Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:04, реферат
Целью данной работы является изучение торговых барьеров в системе международного маркетинга.
Задачами данной работы являются рассмотрение теоретико-практических аспектов торговых барьеров, анализ современного состояния и динамики торговых барьеров в международной торговле, а также изучение роли международных организаций в регулировании торговых барьеров.
Введение 3
1.Теоретико-практические аспекты торговых барьеров и их характеристика
1.1 Сущность и понятие торговых барьеров 5
1.2 Виды торговых барьеров 7
2.Мировой опыт использования торговых барьеров
2.1 Анализ мировой динамики торговых барьеров 14
2.2 Роль и характеристика деятельности международных организаций в регулировании торговых барьеров 16
3.Проникновение японской компании Sony на американский рынок 18
Заключение 21
Список использованной литературы
Также существует еще несколько видов торговых барьеров, а именно:
Санитарные и фитосанитарные барьеры призваны обеспечить безопасность жизни и охрану здоровья людей, а также защиту растительных и живых организмов. Подобные ограничения, как правило, гораздо строже для зарубежных, чем для отечественных производителей. Иногда подобные ограничения устанавливаются в угоду политическим партиям или группам, таким как Гринпис, например, с тем, чтобы заручиться их поддержкой.[2, c. 128]
Экспортные субсидии представляют собой государственные выплаты за единицу экспортируемой продукции. Цель экспортных субсидий – расширение экспортных поставок на мировой рынок отечественной продукции, по ценам, ниже цен конкурентного равновесия мирового рынка. Обычно они применяются для повышения конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя или для сокращения государственных резервов продовольствия.
Субсидии могут выплачиваться в любых формах. Например, в 50 – х – 60 – х годах в США субсидии предоставлялись иностранным покупателям, достигнув 822 млн. долларов в 1964 г.
В странах ЕС экспортные субсидии широко применялись для регулирования внутреннего рынка и являлись частью общей сельскохозяйственной политики.
Прямые выплаты доходов правительством фермерам также являются формой экспортных субсидий. Хотя при этом в выигрыше оказываются потребители, как отечественные, так и зарубежные.
Более утонченная форма субсидий – субсидии на используемые производственные ресурсы. Например, снижение цен на удобрения позволяет фермерам сократить производственные издержки, в результате чего кривая предложения сдвигается вправо, создается избыток предложения, и цены снижаются.
Отдельный вид субсидий – демпинг – продажа товаров по ценам ниже себестоимости.[2, c. 128 – 131]
Налоги на экспорт устанавливаются страной – экспортером. Они повышают цены на мировом рынке и являются источником пополнения государственного бюджета. Они могут использоваться и для сокращения спроса на мировом рынке на товар, который предполагается продать на внутреннем рынке.[2, c. 131 – 132]
Экспортное эмбарго – запрет экспорта одного или нескольких товаров в одну или несколько стран. Эмбарго устанавливается, когда существует недостаток предложения, и цены очень высоки, либо как составляющая внешнеполитической стратегии.[2, c. 132 – 133]
Государственная торговля часто не воспринимается как один из видов торговых барьеров. Однако, это так. В роли государства выступает правительство либо монопольный покупатель или продавец продукции. То есть, правительство (или агентство) выступает от имени производителей (если продает) и потребителей (если покупает) продукции.[2, c. 133]
Обменный курс – относительная
цена валюты одной страны, выраженная
в цене валюты другой страны. В рыночных
экономиках изменения в обменных
курсах влияют на спрос и предложение
товара, которые, в свою очередь, влияют
на торговые потоки и объемы. Так
же как и в случае ценовых изменений,
обменные курсы могут быть скорректированы
на уровень инфляции в каждой стране,
чтобы оценить их влияние на торговлю.
Причем, поскольку экспортируется и
импортируется большое
Изменение обменных курсов имеет тот же самый эффект, что и налоги, и субсидии на экспорт. Снижение обменного курса работает как экспортная субсидия, расширяет торговлю и подстегивает инфляцию. Повышение обменного курса работает как налог на экспорт и удерживает на низком уровне цены внутреннего рынка.[2, c. 133 – 136]
2. Мировой опыт
использования торговых
2.1 Анализ мировой динамики торговых барьеров
Деятельность международных торговых организаций приводит к уменьшению торговых тарифов. Вступление стран в ВТО помогает унифицировать и упростить торговые процедуры, снижая, таким образом, нетарифные барьеры. Также снижаются и таможенные тарифы. За последние десятилетия в целом в мире таможенные тарифы сократились в среднем в 1,5 раза. В таблице 1 мы видим, насколько снижаются в среднем тарифы стран вступающих в ВТО. Так, таможенные пошлины на сельскохозяйственные товары снижаются в среднем на 9,6%. А таможенные пошлины на промышленные товары снижаются в среднем на 4,48%.
Таблица 1
Средневзвешенные величины
ставок действующего импортного тарифа
и начального и конечного уровней
связывания ставок импортного тарифа[3, http://www.wto.ru/documents.
Средневзвешенные ставки |
Начальный уровень связывания ставки пошлины, % |
Конечный уровень связывания ставки пошлины, % |
Сельско-хозяйственные товары |
34,71 |
25,11 |
Промышленные товары |
14,32 |
9,84 |
По всей номенклатуре товаров |
19,18 |
12,82 |
В целом в мире таможенные
тарифы на сельскохозяйственную продукцию
значительно превышают средние
тарифы на промышленные товары. Государства
устанавливают высокие
Таблица 2
Средние тарифы на товары в
2007 году[4, http://www.macmap.org/Quick.
Страна (объединение стран) |
Ср. тариф на все виды товаров |
Ср. тариф на сельскохозяйственные товары |
Ср. тариф на промышленные товары |
Канада |
2.42 % |
15.90 % |
1.44 % |
США |
12.19 % |
28.51 % |
8.96 % |
Япония |
3.27 % |
23.31 % |
1.71 % |
Европейский Союз |
1.07 % |
9.30 % |
0.49 % |
Китай |
13.88 % |
21.04 % |
13.42 % |
Российская Федерация |
14.92 % |
26.20 % |
12.69 % |
Кыргызстан |
11.75 % |
13.64 % |
11.43 % |
Бразилия |
8.65 % |
10.12 % |
8.54 % |
Южная Африка |
6.08 % |
11.91 % |
5.68 % |
По величине таможенного тарифа можно следить об открытости страны для внешней торговли. Так, например, в Европейском Союзе одни из самых низких таможенных тарифов. Также низкими являются тарифы в Канаде и Японии. В США и Российской Федерации, а также в Китае проводится протекционистская политика защиты внутренних рынков и таможенные тарифы в этих странах гораздо выше.
В целом, снижение торговых барьеров в мировом масштабе свидетельствует об усилении интернационализации мировой торговли и об усилении роли международных организаций.
2.2 Роль и характеристика
деятельности международных
Использование государствами
торговых барьеров может привести к
дискриминации отдельных
Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:
- взаимное предоставление
режима наибольшего
- взаимное предоставление
национального режима (НР) товарам
и услугам иностранного
- регулирование торговли
преимущественно тарифными
- отказ от использования
количественных и иных
- транспарентность торговой политики;
- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.
Все страны – члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.
Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя – это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования организации было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.
В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.
Импортные тарифы, государственные
производственные субсидии (например,
в сельском хозяйстве) и количественные
ограничения импорта (к примеру,
в торговле текстилем) в конечном
итоге приводят не к желаемым результатам
защиты отечественного рынка, а к
повышению стоимости жизни. Так,
потребители в Великобритании, по
статистическим расчетам, платят на 500
миллионов фунтов в год больше
за одежду из-за торговых ограничений
на импорт текстиля; для канадцев эта
сумма составляет примерно 780 миллионов
канадских долларов. Аналогичная
ситуация в секторе услуг: либерализация
сектора телекоммуникаций в Европейском
Союзе привела к снижению цен
в среднем на 7-10 процентов.[3, http://www.wto.ru/chto.asp?f=
Система ВТО, поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают.
3. Проникновение японской компании Sony на американский рынок
Компания Sony начала проникновение на американский рынок в 1955 году с маленького приемника, стоившего 29,95 доллара. Особенности национальной системы каналов распределения, особенности делового подхода и язык – это первые барьеры с которыми сталкивается каждая компания, проникая на иностранный рынок. В те дни обычный путь экспорта японских товаров в США начинался с передачи своих товаров японской торговой компании, обладающей опытом и имеющей свои представительства в США. Последняя доставляла товары в американский порт, где их агент оплачивал таможенные пошлины, после чего передавал их сбытовой компании, а та в свою очередь распределяла их между оптовиками, которые затем направляли товары розничным торговцам. Таким образом, много времени уходило на доставку товаров и последующий сервис в такой большей стране как США. Чтобы найти более быстрый путь распространения товара, компания Sоny не стала прибегать к помощи других японских компаний, уже действовавших на американском рынке, а решила эту проблему с помощью привлечения в свой бизнес специалистов из Америки, которые лучше, чем японские бизнесмены знали особенности делового поведения на американском рынке. Вскоре, компании Sony удалось организовать сбыт своей продукции в США с помощью компании «Дельмонико интернэшнл». Объемы продаж японских радиоприемников росли и составляли сотни тысяч штук в год.
В 1959 году компания Sony разработала первый в мире транзисторный телевизор. В то время продукция Sony уже пользовалась спросом на американском рынке, и руководство компании приняло решение о создании компании «Сони корпорейшн оф Америка», что привело к столкновению компании с огромным количеством административных барьеров. «Сони корпорейшн оф Америка» была создана как акционерное общество с эмиссией 2 миллиона акций на 500 тысяч долларов. После этого компания сразу попала под надзор Комиссии по делам фондовых бирж и контролю за операциями с ценными бумагами и была вынуждена изменить многие методы ведения бизнеса, в том числе методы бухгалтерского учета в соответствии с системой отчетности, применяемой на Западе, которая отличалась от японской системы ведения бухгалтерского учета. Бизнесмены в США консолидировали свой баланс, и представители компании не могли не отметить удобство такого ведения финансовой отчетности и переняли этот опыт.
С точки зрения американских гарантов новой компании, которыми являлись компания «Смит Барни» вместе с «Номура секьюритиз» был непонятен и опасен метод финансирования на основе традиционной японской системы краткосрочных займов. В Японии компании обычно оперируют большим количеством возобновляемых девяностодневных займов. Кто-то задал вопрос: «Как же можно вести дела на основе такого большого количества краткосрочных займов? Если банк потребует их уплаты, вы разоритесь». Им было непонятно, что банк не потребует их уплаты, что это традиционный способ получения самых дешевых кредитов. Это обеспечивает японским фирмам большую гибкость. Займы можно продлить в случае необходимости или уплатить их, если деньги больше не нужны. Банки уделяют самое большое внимание компаниям, которые они поддерживают, и стараются предоставлять им займы в первую очередь. Новой японской фирме пришлось предоставить в письменном виде гарантии банка, подтверждающие, что займы будут продлены.