Трансакционные издержки современной фирмы: классификация и методы оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является детальный анализ сущности трансакционных издержек современной фирмы и изучение классификации и методов оптимизации. Для достижения вышепоставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- На основании изучения теоретических материалов ознакомиться с понятием трансакционных издержек
- Выяснить определение и специфику понятия трансакционных издержек, ознакомиться с видами трансакционных издержек, применяемых в исследованиях теории трансакционных издержек.
- Изучив эмпирические исследования ознакомиться с методами оптимизации трансакционных издержек в экономике.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические аспекты трансакционных издержек…………………..5
1.1 Понятие и сущность трансакционных издержек 5
1.2 Классификация трансакционных издержек………………………………8
1.3 Масштабы деятельности трансакционного сектора …………………..12
Глава 2. Управление трансакционными издержками фирмы 16
Глава 3. Методы оптимизации трансакционных издержек 26
3.1 Способ минимизации трансакционных затрат 26
3.2 Стратегия снижения трансакционных издержек 30
Заключение 32
Список использованной литературы…………………………………………34
Приложение……………………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по рыболовству.docx

— 66.98 Кб (Скачать файл)

• сборка готовых изделий  «с колес» незамедлительно выявляет все проблемы с качеством комплектующих. Это исключает лишние операции по ведению соответствующих «регистров»  и позволяет сосредоточиться  на устранении последствий выявленного  брака.

В результате внедрения новых  процедур количество трансакций снизилось  почти вдвое (см. приложение, табл.3), что позволило значительно сократить накладные расходы фирмы.

 

 

 

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК.

3.1 СПОСОБ  МИНИМИЗАЦИИ ТРАНСАКЦИОННЫХ ЗАТРАТ

 

Наличие трансакционных затрат, естественно, подталкивает к изысканию технических и организационных средств по их сокращению. Один из таких способов минимизации трансакционных затрат – организация фирмы. Фирмы, по словам Коуза, возникают в ответ на дороговизну рыночной координации. Их смысл – в подавлении ценового механизма и замене его системой административного контроля. Действительно многие трансакции дешевле осуществлять внутри фирм, не прибегая к посредничеству рынка. В той мере, в какой механизм административного контроля ведет к экономии трансакционных затратах, «иерархия» вытесняет рынок. В пределах фирмы сокращаются затраты поиска, исчезает необходимость беспрерывного перезаключения контрактов, экономические отношения приобретают устойчивость. Другими словами , в мире без трансакционных затрат (а именно таковы нередко идеализированные модели экономической теории) фирмы были бы излишни.

Но тогда возникает  обратный вопрос: почему экономика  не может вся целиком строиться  наподобие единой гигантской фирмы? Попыткой реализовать эту идею на практике можно считатьсистему централизованного планирования, сложившуюся в бывших социалистических странах. Ее неслучайно называют термином «командная экономика». Казалось бы, все правильно: чем крупнее организация, тем больше экономия на трансакционных затратах, а значит минимальными они кажутся тогда, когда всю экономику сверху донизу будут пронизывать командные отношения-при полном устранении рынка.

Однако подобный вывод  ошибочен. Дело в том, что любая  иерархическая организация также  не свободна от трансакционных затрат, как и рынок, причем они нарастают по мере увеличения ее масштабов. При превышении определенного размера «иерархия» начинает терять управляемость. Затраты на поиск и обработку информации стремительно увеличиваются. Подчинение работников целям фирмы с помощью системы стимулов, контроля и надзора обходится все дороже и дороже. Поэтому организация экономики всей страны на манер одной гигантской фабрики, к чему призывал Карл Маркс, ведет не к минимизации, а к возрастанию трансакционных затрат.

Отсюда следует, что ни у рынка нет абсолютных преимуществ  перед иерархией, ни у иерархии – перед рынком. В каждом случае есть свои плюсы и минусы. Поэтому когда фирма решает, как организовать ту или иную сделку – обратиться к внешнему поставщику или изыскать внутренний источник, она должна взвесить все затраты и выгоды того и другого варианта.

В этом ключ к решению  вопроса об оптимальных размерах фирмы. Они будут определяться той  точкой, где предельные затраты использования  рынка становятся равными предельным затратам использования административного  контроля. До этой границы выгодня иерархия, после – рынок ( разумеется в зависимости от конкретных технологических, отраслевых и тому подобных условий оптимальный размер фирмы будет различным).

Важно иметь в виду «чистый  рынок» и «чистая иерархия» - это  два полюса, две крайние точки, не исчрпывающие всего многообразия организационных фирм. Существует множество промежуточных, гибридных образований.

Итак, фирма оказывается  необходима, когда благодаря ей достигается более высокая эффективность (производственные плюс трансакционные затраты минимизируются), чем это было бы под силу нескольким мелким организационным единицам, которые можно из нее составить. И наоборот, экономическая эффективность требует ограничения размеров организации, когда одна крупная фирма не в состоянии повторить результаты, которых добиваются две, три или больше мелких.

Среди методов минимизации  трансакционных издержек можно выделить такие как:

1. Проводимая государственная  политика. Государство использует  всю свою мощь и полномочия  для сбора, обработки и предоставления  на практике ценнейшей экономической  информации, обеспечивая при этом  доступность к ней других субъектов экономики, что естественно снижает уровень экономической неопределенности и как следствие − уровень трансакционных издержек. Одновременно благодаря сильной социальной политике государства происходит формирование квалифицированной и с гражданской ответственностью рабочей силы, которой чужда идеология оппортунистического поведения, что неизбежно способствует уменьшению трансакционных издержек предприятия;

2. Вертикальная интеграция (построение корпораций). Вертикальная  интеграция позволяет избежать  противоречия между эффективными  инвестициями и эффективной последовательной  адаптацией. Последовательность приспособительных  изменений становится поводом  для совместного действия, а не  для оппортунистического захвата  преимуществ; риски могут быть  уменьшены; механизмы внутреннего  управления сглаживают переход  между последовательными этапами.  Теория трансакционных издержек предсказывает, что в случае высокой степени специфичности активов вертикальная интеграция более эффективна, чем рыночный контракт;

3.  Развитие информационных  технологий, интернет: применение поэтапных  стратегий использования информационных  технологий и формирования информационно-коммерческих  систем, предусматривающих рационализацию  их трансакционных затрат; развитие принципиально новых видов электронных коммуникаций приводит к стремительному сокращению трансакционных издержек и, как следствие, - к трансформации существующих политических и экономических институтов;

4. Развитие инструментария  бенчмаркинга. Разработаны методические рекомендации по использованию инструментария бенчмаркинга на различных этапах хозяйственной связи в целях уменьшения совокупной величины трансакционных и логистических затрат;

5.Нейролингвистическое  программирование: нейролингвистическое  программирование занимается неинституциональными методами минимизации трансакционных издержек, т. е. когда минимизируются издержки без создания каких: либо социальных институтов; речь идет об альтернативном подходе к минимизации трансакционных издержек;

6. Распределение контроля  внутри организации. Исследования  факторов развития организации  как способ минимизации трансакционных издержек; 7. Трансакционный анализ: применение методики «институционального» анализа баланса. Идея институционального анализа баланса состоит в переносе акцента на трансакционную составляющую финансовой информации;

8. Применение процессной  модели управления: уровень внутренних  трансакционных издержек определяется в декомпозиции процессом выработки согласованных условий деятельности, результатом которого является система управления и уровень автоматизации бизнес-процессов. Решения в области автоматизации позволяют сократить время на подготовку управленческого решения и снизить удельные затраты на трансакцию. Решения в области реинжиниринга позволяют изменить форму зависимости между объемом товарной продукции и количеством трансакций;

9. Моделирование регулятивных  структур: создание регулирующих  институтов для возможности отслеживания  поведения и деятельности крупных  организаций, например, недавно приватизированных  инфраструктурных монополий. Когда  трансакционные издержки принимаются во внимание, структуры и процессы будут влиять на результаты регулирования и, следовательно, должны быть явно учтены в разработке регулирования, основанного на мотивации.

 

 

 

3.2 СТРАТЕГИЯ  СНИЖЕНИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

 

Одним из важнейших направлений  стратегии снижения трансакционных издержек является системная накопление информации о потенциальных клиентах, конкурентах, группах стратегического влияния, в которых можно рассматривать в качестве потенциальных партнеров по рыночным трансакциям. Международный опыт поиска и анализа подобной информации свидетельствует о том,что игнорирование этой функции приводит к существенному росту трансакционных издержек, а в конечном счете – к банкротству фирмы.

Следует заметить, что стратегия  снижения трансакционных издержек не всегда должна быть направлена на экономию непосредственно затрат по подготовке и заключению самой сделки. Принципиальным является обеспечение эффективности этих затрат, то есть получение прибыли реально, оправдывающей эти затраты. Главным в стратегии снижения трансакционных издержек является предотвращение потенциально неэффективных завтрат на совершение сделок.

Другим необходимым объектом изучения являются конкуренты существующие и потенциальные. Знать своего конкурента не менее важно, чем знать своего клиента. Также как и анкетирование  клиента, фирма должна проводить  анкетирование конкурента, выявляя  его «профиль». Ценность этого документа  заключается не только в том, что  он сообщает информацию о конкуренте, но и в том, что на основе этого  документа можно выработать стратегию  поведения фирмы.

Аналогичную информацию можно  получить обо всех «контактных аудиториях», группах стратегического влияния, поставщиках и посредниках. Наличие  подобных банков данных, постоянное их уточнение и поддержание в  актуальном состоянии позволяет  существенно сокращать трансакционные издержки, предотвращать заключение невыгодных кантрактов и соглашений, а также предотвращать ведение переговоров с заведомо отрицательными результатами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 В результате исследования  были решены все вышепоставленные задачи. Трансакционные издержки определены как экономическая категория, выражающая совокупность различных сторон в системе экономических отношений. Проявляясь главным образом в сфере обмена, эти издержки, непосредственно включенные и в сферу производства, существенно влияют на его результаты и эффективность функционирования.

 Разнообразие подходов  к анализу трансакционных издержек и значительные расхождения по поводу не только сферы их образования, но и содержания свидетельствует о том, что развитие теории трансакционных издержек находится в основном на стадии описания их видовых характеристик и формирования подходов к раскрытию сущностных закономерностей их образования. Нужно также отметить, что единой общепринятой классификации трансакционных издержек не сложилось. Каждый из исследователей обращает внимание на наиболее интересные, с его точки зрения, элементы. Итак, трансакционные издержки являются препятствием для взаимовыгодного обмена. В связи с этим возникает вопрос о средствах, которые позволяют снизить уровень трансакционных издержек и обеспечить их распределение таким образом, чтобы добровольный обмен стал возможным. Разнообразие трансакционных издержек обусловливает и многообразие средств, позволяющих снизить данные издержки.

Экономическая значимость, усложнение трансакционных издержек возрастает по мере развития социально-экономических систем от простого товарного производства до современной экономики постиндустриального общества, в котором развитие любой экономической организации, будь то фирма, корпорация или банк, происходит под комбинированным воздействием информационной ассиметрии, ограниченной рациональности, а также оппортунистического поведения в сочетании с условиями связанными со специфичностью активов.

 Для конкретного изучения, с точки зрения трансакционных издержек, институциональных особенностей экономических институтов и разработки стратегии развития отдельных фирм, отраслей и экономики в целом необходимы методики определения и количественного измерения трансакционных издержек вышеперечисленных институтов.

Несмотря на обилие работ  в области теории трансакционных издержек количественные измерения трансакционных издержек секторов экономики предпринимались редко. Это в основном объясняется сложностью на методологическом и статистическом уровнях, в плане определения, выявления и разграничения трансакционных издержек из всех явных и неявных расходов таких институтов секторов экономики как фирма.

В заключение необходимо отметить, что наличие трансакционных издержек необязательно является негативным моментом. Наличие таковых является стимулом для оптимизации затрат экономических субъектов, для высокой специализации, возможностью получения стабильного и высокого заработка отдельных субъектов экономических отношений и т.д. Однако нельзя отрицать и необходимость регулирования общественного и частного трансакционных секторов, поскольку могут возникнуть такие опасности, как существенное укрупнение отдельных организаций, повышение цен на отдельные продукты и услуги, снижение предпринимательской активности на национальном уровне.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Агапова И.И. Институциональная экономика. Учебное пособие. − М.: Экономистъ. - 2007.

2. Виноградова М.Ю. «Формирование  трансакционных издержек в логистике хозяйственных связей» - СПб. – 2002

3. . Григорьева Е.М. К вопросу способ минимизации трансакционных затрат // Финансы и кредит. – 2008

4. Институциональная экономика:  новая институциональная экономическая  теория: Учебник /Под ред. А.А. Аузана. - М.: ИНФРА – М. – 2005.

5. Институциональная экономика: Учебник / Под общ. ред. А. Олейника. – М:ИНФРА-М, – 2005.

6. Капелюшников Р. Категория трансакционных издержек. Как это делается: финансовые, социальные и информационные технологии. - М.: Институт коммерческой инженерии. - 1994.

Информация о работе Трансакционные издержки современной фирмы: классификация и методы оптимизации