
Цель курсового проекта – исследование основных аспектов механизма реабилитации проблемных территорий (на примере Астраханской области). Поставленная цель определила следующие задачи:
Объект исслеодвания – Астраханская область.
Предмет исследования – система принципов, механизмов, организационно-экономических связей, возникающих в процессе социально-экономического развития депрессивной территории.
Информационной базой исследова
В самом общем представлении депрессивная территория - отдельный регион, в пределах которого динамика производства, уровень жизни и занятости населения значительно ниже соответствующих средних показателей в государстве в целом. При этом существует необходимость специально организованной государственной поддержки1.
Как отмечает О.В.Кузнецова «определение
критериев «отсталости» (это же относится
к «депрессивности») регионов представляет
собой отдельную проблему. Часто используются
такие показатели как доход на душу населения,
образовательный уровень жителей, средний
уровень безработицы. Однако во многих
странах в зависимости от выбора того
или иного показателя в список особо неблагополучных
регионов попадут совершенно разные регионы»2.
Поэтому в рамках данной работы логично
остановиться на рассмотрении новейших
отечественных представлений о депрессивных
территориях. Тем более что специфика
экономического развития пост-советских
стран в течение последних
лет принципиально отличается от динамики
развития других государств, в которых
это понятие получило также широкое применение.
Несмотря на то, что единства в определении понятия депрессивности (прежде всего в документации, регламентирующей применение термина в региональной политике) пока не установлено, можно выделить три наиболее распространенные характеристики содержания этого понятия. Во-первых, депрессивные территории обычно трактуются как зоны преимущественно экономического неблагополучия (спад производства, низкий душевой доход, высокая безработица). Во-вторых, не менее распространены представления о депрессивных территориях как пространственно обширных регионах в границах субъектов РФ. В-третьих, обычно полагают, что депрессия – особенно резкое проявление негативных территориальных явлений, усматривая в этом отличие депрессивных (или кризисных) регионов от просто «отсталых».
В исследованиях и практических разработках, посвященных проблемам территориальной депрессивности, большинство авторов3 под депрессивным регионом (иногда вместо этого термина употребляется понятие «проблемный регион») подразумевают регион, находящийся в данное время на стадии упадка (депрессии). В таком понимании депрессивность не означает безальтернативности, своеобразного «тупика» в развитии региона. Известно множество примеров, когда территории благополучно переживали стадию упадка. Следовательно, можно говорить о депрессивности разных глубины, продолжительности и территориального охвата.
Понятие депрессивности применимо
только к освоенным человеком
территориям. Территории пионерного освоения
имеют высокий потенциал, но низкий
уровень социально-экономическо
Провозглашая единую формулировку, авторы могут иметь в виду совершенно разные вещи. Имеющиеся разработки, в основном, базируются на трех вышеуказанных характеристиках депрессивных территорий. Так, в докладе Аналитического управления Администрации Президента РФ указывалось, что «депрессивные районы – территориальные части страны, которые сильно и устойчиво отстают от других частей и от страны в среднем по главным социально-экономическим показателям, в том числе и по темпам развития»5.
Есть две главные причины
роста диспропорций в территориальной
структуре российского
Такой упадок оказывается следствием
перемен в территориальной
С точки зрения продолжительности
депрессивного состояния
Продолжительность и глубина региональной депрессии определяются в значительной мере составом отраслей производства, кризис в которых стал основной причиной распространения депрессии на всю экономику региона. По этому признаку депрессивные регионы делятся на:
1) старопромышленные,
2) аграрно-промышленные,
3) добывающие (очаговые).
В настоящее время большая часть депрессивных регионов – это старопромышленные, сформировавшие и изменявшие свою структуру на разных этапах индустриального развития, начиная с конца XIX столетия до 1960-1970-х гг. Эти регионы в наибольшей степени пострадали от разрыва прежних экономических связей, сокращения государственных заказов на продукцию высокотехнологичных отраслей и общего инвестиционного спроса.
Одна из специфических черт переходного периода - возникновение противоречия между научно-технической профессивностью отраслевой структуры и ее рыночной эффективностью. Вследствие этого старопромышленные регионы, особенно концентрирующие предприятия ВПК, технологического оборудования, сельскохозяйственного машиностроения, приборостроения и т.д., а также легкой промышленности, оказались в гораздо худшем положении, чем регионы, имеющие высокий удельный вес добывающих отраслей и отраслей первого передела (производство нефтепродуктов, металлов и т.п.).
Следует обратить внимание и на позицию СОПС - Совета по изучению производительных сил при Минэкономики РФ (ныне - Минэкономразвития РФ), сформированную в одной из немногих специально выполненных работ по рассматриваемой проблеме. Авторы на основе разработанных ими методических подходов анализируют развитие региональных кризисных ситуаций в экономике и социальной сфере, оценивают степень их воздействия на экономическую безопасность страны, а также дают предложения по нейтрализации очагов региональных кризисных ситуаций. В работе СОПС определение «кризисный» является синонимом «депрессивности» и дополнительно расшифровывает ранее сформулированные положения7.
Так, авторы пишут, что «региональные кризисные ситуации» порождаются негативными изменениями в воспроизводственных процессах экономики, социальной сферы и экологии региона, угрожающими неблагоприятными последствиями здоровью населения, политической стабильности общества, функционированию жизненно важных отраслей хозяйства...».8
Подчеркивается, что региональные кризисные ситуации «формируются как под воздействием макроэкономических кризисных процессов, так и под влиянием местных особенностей экономического и социального развития, ресурсного потенциала, географического положения, участия регионов в территориальном разделении труда, национальных и других особенностей».
Наиболее существенными
• деформация территориальной структуры и межрайонных связей, вызванная как общим кризисом экономики страны, так и образовавшимися несоответствиями сложившихся территориальных пропорций требованиям и условиям рыночной экономики;
• низкая конкурентоспособность
• нарушения нормальных процессов воспроизводства общественного продукта и населения;
• высокий уровень монополизации отдельных производств, их концентрация в ограниченном числе районов, порождающая региональный монополизм;
• высокий уровень изношенности и технологической отсталости производственных и непроизводственных основных фондов;
• недостаточный для
• отставание в формировании институциональной инфраструктуры и региональных рынков товаров, труда и капитала;
• отставание в развитии минерально-сырьевой базы, в приросте разведанных запасов полезных ископаемых;
• низкий уровень использования природных ресурсов, природоохранной деятельности и экологической безопасности;
• спад производств, вызывающий высокий уровень безработицы и низкий уровень жизни людей;
• усиление имущественного расслоения населения, увеличение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, ограничение доступа возрастающей части населения к нормальному медицинскому обслуживанию, образованию, достижениям культуры, ухудшение физического и нравственного здоровья населения;
• усиление территориальной дифференциации уровней экономического и социального развития;
• слабость институтов власти, недостаточно четкое разделение полномочий и ответственности между федеральными, субъектов Российской Федерации и местными органами, реальное неравноправие субъектов Российской Федерации;
Информация о работе Территориальные диспропорции как следствие неравномерности развития территории