Территориальные диспропорции как следствие неравномерности развития территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 00:30, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта – исследование основных аспектов механизма реабилитации проблемных территорий (на примере Астраханской области). Поставленная цель определила следующие задачи:
рассмотреть виды депрессивных территорий;
исследовать механизмы реабилитации проблемных территорий;
рассмотреть на примере Астраханской области механизмы антикризисной политики.
Объект исслеодвания – Астраханская область.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Территориальные диспропорции как следствие неравномерности развития территории 5
1.1. Сущность и типы депрессивных территорий 5
1.2. Типы депрессивных территорий 16
Глава 2. Общие и индивидуальные механизмы реабилитации проблемных территорий 20
2.1. Антикризисные механизмы территориальной политики 20
2.2. Общие и индивидуальные механизмы реабилитации проблемных территорий 27
Глава 3. Реабилитация депрессивных регионов на примере Астраханской области 30
Заключение 43
Список использованной литературы 47
Приложения

Файлы: 1 файл

3935.Курс.Проблем.территории.doc

— 349.50 Кб (Скачать файл)

Сохранение  в  этой ситуации  баланса  бюджета  и  рынка  труда,  положительных  темпов экономического  и  инвестиционного  роста  во  многом  зависит  от своевременных  действий  региональных  властей.  При  этом  долгосрочный характер  последствий  текущего  кризиса требует смены существовавшей модели  экономического  развития,  сложившейся корпоративной структуры, технологической платформы,  пересмотра  ряда  заявленных  в иной действительности  стратегических  инвестиционных  проектов. 

В существующих  социально-экономических условиях  вопрос  о модернизации экономики региона выходит на первый план. И в данном направлении весьма эффективно разработка краткосрочных и долгосрочных антикризисных мер. Развивающийся в стране и в мире экономический кризис с начала 2009 года  не  даёт  основным  показателям  экономического  развития  области подняться выше 100% к уровню прошлого года. Так, по итогам января-марта снижение  валового  внутреннего  продукта  в  области  составило 7,5%, капиталовложения снизились на 16%, грузооборот транспорта – на 8,8%. В то же  время  ситуация  в  Астраханской  области  не  так  сложна,  как  в  других регионах  Российской  Федерации  и  по  России  в  целом.  Так,  снижение валового  внутреннего  продукта  Российской  Федерации  по  итогам  первых трёх месяцев оценивается в 8,7%, что на 1,2 процентных пункта больше, чем снижение ВРП Астраханской  области.  Более  того,  ряд  важных  показателей всё-таки  показывает  положительную  динамику. 

Продолжает  оставаться в зоне  роста сельское  хозяйство (103,2%)  и связанная с ним пищевая промышленность (104,6%),  оборот общественного питания (104,6%). Растёт реальная  заработная  плата (101,5%),  на  уровне  прошлого  года  остаются показатели  оборота розничной торговли (99,7%)  и  объёма  платных  услуг (100,6%).

В  определённой  степени  достижение  этих  показателей  определяется реализацией  комплекса  мероприятий  по  преодолению  негативных последствий  финансового  кризиса,  утверждённых  распоряжением Правительства Астраханской области от 11.12.2008 №563-Пр. 

В  октябре –  декабре 2008  года,  когда мировой  экономический  кризис начал  оказывать  серьезное  воздействие  на  российскую  экономику, Правительство  Астраханской  области  с  целью  минимизации  масштабов экономического  кризиса  и  смягчения  его  последствий  для  населения   и экономики региона начало реализацию антикризисных мер.

  Во  исполнение  поручения   Губернатора  Астраханской  области   были созданы  4  рабочие   группы:  по  финансовым  вопросам,  по  развитию жилищного  строительства  и  эффективному  использованию  земельных ресурсов,  по  преодолению  основных  рисков  в  производственной  сфере экономики,  по  предотвращению  кризиса  на  рынке  труда  Астраханской области, в работе которых участвуют кроме органов исполнительной власти представители  банковских  структур,  научных  организаций  и  руководители крупных хозяйствующих субъектов.

В  целях  координации  деятельности  исполнительных  органов государственной  власти  Астраханской  области  был  создан  антикризисный совет при Губернаторе Астраханской области. 

На  сегодняшний  день  в  рамках  утвержденных  мероприятий сформирован  антикризисный бюджет и создан финансовый резерв на случай кризисного  сокращения  доходов  бюджета,  пролонгирован  федеральный кредит,  что  уменьшило  нагрузку  на  бюджет.  Для  оценки  складывающейся экономической  ситуации  в  области  проводится  целый  ряд  мониторингов, охватывающих все сферы деятельности, которые направлены на оперативное выявление  проблем  и  своевременную  выработку  мер  по  смягчению негативных последствий кризиса.

Однако  важно  не  только  оперативно  реагировать  на  проявления кризиса.  Не  менее,  а  может  быть  и  более  важно  предпринимать  своевременные  системные  шаги  по  упреждению  негативных  ситуаций.

Сейчас, учитывая ставшую уже вполне понятной значительную длительность кризиса  и  необходимость  перехода  к  корректировке  параметров экономического развития общества на всех уровнях, необходимо принимать новые решения. 

На  территории  Астраханской  области  антикризисные  меры разрабатываются  ежегодно  и  направлены  на  улучшение  социально-экономического положения региона, а также на предотвращение последствий кризиса и как следствие улучшение экономической стабильности населения. 

Антикризисная  программа  Правительства  Российской  Федерации носит системный,  комплексный характер,  охватывает  все основные направления развития  экономики,  четко устанавливает основные приоритеты,  механизмы и адресатов целевого  воздействия на  экономику  с целью ее оздоровления.

В  соответствии  с данной программой  выделяются  семь приоритетных направлений  антикризисных мероприятий:

1.  Социальная  защита  граждан.  Этот  блок  включает  в  себя  выполнение всех публичных обязательств  государства перед населением в полном объеме.

2.  Сохранение  промышленного   и  технологического  потенциала  российской экономики.

3.  Активизация внутреннего спроса  за счет расширения государственных  закупок, развития импортозамещения  и разумного протекционизма.

4.  Развитие  инновационных отраслей  и расширение  инвестиций  в человеческий капитал.

5.  Снижение  административных  барьеров  для  бизнеса,  в   том  числе антикоррупционная  программа и меры по развитию  малого и среднего бизнеса. 

6.  Поддержка национальной финансовой  системы,  в  том  числе  банков и фондового рынка.

7. Проведение ответственной макроэкономической  политики государства21.

Программа  действий  Правительства  Астраханской  области  по предотвращению  кризисных  явлений  в  экономике  по  своей  структуре ориентируется  на  федеральную  программу,  однако  учитывает  и  специфику региона,  и  уже  накопленный  Правительством  Астраханской  области  опыт осуществления  антикризисных  мероприятий.  Программа  в 2010  году состояла из пяти основных разделов, которые представлены на рисунке 2.1.

Охарактеризуем  данные  разделы.  Первый  раздел  отражает  главный  приоритет  региональных  антикризисных  мер,  он  посвящен  усилению социальной  защиты  населения,  сохранению  и  созданию  рабочих  мест.

Подразделы этого блока –  это обеспечение занятости населения  и содействие трудоустройству высвобождаемых работников,  социальные меры по  защите населения в сфере здравоохранения, лекарственного обеспечения, жилищно-коммунального  хозяйства,  а  также  меры  по  формированию  регионального компонента в сфере образования.

 

Рис. 1. Разделы антикризисной программы, применяемой на территории Астраханской области в 2010 году22

 

Второе  важнейшее  направление  антикризисной  программы - сохранение  и  развитие  промышленного  и  технологического  потенциала области.  В  этой  части  важнейшие  подразделы  посвящены  поддержке реального  сектора  экономики  региона,  работе  с  системообразующими предприятиями, а также предприятиями, имеющими существенное значение для экономики области,  содействию  повышению их  финансовой устойчивости, доступности финансовых ресурсов,  а также продвижению их продукции на рынки сбыта.

Предусматриваются также конкретные меры по поддержке  инновационной  деятельности  высокотехнологичных предприятий,  по  стимулированию  повышения  энерго-  и ресурсоэффективности.

Значительный блок мероприятий  касается поддержки базовых отраслей реального  сектора,  в  частности,  промышленных  предприятий,  предприятий  строительного  сектора,  агропромышленного  и  топливно-энергетического комплексов. 

Третий  раздел  включает  в  себя  меры  системного  характера, направленные на снижение административного  давления на бизнес, а  также оказание  государственной  поддержки  малому  и  среднему предпринимательству.

Четвертый  раздел –  реализация  комплекса  мер,  направленных  на обеспечение  эффективного  использования  ограниченных  бюджетных средств.  Планируется  осуществить  целый  комплекс  организационных мероприятий  по  оптимизации  расходной  части  бюджета,  нацеленной  на повышение  эффективности  и  усиление  целевого  характера  бюджетных расходов. 

Пятый  раздел  включает  в  себя  весь  комплекс  организационных  мероприятий  по  мониторингу  социально-экономической  ситуации  в Астраханской  области  и  обеспечению  оперативного  реагирования  в  случае возникновения тех или иных отклонений от прогнозов и параметров развития области.

Представленные  меры  антикризисного  пакета  не  только  смягчают неблагоприятное  воздействие  кризиса,  но  и  стимулируют  прогрессивные структурные  и  институциональные  сдвиги,  способствуют  обновлению региональной экономики и общества. 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью курсовой работы явилось исследование теоретических основ механизма  реабилитации проблемных территорий.

Депрессивная территория Российской Федерации – это территория субъекта (территории субъектов Российской Федерации  либо часть территории субъекта (территорий субъектов Российской Федерации (территория одного муниципального образования или нескольких муниципальных образований), в основной отрасли (основных отраслях) экономики которых имеет место спад производства.

Перспективы выхода регионов из состояния депрессии обусловлены изменениями макроэкономической ситуации и проводимой социально-экономической политикой на федеральном и региональном уровнях: стимулирование спроса на продукцию обрабатывающих отраслей, удешевление кредитов, регулирование транспортных тарифов и цен на продукцию естественных монополий и т.д.

Антикризисная региональная политика заключается в предотвращении дальнейшего падения производства, обнищания населения ухудшения демографической ситуации и экологической обстановки. Для этого максимально должны быть использованы человеческий, природно-ресурсный и производственно-технический потенциалы региона, его конкурентные преимущества, возможности межрегионального и международного сотрудничества. Важное место в антикризисном управлении территорией занимает программно-целевой подход, предусматривающий объединенное участие в антикризисных мероприятиях федеральных, региональных и местных органов власти. Федеральные целевые программы (ФЦП) по развитию регионов разрабатываются при невозможности решения возникших проблем в приемлемые сроки с использованием действующих рыночных механизмов и необходимости целевого управления сложными связями технологически сопряженных отраслей, сфер производства и жизнедеятельности.

В Российской Федерации принято к реализации более 30 таких программ, в том числе по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, Сибири, Северного Кавказа; более 18 экологических программ, также связанных с развитием отдельных территорий.

К прямым методам государственной поддержки депрессивных территорий относятся:

    1. Бюджетные трансферты.
    2. Федеральные целевые программы регионального характера, в том числе по поддержке депрессивных территорий, направленные преимущественно на развитие региональной инфраструктуры: производственной (транспорт, энергетика), социальной (здравоохранение, образование) и на улучшение экологической обстановки в регионах. Несмотря на недостаток финансирования и низкую эффективность реализации, программы имеют важное прогнозно-целеполагающее значение, способствуют правильному определению антикризисных приоритетов и «точек роста» региональной экономики, стимулируют предпринимательскую деятельность, экспортный потенциал.
    3. Передача государственной собственности в акционерных обществах с федерального на региональный уровень.  На этой основе органы власти субъектов РФ получают возможность влиять на производственно-хозяйственную деятельность предприятий с учетом интересов региона.
    4. Государственные заказы на производство промышленным сектором региона продукции для государственных нужд (особенно это касается предприятий ВПК). Такие заказы распределяются на конкурсной основе.
    5. Финансовая поддержка реструктуризации важнейших отраслей экономики: угольной промышленности, аграрно-промышленного комплекса, энергетики и других, а также конверсии оборонных предприятий.

К косвенным методам государственной поддержки депрессивных территорий относятся:

      1. Гибкая политика по распределению налоговых поступлений между федеральным, региональным и местными бюджетами.
      2. Реструктуризация задолжностей региональных бюджетов и ведущих предприятий региона  по налогам и обязательным платежам;
      3. Гибкая система льготного налогообложения (например малого бизнеса, предприятий сферы потребительских услуг)
      4. Федеральные гарантии по кредитам коммерческих банков, привлекая субъектами Федерации для финансирования текущих социальных расходов регионального бюджета;
      5. Регулирование цен на продукцию естественных монополий (РАО «ЕЭС», «Газпром»)
      6. Льготное кредитование поставок горюче-смазочных материалов и комбикормов для сельскохозяйственного производства;
      7. Стимулирование развития рыночной инфраструктуры в регионах: финансовой (коммерческих банков, страховых фирм),  транспортной, энергетической, инновационной и т.п.
      8. Поддержка регионов через внебюджетные фонды: занятости, пенсионный, социального страхования и другие, по каналам которых осуществляются дотирование и социальная поддержка депрессивных регионов;
      9. Введение налоговых, таможенных льгот и других организационно-правовых стимулов для отдельных территорий, к которым относятся как зоны чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий, так и территории, обладающие особыми конкурентными преимуществами благодаря своему географическому положению, развитию транспортной инфраструктуры, привлекательные для международного сотрудничества;
      10. Установление федеральных стандартов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, на затраты по здравоохранению и образованию и т.д.
      11. Перевод территорий на казначейское исполнение региональных бюджетов, что способствует усилению контроля за финансовыми потоками, в том числе за федеральными трансфертами, за их прохождением и целевым использованием.

В  курсовой  работе  детально  и  комплексно  изучены  и проанализированы  антикризисные  программы,  применяемые  на  территории Астраханской  области. В заключении отметим, что анализ эффективности антикризисных мер –  это  важнейшая  составляющая   комплексного  процесса  преодоления кризисных  тенденций на депрессивных территориях.  Если  правительство  не  будет  ежегодно  оценивать результативность  мероприятий  по  борьбе  с  кризисом  и  на  основе полученных  данных  делать  обоснованные  выводы  и  проводить корректировки  антикризисных  программ,  то  это  возможно  приведет  к различного рода непреодолимым последствиям.

Информация о работе Территориальные диспропорции как следствие неравномерности развития территории