Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 22:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является детальный анализ сущности трансакционных издержек современной фирмы и изучение классификации и методов оптимизации. Для достижения вышепоставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- На основании изучения теоретических материалов ознакомиться с понятием трансакционных издержек
- Выяснить определение и специфику понятия трансакционных издержек, ознакомиться с видами трансакционных издержек, применяемых в исследованиях теории трансакционных издержек.
- Изучив эмпирические исследования ознакомиться с методами оптимизации трансакционных издержек в экономике.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические аспекты трансакционных издержек…………………..5
1.1 Понятие и сущность трансакционных издержек 5
1.2 Классификация трансакционных издержек………………………………8
1.3 Масштабы деятельности трансакционного сектора …………………..12
Глава 2. Управление трансакционными издержками фирмы 16
Глава 3. Методы оптимизации трансакционных издержек 26
3.1 Способ минимизации трансакционных затрат 26
3.2 Стратегия снижения трансакционных издержек 30
Заключение 32
Список использованной литературы…………………………………………34
Приложение……………………………………………………………………..36
дисконтирования.
Э. Фуруботни и Р. Рихтер в своей классификации обосновывают
разделение трансакционных издержек по сферам возникновения. Согласно данной методике, трансакционные издержки принято распределять на:
– рыночные (затраты на поиск партнеров и информации, ведение
переговоров, принятие решений, мониторинг процесса);
– управленческие (затраты по разработке, внедрению, поддержанию
и изменению организационных структур);
– политические (затраты на создание и поддержание политической
системы: законодательной, судопроизводственной, оборонной,
образовательной и транспортной).
А.Е. Шаститко предлагает фактически свою классификацию
трансакционных издержек, пытаясь суммировать типологии предыдущих авторов. Он выделяет шесть видов трансакционных издержек:
- издержки выявления
- издержки осуществления расчетов;
- издержки измерения:
Любое благо имеет множество измерений, поскольку обладает комплексом полезных свойств. Существует два типа характеристик благ – физические и правовые, следовательно, можно выделить и два типа издержек измерения, связанных с оценкой свойств, принадлежащих различным типам. Необходимо измерить и/или оценить наличие этих свойств, что предполагает затраты на измерительную аппаратуру, затраты времени.
- издержки заключения контракта:
Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Дополнительным их источником являются потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений.
Относительно момента заключения контракта различают затраты, «предшествующие сделке» (ex ante) и «возникающие в ходе сделки» (ex post). Первые включают в себя издержки на составление проекта контракта, проведение переговоров и обеспечение гарантий реализации соглашения. Вторые, связанные с несовершенством механизма урегулирования споров, встречаются в нескольких формах.
Во-первых, это затраты
по адаптации контракта к
- издержки спецификации и защиты прав собственности:
Поскольку благо имеет
множество измерений с точки
зрения возможных способов его использования,
требуются определенные ресурсы
и время для четкого
- издержки оппортунистического поведения.
Термин «оппортунистическое поведение» был введен О.Уильямсоном. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе, манкирования взятыми на себя обязательствами и т.д. Издержки этого типа связаны с трудностями точной оценки постконтрактного поведения другого участника сделки. По существу, это те же издержки измерения, но только относящиеся не к результатам, а процессу − не к передаваемым продуктам, а поведению контрагентов по сделке.
Предконтрактный оппортунизм – модель «рынка лимонов» Акерлофа. Сигналы о качестве: государственная поддержка производителей высококачественных товаров, деятельность независимых организаций потребителей, целенаправленная политика производителей высококачественных товаров (репутация, предоставление гарантий, расточительные расходы на рекламу, низкая входная цена).
Постконтрактный оппортунизм – в центре внимания исследователей оказались две основных формы оппортунистического поведения – «отлынивание» и «вымогательство».
Как можно заметить, в
приведенную классификацию
1.3 МАСШТАБЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАНСАКЦИОННОГО
Многие виды трансакционных издержек непосредственно не наблюдаемы и поэтому с трудом поддаются статистическому измерению. Единственная пока попытка количественно оценить их уровень (на материале экономики США) принадлежит Дж.Уоллису и Д.Норту.
Исходным для их анализа является упоминавшееся уже деление издержек на два основных класса - "трансформационные" (связанные с физическим воздействием на предмет) и трансакционные: "Трансформационные издержки есть издержки, связанные с превращением затрат в готовую продукцию, издержки по осуществлению трансформационной функции. Трансакционные издержки зависят от затрат труда, земли, капитала и предпринимательского таланта, которые используются в процессе рыночного обмена". И трансформационные, и трансакционные издержки признаются производительными. Их поведенческое подобие предполагает, что экономические агенты стремятся минимизировать общую сумму тех и других издержек, а значит, не делают между ними различия. И функция трансформации, и функция трансакции требует реальных затрат. В известных пределах две эти категории издержек взаимозаменяемы.
Для определения издержек трансакции Дж.Уоллис и Д.Норт пользуются следующим критерием: с точки зрения потребителя, таковыми являются все его затраты, стоимость которых не входит в цену, уплачиваемую им продавцу, с точки зрения продавца - все его затраты, которые он не нес бы, если бы "продавал" товар самому себе. Например, при покупке дома трансакционные издержки покупателя будут определяться наймом адвоката, временем, затраченным на осмотр домов, сбором информации о ценах, уплатой пошлины при юридическом оформлении сделки и т.д. Для продавца такие издержки будут состоять из расходов на рекламу, найм агента по продаже недвижимости, затрат времени при показе дома и т.д. При этом акт купли-продажи может вызывать вторичные сделки и на стороне покупателя, и на стороне продавца: скажем, найм юриста или найм агента по торговле недвижимостью. Поэтому в составе трансакционных издержек авторы выделяют рыночный компонент. Эту часть, получающую явную стоимостную оценку на рынке, они называют "трансакционными услугами".
На этой основе ими был произведен расчет динамики доли трансакционного сектора в экономике США (см.Приложение, табл. 1).
Общий объем трансакционных издержек складывается из двух частей. Во-первых, это услуги "трансакционного сектора" (в его состав включаются отрасли, "продукция" которых рассматривается к целиком имеющая трансакционное назначение - оптовая и розничная торговля, страхование, банковское дело и т. д.). Во-вторых, это трансакционные услуги, но оказываемые внутри "трансформационного сектора". При их оценке авторы исходят из величины фонда вознаграждения труда непроизводственных работников в отраслях этого сектора. (Условно говоря, это затраты на "аппарат управления", организацию сбыта и снабжения и т.д. в промышленности, сельском хозяйстве и других подразделениях "трансформационного" комплекса.) Граница между двумя выделенными секторами проводится авторами приблизительно, а не по какимто четким критериям, что, впрочем, признают и они сами. Достаточно по-иному решить вопрос об отнесении какой-либо группы отраслей (например, включить транспорт в состав "трансакционного сектора"), чтобы результаты анализа серьезно изменились.
Согласно полученным оценкам, в ВНП США доля трансакционных услуг, оказываемых частным сектором, увеличилась с 23% в 1870 г. до 41% в 1970 г., оказываемых государством - с 3, 6% в 1870 г. до 13,9% в 1970 г., что в сумме составило рост с 26,1% до 54,7%. Часть этого роста в течение столетия была отражением передвижки трансакционных затрат из внерыночной сферы на рынок, но другая часть представляла реальное инвестирование ресурсов.
Расширение трансакционного сектора, по словам Дж.Уоллиса и Д.Норта, явилось "структурным сдвигом первостепенной важности". Дело в том, что снижение трансакционных издержек в расчете на одну сделку (то есть их удельного уровня) открывает путь дальнейшему углублению специализации и разделения труда: "...ресурсы общества, направляемые на спецификацию и защиту прав собственности, были настолько эффективны, что это сделало возможным гигантский расцвет контрактных форм, которые заполнили нашу современную экономику и которые являются ключом к объяснению контраста между высокоразвитыми странами и странами "третьего мира".
Дж.Уоллис и Д.Норт выделили три фактора, лежавших в основе повышения удельного веса трансакционного сектора в экономике США: "С нашей точки зрения,.. трансакционный сектор рос по трем главным причинам: углубление специализации и разделения труда; технический прогресс в промышленности и на транспорте, сопровождавшийся увеличением размера фирм; усиление роли правительства в его взаимодействии с частным сектором".
1. Значение затрат по
спецификации и правовой
2. Использование капиталоемких
технологий оправдано только
при достаточно значительных
масштабах производства, что требует
ритмичного поступления сырья
и материалов и налаженной
системы сбыта. Сокращение
3. Произошло снижение
издержек по оказанию давления
на органы политической власти
в целях перераспределения
Анализ Дж.Уоллиса и Д.Норта интересен тем, что он вскрывает всю неоднозначность источников расширения трансакционного сектора. Его рост может происходить:
1) при простом перемещении трансакционных услуг из внерыночной сферы на рынок;
2) при снижении стоимости
единичной трансакции (за счет
экономии на масштабах или
лучшей спецификации и защиты
прав собственности
3) при постоянной или
повышающейся удельной
4) при удорожании процесса
обмена вследствие
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСАКЦИОННЫМИ ИЗДЕРЖКАМИ ФИРМЫ
Внимание экономистов во всем мире на протяжении десятилетий приковано к техническому прогрессу и революционному росту производительности труда на базе новых технологий. Что касается
практически ориентированных менеджеров, то их в последние годы больше интересует другая проблема – борьба с трансакционными затратами, которые имеют тенденцию к устойчивому росту и способны свести на нет любые выгоды от технических нововведений. Минимизация трансакционных издержек – одна из основных задач в иерархии целей современного менеджера. Выше ее стоят только проблемы качества и успешного внедрения новых продуктов. Один из высших руководителей известной американской компьютерной фирмы сказал: «Мы в свое время готовились управлять в условиях, когда «прямые» производственные и трансакционные расходы соотносятся как 1/1 или 1/2. Сейчас на многих из управляемых нами предприятий издержки, связанные с трансакциями, превышают производственные в 10 и более раз. Мы и представить себе не могли, что такое вообще
бывает!»
Поэтому задача, которую
мы ставим перед собой, сводится к
ответу на следующий вопрос: как
в современных условиях наиболее
эффективным образом
Информация о работе Трансакционные издержки современной фирмы: классификация и методы оптимизации