Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 22:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является детальный анализ сущности трансакционных издержек современной фирмы и изучение классификации и методов оптимизации. Для достижения вышепоставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- На основании изучения теоретических материалов ознакомиться с понятием трансакционных издержек
- Выяснить определение и специфику понятия трансакционных издержек, ознакомиться с видами трансакционных издержек, применяемых в исследованиях теории трансакционных издержек.
- Изучив эмпирические исследования ознакомиться с методами оптимизации трансакционных издержек в экономике.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические аспекты трансакционных издержек…………………..5
1.1 Понятие и сущность трансакционных издержек 5
1.2 Классификация трансакционных издержек………………………………8
1.3 Масштабы деятельности трансакционного сектора …………………..12
Глава 2. Управление трансакционными издержками фирмы 16
Глава 3. Методы оптимизации трансакционных издержек 26
3.1 Способ минимизации трансакционных затрат 26
3.2 Стратегия снижения трансакционных издержек 30
Заключение 32
Список использованной литературы…………………………………………34
Приложение……………………………………………………………………..36
Федеральное агентство по рыболовству
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Калининградский
государственный технический
(ФГБОУ ВПО «КГТУ»)
Институт менеджмента,
экономики и
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине « Микроэкономика»
На тему: «Трансакционные издержки современной фирмы: классификация и методы оптимизации»
Выполнил:
Студентка 1 курса, дневного отделения,
группа № 12-ЭК-4
Научный руководитель:
Калининград
2013
Содержание
Введение………………………………………………………
Глава 1.Теоретические аспекты трансакционных издержек…………………..5
1.1 Понятие и сущность трансакционных издержек 5
1.2 Классификация трансакционных издержек………………………………8
1.3 Масштабы деятельности трансакционного сектора …………………..12
Глава 2. Управление трансакционными издержками фирмы 16
Глава 3. Методы оптимизации трансакционных издержек 26
3.1 Способ минимизации трансакционных затрат 26
3.2 Стратегия снижения трансакционных издержек 30
Заключение 32
Список использованной литературы…………………………………………34
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Если задаться вопросом,
какое из понятий, используемых в
современной экономической
Объяснить необходимость существования, внутреннее строение и эволюцию рынка помогает понятие трансакционных затрат (transaction cost). Р.Коуз показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, требуя подчас весьма внушительных затрат. Они-то и были названы трансакционными (от лат. Transaction – сделка). В отличие от производственных затрат, определяющихся объемом и технологией производства, трансакционные затраты возникают в процессе налаживания отношений между рыночными агентами.
Согласно наиболее общему определению, «трансакционные издержки есть эквивалент трения в механических системах». Например, Я. Корнай, прямо использует термин «трение» для описания факторов, препятствующих оперативному заключению сделок между экономическими агентами. Избавляясь от аналогии с физикой, отнесем к категории трансакционных любые издержки, связанные с координацией и взаимодействием экономических субъектов. Следовательно, все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий, относятся к тансакционным.
Трансакционные издержки- все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий.
Трансакционные издержки- центральная объясняющая категория всего неоинституциального анализа. Ортодоксальная неоклассическая теория рассматривала рынок как совершенный механизм, где нет необходимости учитывать издержки по обслуживанию сделок. Ключевое значение для работы экономической системы трансакционных издержек было осознано благодаря статье Р. Коуза «Природа фирмы» (1937 г.). Он показал, что при каждой сделке необходимо проводить переговоры, осуществлять надзор, устанавливать взаимосвязи, устранять разногласия.
Первоначально трансакционные издержки были определены Р.Коузом как «издержки пользования рыночным механизмом». Позднее это понятие приобрело более широкий смысл. Оно стало обозанчать любые виды издержек, сопровождающих взаимодействие экономических агентов независимо от того, где оно протекает – на рынке, внутри организаций, поскольку деловое сотрудничество в рамках иерархических структур также не свободно от трений и потерь. По завоевавшему наибольшее признание определению К. Далмана, трансакционные издержки включают издержки сбора и переработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля за соблюдением контрактов и принуждения к их выполнению. Введение в научный оборот идеи положительных трансакционных издержек явилось крупным теоретическим достижением.
Актуальность темы курсовой работы во многом обусловлена тем, что трансакционные издержки допускают значительную экономию на масштабах деятельности. Постоянные компоненты есть во многих видах трансакционных издержек, поэтому, когда информация собрана, ею может воспользоваться любое количество продавцов и покупателей, следовательно, стоимость разработки законодательства и административных процедур, которые тоже являются трансакционными издержками, мало зависит от того, какое число лиц попадает под действие.
Таким образом, целью данной курсовой работы является детальный анализ сущности трансакционных издержек современной фирмы и изучение классификации и методов оптимизации. Для достижения вышепоставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- На основании изучения теоретических материалов ознакомиться с понятием трансакционных издержек
- Выяснить определение и специфику понятия трансакционных издержек, ознакомиться с видами трансакционных издержек, применяемых в исследованиях теории трансакционных издержек.
- Изучив эмпирические исследования ознакомиться с методами оптимизации трансакционных издержек в экономике.
ГЛАВА
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 ПОНЯТИЕ
И СУЩНОСТЬ ТРАНСАКЦИОННЫХ
Критика положения неоклассической теории о том, что обмен происходит без издержек, послужила основанием для введения в экономический анализ нового понятия - трансакционные издержки.
Как известно, идею трансакционных издержек ввел в научный оборот Р. Коуз в своей статье «Природа фирмы» (1937), однако до 1960х годов она была практически не востребованной. Лишь после появления еще одной работы того же автора «Проблема социальных издержек» (1960), в которой Р. Коуз доказывает известную теорему. В сформулированной Р. Коузом теореме подчеркивается, что различным вариантам распределения прав собственности и институциональным моделям соответствуют различные положительные трансакционные издержки. Суть теоремы заключается в том, что, если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, то конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности. Разработке этой проблемы посвятили свои работы многие известные ученые-экономисты: Д. Норт, О. Уильямсон, К. Эрроу и др.
В случае, когда трансакционные издержки равны нулю:
– участники рынка знают все и новое узнают мгновенно и однозначно; все друг друга понимают идеально, то есть слова не нужны;
– у всех участников со всеми всегда согласованы ожидания и
интересы; при изменении условий сделки согласование происходит
мгновенно; любое оппортунистическое поведение исключено.
– каждому товару или
ресурсу соответствует
взаимозаменяемых.
В таких условиях первоначальное распределение прав
собственности совершенно не влияет на структуру производства. В
конечном счете, каждое из прав окажется в руках собственника,
способного предложить за него наивысшую цену на основе наиболее
эффективного использования данного права.
С трансакционными издержками взаимосвязано понятие
«трансформационных издержек», под которыми понимают затраты на
изменение физических свойств продукта. Эти издержки во многом
определяются технологией и техникой, благодаря которым производят
продукт.
Первоначально к трансакционным относили лишь издержки, возникающие при использовании рыночного механизма. Такой подход акцентирует внимание исследователей на рыночных операциях купли-продажи. И это не случайно, поскольку основным объектом экономического анализа традиционно является именно рынок, механизм его функционирования. В связи с этим трансакционные издержки обычно характеризуют как издержки по обмену правами собственности или по осуществлению и защите контрактов. Однако это не единственный подход, в экономической науке существуют разнообразные взгляды на природу трансакционных издержек. Их определяют также как издержки, связанные с получением выгод от специализации и разделения труда, издержки координации деятельности экономических агентов, издержки по установлению и функционированию институтов, обеспечивающих соблюдение норм хозяйственного поведения и т.д.
В условиях современного
экономического анализа
Развивая подход Р. Коуза, Ю. Ниханс предположил, что трансакционные издержки могут существовать только в рыночной экономике. Однако такое представление делает несравнимыми хозяйственные системы, основанные на разных принципах координации деятельности людей, и приводит к существенным трудностям при изучении экономики переходного периода. Противоположный взгляд, предложенный К. Эрроу и трактующий Трансакционные издержки как издержки по эксплуатации экономических систем, напротив, предполагает, что такие издержки существуют в любой экономической системе. Преимуществом такого подхода является то, что он позволяет исследовать сравнительную эффективность различных типов организации экономики. Поскольку экономическую систему обычно представляют как совокупность экономических отношений между субъектами, то в более широком плане трансакционные издержки часто рассматривают как издержки взаимодействия.
В трактовке Д. Норта трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению». Эти издержки служат источником социальных, политических и экономических институтов.
Наиболее радикальное определение трансакционных издержек принадлежит, С.Чангу: "В самом широком смысле слова "трансакционные издержки" состоят из тех издержек, существование которых невозможно себе представить в экономике Робинзона Крузо". Поскольку процесс производства и от Робинзона Крузо требует известных затрат, то, значит, в экономике с двумя и более участниками трансакционными издержками следует считать все затраты сверх и помимо собственных издержек производства. Итак, чем сильнее в экономике интенсивность обмена, тем выше при прочих равных условиях уровень трансакционных издержек.
Очевидно, что трактовок трансакционных издержек множество, таким образом, трансакционные издержки можно было бы определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало: трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают двое или более участников; издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися обстоятельствами; издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали достигнутые договоренности и.т.д.
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК
Современные экономисты предлагают
различные классификации
Сторонники трансакционного подхода, продолжая анализ Коуза,
предложили различные классификации трансакционных издержек (затрат).
К. Менар выделяет четыре типа трансакционных издержек:
– издержки вычленения, обусловленные различной степенью технологической делимости производственных операций;
– кодирования затрат на передачу сигнала, расшифровку и обучение
пользователя;
– издержки масштаба, обусловленные существованием системы
обезличенного обмена и требующие системы обеспечения соблюдения
контрактов;
– издержки оппортунистического
поведения, обусловленные затратами
на наказание нарушителей
Дж. Уоллисон и Д. Норт распределяют затраты в соответствии с
этапами процесса контрактаций, в которые они предлагают включать
следующие виды трансакционных издержек:
– издержки, возникающие до обмена (затраты на получение информации о ценах и возможных альтернативах, о качестве товара и надежности агентов);
– издержки, возникающие в процессе обмена (затраты, связанные с ожиданием в очередях, получением нотариально заверенных документов, страховки и осуществлением расчетов);
– издержки, возникающие после обмена (затраты по защите контракта, а также проверке и контролю их выполнения).
Такое распределение трансакционных издержек, с учетом прохождения сделки во времени, дает основание для выбора форм
институциональной защиты в зависимости от индивидуальных норм
Информация о работе Трансакционные издержки современной фирмы: классификация и методы оптимизации