Территориальные диспропорции как следствие неравномерности развития территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта – исследование основных аспектов механизма реабилитации проблемных территорий (на примере Астраханской области). Поставленная цель определила следующие задачи:
рассмотреть виды депрессивных территорий;
исследовать механизмы реабилитации проблемных территорий;
рассмотреть на примере Астраханской области механизмы антикризисной политики.
Объект исслеодвания – Астраханская область.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Территориальные диспропорции как следствие неравномерности развития территории 5
1.1. Сущность и типы депрессивных территорий 5
1.2. Типы депрессивных территорий 16
Глава 2. Общие и индивидуальные механизмы реабилитации проблемных территорий 20
2.1. Антикризисные механизмы территориальной политики 20
2.2. Общие и индивидуальные механизмы реабилитации проблемных территорий 27
Глава 3. Реабилитация депрессивных регионов на примере Астраханской области 30
Заключение 43
Список использованной литературы 47
Приложения

Файлы: 1 файл

3935.Курс.Проблем.территории.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

• неэффективная налоговая и  бюджетно-кредитная системы;

• неэффективные решения и действия органов власти и управления, проводимой ими экономической, социальной и  региональной политики;

• ухудшение криминогенной обстановки9

Часть исследователей (преимущественно - экономико-географы: С.С. Артоболевский, ГВ. Иоффе и А.И. Трейвиш, М.Н. Ляшевская, Е.Е. Лейзерович и СБ. Шлихтер,) связывают определение депрессивности с теорией «длинных волн» Н.Д. Кондратьева10. Согласно этой теории, в экономическом развитии региона можно выделить несколько закономерно сменяющих друг друга циклов, характеризующих этапы роста, стагнации и депрессии (кризиса).

Депрессивность в экономическом  отношении можно рассматривать  как этап эволюционного развития территории, который характеризуется  прежде всего низкими темпами  экономического роста (или их отсутствием), неадекватной реакцией на внешние изменения и воздействия, неспособностью территории быстро реагировать на конъюнктурные сдвиги в экономике, консервативностью в восприятии инноваций. 

Экономическая составляющая депрессивности дополняется депрессивностью социальной, для которой характерны высокий уровень безработицы, низкие душевые доходы, рост миграционного оттока населения, низкий уровень развития социальной инфраструктуры.

Многие ученые поддерживают идею о  закономерном возникновении депрессивных регионов в ходе циклично-стадийного процесса развития территорий. Строго говоря, применительно к процессу развития сам термин цикличности не вполне правомерен. Ведь наиболее общая (и общепринятая) графическая модель развития - спираль, где элементы цикличности, регулярной повторяемости событий сочетаются с однонаправленной поступательной траекторией. Поэтому в отношении развития, в том числе и регионального, правомернее говорить о стадийности, либо этапности. Вместе с тем тут часто применяется и термин «цикл», причем он подчеркивает регулярную повторяемость смены типов стадий, фаз развития на каждом витке. Сразу выявить присущие именно региональному развитию фазы вряд ли возможно. Для этого нужна либо последовательная индуктивная работа по обобщению статистической конкретики, многих частных периодизаций и т.д., либо опора на хорошо разработанные стадиальные концепции научно-технического прогресса и социально-экономического развития. 

Одна из таких теорий стадиального развития экономики была разработана Н Д. Кондратьевым еще в 1920-х гг. В рамках «кондратьевских циклов» кардинальные изменения условий функционирования экономики и общества (научно-технические, политические, социальные и т.д.) ведут сначала к подъему, а затем и спаду (весь цикл занимает 50-60 лет). Изменения условий функционирования экономики и общества не могут не оказать сильнейшего воздействия на территориальную структуру, процессы регионального развития11

Так, отрасли промышленности, определившие каждый из «кондратьевских циклов», имели и свои четкие приоритетные ареалы. Следовательно, региональное развитие само имело стадиальный характер.  
Причины территориальных сдвигов таковы: центры прежней «волны» уже не соответствуют штандортным требованиям прогрессивных отраслей, как бы консервируя структуру и местоположение старопромышленных районов. Поэтому каждый «кондратьевский цикл» неизбежно ведет к подъему одних районов (центров) и кризису других. От цикла к циклу региональные различия обостряются и усложняются, а площади депрессивных районов увеличиваются.

Е.Е. Лейзерович и СБ. Шлихтер делают упор на структурно-территориальный  аспект теории «длинных волн». Выделяются территориальные сдвиги, происходящие в пределах «волны», и сдвиги при переходе на новую «волну». В период угасания волны резко ослабевает экономическая активность центра ее возникновения и происходит оживление на периферии с постепенным выходом за пределы политических границ12. Кроме этого, авторы предполагают возможность возникновения феномена депрессивности (проблемности) в связи с понятием жизненного цикла продукта. Он имеет четыре фазы развития: проектирование и внедрение, рост, зрелость, свертывание (спад). Каждой фазе соответствуют свои стадии производства, внедрения инноваций, инвестирования, количественные параметры, стадии рыночных отношений, проблемности. Проигрывают те районы, где сосредоточены производства, выпускающие продукцию, находящуюся уже на стадии зрелости или спада, что ведет к постепенной стагнации самих районов.

И, наконец, особый подход (позаимствованный из японской законодательной практики) использует А.А. Ткаченко. По его мнению, первичным в определении депрессивности территории является выявление и признание депрессивной отрасли экономики (социальные проблемы, в частности, высокий уровень безработицы, являются производными, хотя и стоят в центре внимания при мерах помощи депрессивным территориям и отраслям). Отсталость же региона в общеэкономическом плане, как и общий кризис или спад производства, не могут быть основанием для отнесения территории к депрессивным. Под отраслью, подверженной депрессии, автор, вслед за японским законодательством, понимает такую отрасль, в которой экономические изменения в стране или за рубежом (при условии экспортной ориентации отрасли) вызвали заметный избыток мощностей производства, продукции или услуг в сфере деятельности, принадлежащей или близкой к данной отрасли. Указанная ситуация может сохраняться так долго, что предприятия вынуждены свертывать свою деятельность или даже прервать ее13.

Из всех приведенных подходов к проблеме определения депрессивного региона наиболее разработанным представляется исторический подход Разумеется, при этом не следует забывать о том, что этот подход трудно использовать в прикладных целях региональной политики. 

М.Н. Ляшевская утверждает, что характеристика депрессивности как нахождения на определенной стадии развития никак не связана с такими объективными свойствами района, как периферийность, старопромышленность, аграрность, хотя вероятность совпадения этих качеств в одном районе достаточно велика. Периферийный район с большой вероятностью может быть отнесен к депрессивным, так как имеет сильную зависимость экономики от внешних центров инноваций и принятия решений, значительную концентрацию второстепенных функций, недостаточное развитие «верхних этажей» производства и непроизводственной сферы.  
Если отношения «центр - периферия» остаются устойчивыми во времени, то быстрый рост центра может адекватно приводить к качественному росту и периферии. В этом случае последняя будет отнесена не к депрессивным, а к динамично развивающимся регионам14

Старопромышленные районы, как одни из первых вступившие в стадию индустриального  развития, в ходе эволюции чаще всего  проходят этап депрессивности и переходят  в разряд полупериферийных, особенно если имеют монофункциональную структуру экономики. Полифункциональность старопромышленных районов с учетом высокой степени их обеспеченности социальной и производственной инфраструктурой дает им большую устойчивость по отношению к конъюнктурным изменениям экономики, восприимчивость к нововведениям, поэтому им часто удается избежать затяжной и глубокой депрессии. 

Особым видом «отсталых» районов считаются аграрные районы. Обычно они находятся на стадии доиндустриального развития. Неразвитость промышленного сектора выступает в этом случае как негативный фактор, тормозящий развитие района. В то же время позитивным фактором развития  
такой территории может выступать производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции, применение интенсивных форм ведения хозяйства, развитая социальная инфраструктура сельской местности. Таким образом, старопромышленные и аграрные районы не случайно проходят длительную фазу депрессивное™ и составляют значительную часть депрессивных районов.

Что касается понятия проблемных регионов, в их определении большинство авторов единодушны. Проблемным является такой регион, который не в состоянии сам (без помощи государства, извне) решить свои обостряющиеся проблемы. Депрессивные регионы в таком случае предстают как разновидность проблемных регионов по происхождению кризиса.

1.2. Типы депрессивных  территорий

 

Основной типологией является трехчленная группировка регионов по уровням экономического и социального развития (выше среднего, среднего и ниже среднего уровня), которая обобщает особенности их дифференциации и корреспондирует с ней.

Тип депрессивных регионов характеризуется сравнительно высоким уровнем экономического потенциала, значительной долей промышленности и во многих случаях ее ведущих производств в структуре хозяйства, повышенной квалификации местных трудовых ресурсов. Однако в результате низкой конкурентоспособности профилирующих отраслей, нарушения снабженческо-сырьевых связей или переориентации стратегического курса эти регионы отличаются глубоким экономическим спадом, высокой безработицей (главным образом структурной), малой инвестиционной активностью, низким уровнем финансово-бюджетной обеспеченности и реальных доходов населения, его резким социальным расслоением.

К слаборазвитым (экономически отсталым) относят «регионы с крайне малой интенсивностью и низкими параметрами хозяйственной деятельности, однобокой, «недиверсифицированной» структурой экономики, резким отставанием от основных регионов по развитию производственной базы, социальной сферы и рыночной инфраструктуры, с высокой безработицей и низким уровнем жизни, наибольшей среди субъектов РФ дотационностыо территориальных бюджетов».

С. С. Артоболевский выделяет три типа территорий: депрессивные, отсталые (слаборазвитые) и особо нуждающиеся (наиболее кризисные)15.

Говоря  о различных типах проблемных территорий, многие исследователи обращают внимание на различные их уровни. Так, С.А. Булгадаева, исследуя вопросы управления социально-экономическим развитием депрессивных регионов, выделяет таксоны трех уровней:

- зональный (межрегиональный), объединяющий совокупность субъектов РФ, выступающих при определенных условиях как единый депрессивный регион; иногда пограничные, смежные районы субъектов Федерации оценивается как единый депрессивный регион;

- региональный (субъектный);

- местный (локальный), охватывающий в основном внутренние низовые административные районы, районы отдельных городов и их проблемы16.

Далее изложим классификацию проблемных территорий по четырем основным характеристикам: генезису, административно-правовому признаку, масштабу и степени проблемности.

В зависимости от генезиса выделяются четыре базовые группы: депрессивные, отсталые, кризисные и иные (прочие) территории. При этом депрессивные территории характеризуются как территории, относительно развитые в недалеком прошлом, в основной отрасли (основных отраслях) экономики которых имел (имеет) место значительный спад производства, вызывающий появление серьезных социально-экономических проблем.

Под отсталыми территориями понимаются те, которые в течение продолжительного времени и практически непрерывно находились на низком уровне социально-экономического развития, т. е. постоянно отставали в развитии от других территорий. В определенном смысле отсталые территории были проблемными на протяжении всей современной истории своего развития.

К кризисным территориям предлагается относить территории, которые либо превратились в проблемные в результате глубокого острого кризиса (вызванного действием мощного внешнего или внутреннего процесса в течение относительно короткого периода), либо проблемы которых приняли под воздействием кризиса особо обостренный характер. В частности, причиной появления кризисной территории могут быть боевые действия (Чечня), мощная техногенная катастрофа (авария на Чернобыльской АЭС) и т. п.

Остальные проблемные территории условно объединяются в группу «прочих». К таким территориям можно отнести те территории, проблемы которых обострились (выявились) в результате их излишне ускоренного, однобокого развития.

По административно-правовому признаку выделяются следующие группы проблемных территорий:

- поселение (городское, сельское);

- группа сопредельных поселений, имеющих общие границы (часть субъекта Федерации или части нескольких субъектов, имеющих общие границы);

- субъект Федерации;

- несколько субъектов Федерации, имеющих общие границы.

По масштабу проблемных явлений предлагается выделить группы территорий в зависимости от их площади и численности. С этой целью используется следующая градация (табл. 1.).

 

Таблица 1 - Классификация территорий в зависимости от масштаба проблемности

Показатель

Крупные

Средние

Небольшие

Территория, тыс. кв. км

Свыше 150,0

От 15,1 до 150

15,0 и менее

Численность постоянного населения на 1 января соответствующего года, тыс. чел.

Свыше 500,0

От 30,1 до 500,0

30,0 и менее


 

При определении количественных интервалов учитываются реальные размеры и численность проблемных территорий России, относящихся к различным административно-правовым образованиям.

По степени проблемности выделяют регионы, в которых проблема связана лишь с одной или небольшим числом однородных характеристик (например, демографическая или экологическая ситуация) — частная (узкая) проблемность, либо большинства разнородных характеристик (объем ВРП смертность, безработица и т. д.) — всеобщая (широкая) проблемность. В каждой из таких можно условно выделить: высокую, среднюю, невысокую (по отношению к среднероссийской или среднерегиональной, для аналогичных объектов исследования).

Представленные дефиниции и классификационные признаки были в значительной степени использованы при подготовке проекта Федерального закона «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации» (проект № 91010-3), принятого Государственной думой России третьего созыва во втором чтении. В частности, ст. 1 законопроекта определяет депрессивную территорию «как территорию субъекта (территории субъектов) Российской Федерации (территория одного муниципального образования или нескольких муниципальных образований), в основной (основных отраслях) экономики которых имеет место спад производства».

Информация о работе Территориальные диспропорции как следствие неравномерности развития территории