Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:30, курсовая работа
Цель курсового проекта – исследование основных аспектов механизма реабилитации проблемных территорий (на примере Астраханской области). Поставленная цель определила следующие задачи:
рассмотреть виды депрессивных территорий;
исследовать механизмы реабилитации проблемных территорий;
рассмотреть на примере Астраханской области механизмы антикризисной политики.
Объект исслеодвания – Астраханская область.
Введение 3
Глава 1. Территориальные диспропорции как следствие неравномерности развития территории 5
1.1. Сущность и типы депрессивных территорий 5
1.2. Типы депрессивных территорий 16
Глава 2. Общие и индивидуальные механизмы реабилитации проблемных территорий 20
2.1. Антикризисные механизмы территориальной политики 20
2.2. Общие и индивидуальные механизмы реабилитации проблемных территорий 27
Глава 3. Реабилитация депрессивных регионов на примере Астраханской области 30
Заключение 43
Список использованной литературы 47
Приложения
В настоящее время действует классификация, предложенная министерством регионального развития (приложение 1).
Далее, необходимо рассмотреть общие и индивидуальные механизмы реабилитации проблемных территорий.
Анализ факторов нестабильности развития и критериев оценки кризисного состояния территории показывает, что преодоление деструктивных тенденций является сложной задачей и требует продолжительного времени. Большинство неблагополучных территорий имеет объективной предпосылки для успешного решения кризисных проблем на основе накапливания и использования своих конкурентных преимуществ.
Перспективы выхода регионов из состояния депрессии обусловлены изменениями макроэкономической ситуации и проводимой социально-экономической политикой на федеральном и региональном уровнях: стимулирование спроса на продукцию обрабатывающих отраслей, удешевление кредитов, регулирование транспортных тарифов и цен на продукцию естественных монополий и т.д.
Антикризисная региональная политика заключается в предотвращении дальнейшего падения производства, обнищания населения ухудшения демографической ситуации и экологической обстановки. Для этого максимально должны быть использованы человеческий, природно-ресурсный и производственно-технический потенциалы региона, его конкурентные преимущества, возможности межрегионального и международного сотрудничества.
Важное место в антикризисном управлении территорией занимает программно-целевой подход, предусматривающий объединенное участие в антикризисных мероприятиях федеральных, региональных и местных органов власти. Федеральные целевые программы (ФЦП) по развитию регионов разрабатываются при невозможности решения возникших проблем в приемлемые сроки с использованием действующих рыночных механизмов и необходимости целевого управления сложными связями технологически сопряженных отраслей, сфер производства и жизнедеятельности.
В Российской Федерации принято к реализации более 30 таких программ, в том числе по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, Сибири, Северного Кавказа; более 18 экологических программ, также связанных с развитием отдельных территорий.
Методы государственной поддержки депрессивных регионов можно условно разделить на прямые и косвенные.
1. К прямым методам относятся:
Финансовая поддержка неблагополучных территорий определяется обеспеченностью бюджетными доходами расходов на социальные нужды с учетом дефицита финансовых средств за отчетный год и кредиторской задолженностью на начало года. Преимущество в получении трансфертов предоставляется регионам, имеющим налоговый доход на одного жителя ниже определенного уровня. Бюджетные трансферты осуществляются в основном виде дотаций и субвенций, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе: дотация – на покрытие социально значимых расходов и выравнивание бюджетной обеспеченности, субвенция – на отдельные целевые расходы (последствия стихийных бедствий).
К косвенным методам государственной поддержки депрессивных регионов относятся:
Практика
регионального развития показывает, что,
наряду с централизованным финансированием,
для повышения инвестиционно-
Регионы стремятся создать у себя благоприятный инвестиционный климат, т.е.:
Особое внимание в региональном антикризисном управлении уделяется преодолению криминализации хозяйственных связей и межэтнической напряженности.
Постепенно всю большую часть инвестиций в регионах начинают составлять собственные средства негосударственных предприятий и организаций, направляемые преимущественно на реконструкцию производства и жилищное строительство. Одним из видов заемных средств для покрытия бюджетного дефицита являются облигации региональных займов или другие ценные бумаги, выпускаемые региональными финансовыми органами. Однако целевое антикризисное назначение данного инструмента привлечения инвестиций неочевидно, так как региональные ценные бумаги используются главным образом в регулировании взаимоотношений между администрацией территорий и убыточными предприятиями. Инвестиционная привлекательность региона тесно связана с подготовкой и участием региональной бизнес-элиты в инвестиционных конкурсах, выставках, ярмарках, смотрах, симпозиумах, в том числе международного уровня.
Важнейшими направлениями реализации антикризисных социальных мероприятий в депрессивных регионах являются следующие:
Таким образом, многие проблемы преодоления депрессии могут и должны решаться на уровне регионов и предприятий путем диверсификации, конверсии, модернизации производства, улучшения регионального инвестиционного климата, стимулирования развития малого бизнеса, продвижения региональной продукции и реализации антикризисных мероприятий передовых предпринимателей отраслевых ассоциаций, общественных организаций, активной части населения.
Классификация видов помощи проблемным территориям касались многие исследователи. Так, С.А. Булдагаева, анализируя способы поддержки депрессивных регионов, разделила их на федеральную помощь, «участие территории в федеральной поддержке» и международную помощь. При этом явный упор в классификации сделан именно на федеральную помощь, а действиям территории отводится вспомогательный характер.
В свою очередь, федеральная помощь была подразделена на финансовую, экономическую и внешнеэкономическую.
Под внешнеэкономической помощью понимались «разрешения, запреты, лицензии, сертификаты. Международная помощь подразделялась ею на техническую и инвестиционную. Среди видов экономической помощи фигурировали госзакупки, приватизация предприятий, размещение госпредприятий». В части финансовой помощи автор выделяла государственные субсидии, «регионально ориентированные государственные инвестиции, налоговую политику, льготные займы.
Как показывают многочисленные исследования, реабилитация проблемных территорий может и должна состоять из двух больших групп методов: общих (универсальных), применимых практически во всех случаях, и индивидуальных (выборочных, частных), использование которых носит выраженный эксклюзивный характер. В свою очередь, методы эти можно подразделить в зависимости от уровня их использования на федеральные, региональные и местные (локальные)
Так, федеральная поддержка депрессивным и отсталым регионам может включать в себя следующие виды помощи:
Финансовая – это
Экономическая – размещение в депрессивных и отсталых районах новых государственных предприятий, государственные заказы на продукцию и услуги частных фирм, товарный и валютный «демпинг», реализация локальных программ.
Внеэкономическая –
Механизмы реабилитации могут быть основаны как на применении только властных механизмов, так и на использовании возможностей партнерских отношений власти – бизнеса – общества.
Для депрессивного региона
Особое значение для депрессивных субъектов представляют такие документы, как Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2010 г. № 150 (ред. от 06.10.2011) «О федеральной целевой программе “Жилище” на 2011–2015 годы», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов», «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013–2014 годов», Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р «Об энергетической стратегии России на период до 2030 года».
На уровне федерации приняты
и специальные нормативно-
Информация о работе Территориальные диспропорции как следствие неравномерности развития территории