Транспортные связи «Восток-Запад»: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том, что транспорт – это важная составная часть мировой экономики, так как является материальным носителем между государствами. Специализация государств, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учёта нельзя достичь рационального размещения производительных сил.
Важное значение транспорт так же имеет и в решение социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и даёт интеграционный эффект.

Содержание работы

Введение
1. Необходимость использования транспорта во внешнеэкономической деятельности
2. Транспортный комплекс России
3. Транспортные связи «Восток-Запад»: проблемы и перспективы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ВЭД.docx

— 56.31 Кб (Скачать файл)

Железнодорожный, речной и  автомобильный транспорт широко используется во внутриконтинентальной  внешней торговле, а также при  перевозках экспортных и импортных  грузов по территории стран продавцов  и стран-покупателей. В международной  торговле нефтью и газам важную роль играют трубопроводные системы.

Углубившиеся в ходе последних  десятилетий процессы интернационализации  внешнеторговых, туристических, научных, культурных, социальных и иных гуманитарных связей вызвали «взрыв» международной  подвижности населения во всех развитых странах мира. В настоящее время  разовые или регулярные поездки  в международных сообщениях ежегодно совершают несколько миллиардов пассажиров.

Воздушный транспорт, имея неоспоримое  преимущество пред другими видами транспорта в скорости доставки пассажиров при  дальних маршрутах поездок, прочно занял лидирующее положение в международных пассажирских сообщениях. Наряду с воздушным транспортом во внутриконтинентальных международных перевозках пассажиров широко используется автотранспорт (легковые автомобили и автобусы) и железнодорожный транспорт. Морские и речные пассажирские сообщения наиболее популярны в виде международных туристических круизов.

Договор называется «чартер». Чартер играет главную роль в регулировании  сторон в трамповом судоходстве, а коносамент является документом, дополняющим его. В международной  торговле перевозка грузов по коносаментам регулируется международной конвенцией по унификации некоторых правил о  коносаментах.

К транспортным средствам  морского флота относятся суда для  перевозки генеральных грузов, контейнеровозы, лихтеровозы, ролкеры, паромы, танкеры.

Суда для перевозки  генеральных грузов (в ящиках, мешках, коробках и другой упаковке) пока ещё  являются основным типом судов для  перевозки грузов между небольшими портами во всем мире. Грузы размещаются  в трюмах, оборудованных вентиляционными устройствами и противопожарными системами.

Большое распространение  на основных грузовых линиях получили специализированные контейнеровозы. Суда такого типа имеют трюмы, допускающие  перевозку стандартных контейнеров. Типовое судно грузоподъёмностью 60000 тонн может транспортировать 2000 шестиметровых контейнеров. Часть  из них можно перевозить на палубе, а также в режиме рефрижераторов. Контейнеровоз в состоянии перевозить в течение года грузов в 7 раз больше, чем судно обычного типа одинаковой грузоподъёмности.

Лихтёровозы представляют собой систему, включающую большое судно-плавбазу, перевозящее несколько десятков малых судов, которые могут входить в устья рек и за счет осадки (не более 4 м) подходить к любым мелководным причалам. Как правило, малые суда являются несамоходными баржами с грузоподъёмностью от 200 до 1тыс. тонн. Плавбаза оборудована мощным 2000 тонным гидроподъёмником, с помощью которого она поднимает или опускает полногрузные баржи с палубы до уровня воды. Крупнейшие лихтёровозы способны перевозить до 246 барж, содержащих по 832 т груза. Плавбаза никогда не входит в порт, а находится на рейде вне портовых сооружений.[7]

Суда ролкерного типа дают возможность автомобилям, тягачам въезжать через нос или корму. Ролкеры являются удобной формой взаимодействия различных видов транспорта, при которой автомобили не разгружаются и перевалка грузов отсутствует. На ролкеры можно грузить все виды автомобилей.

Паромная переправа позволяет  также без перегрузки транспортировать до 100 вагонов одновременно.

Для перевозки сырой нефти  и других наливных грузов используются танкеры с различной грузоподъёмностью. Наибольшую трудность испытывают порты  крупнотоннажных танкеров и супертанкеров. Для них необходимо сооружение специальных  портов с глубоководными подходами, а также терминалов с большими ёмкостями для перекачки грузов.

Доля грузооборота железнодорожного транспорта в мировой внешней  торговле составляет почти четверть от его общего объёма. Регулирование  железнодорожных перевозок в  Европе осуществляется на основе «Котиф», представляющего собой соглашение западноевропейских железных дорог по перевозке грузов и пассажиров, являющееся фактически договорным актом по координации деятельности железных дорог.

Для перевозки грузов между  странами используются в основном большегрузные  автомобили с кузовом фургонного типа. Некоторые виды автомобилей  имеют фургоны, оборудованные холодильными установками, что позволяет им перевозить скоропортящиеся грузы на международных  автотрассах.

Трубопровод представляет собой  транспортное средство, совмещающееся  с путём, по которому перемещается груз. В международных сообщениях в  основном используются трубопроводы, по которым транспортируется газ, нефть  и продукты её переработки. Имеется  несколько трансконтинентальных трубопроводов, перекачивающих нефть, газ, нефтепродукты  из азиатской части России через  Украину и Беларусь в Западную часть.

Обычно процесс доставки товара в международной торговле включает, прежде всего, его перевозку  от внутреннего пункта производства до пограничного пункта (порта) страны-продавца; далее международную транзитную или морскую перевозку от пункта до пограничного пункта (порта) страны-покупателя (если страны-партнёры не имеют общей сухопутной границы); и, наконец, транспортировку от пункта до внутреннего пункта потребления. Под транспортными операциями в их непосредственном значении понимается обеспечение перевозки груза. Эти операции осуществляются по договору грузовладельцев с перевозчиками соответствующих видов транспорта общего пользования, к которому относятся перевозочные средства и постоянные устройства, принадлежащие транспортным организациям, предоставляемые по договорам грузовладельцам. Транспортные операции считаются международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов относительно страны-продавца и страны-покупателя участках маршрута перевозки. Правоотношения, возникающие в таких транспортных операциях между отправителями и получателями грузов, а также между ними и перевозчиками имеют международный характер. Родные транспортные услуги продаются и покупаются на международных транспортных рынках. Цены транспортных услуг и другие условия их предоставления в одних случаях являются предметом переговоров между заинтересованными странами, в других устанавливаются самими перевозчиками.

К международным транспортным операциям относят также и  перевозки пассажиров в сообщениях между различными государствами. Услуги по доставке пассажиров в международных сообщениях продаются и покупаются на соответствующих транспортных рынках. Важную роль при этом играют туристические агенты и другие подобные организации, имеющие тесные связи с предприятиями воздушного, водного, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта. Таким образом, услуги по перевозкам грузов и пассажиров являются предметом купли-продажи на различных международных транспортных ранках. Страны, участвующие в международных экономических связях, продавая и покупая через свои грузовладельческие, транспортные, туристические и другие организации транспортные услуги, осуществляют их экспорт и импорт.

Перевозочные средства, транспортные сети и терминальные комплексы, используемые в международных перевозках грузов и пассажиров, отличаются большой  капиталоёмкостью объектов и во многих случаях низкой фондоотдачей (капиталоотдачей). Ввиду этого транспортный бизнес относится к разряду наиболее рискованных для частного капитала.

Государства, заинтересованные в расширении деятельности своих  национальных транспортных предприятий  и международных сообщениях, всегда стремились к международному сотрудничеству в целях выработки единообразных (унифицированных) условий перевозок грузов и пассажиров, а также согласования юридических норм, относящихся к режиму нахождения перевозочных средств и обслуживающего их персонала в пределах юрисдикции договаривающихся сторон и по многим другим вопросам. В результате этих усилии на межгосударственном уровне заключено значительное число международных соглашений по отдельным видам транспорта, получивших название «транспортные конвенции». В отдельных случаях многосторонние соглашения о международных перевозках заключены на уровне транспортных предприятий разных стран.

Необходимо выделить три  группы транспортных операций, связанных  между собой последовательностью  их осуществления во временном разрезе.

Первая группа операций включает в себя действия, предшествующие реализации внешнеторговой сделки. В эту группу транспортных операций входят такие  действия: планирование внешнеторговых перевозок, анализ конъюнктуры транспортных рынков, тарифов и условий перевозки  товаров в регионе, планирование транспортных расходов.

Вторая группа транспортных операций возникает в процессе реализации внешнеторговой сделки и состоит  из включения транспортных условий  в контракт, подготовки товара к  транспортировке, заключения договоров  перевозки и их оформления, разработки транспортной и товаросопроводительной документации, страхования, организации  контроля за движением груза, расчётов продавца или покупателя с перевозчиком, оформления таможенных, пограничных, санитарных, ветеринарных операций.

После завершения внешнеторговой сделки осуществляется третья группа транспортных операций, включающая в  себя возможные споры между грузополучателем и перевозчиком, экспортёром (продавцом) и импортёром (покупателем).

В транспортном процессе все  его участники: изготовители продукции, заказчики, покупатели, перевозчики, посредники вступают в сложные экономические  и коммерческо-правовые отношения, регулируемые различными нормативными актами, национальными законодательствами и международными правовыми нормами, обычаями.

Поэтому транспортное обеспечение  внешнеэкономической деятельности представляет собой систему, состоящую  из совокупности технических, технологических  элементов, экономических, коммерческо-правовых, организационных воздействий, различных  методов управления транспортными  операциями в сфере производства, обращения и потребления продукции, товаров, перемещаемых между странами.

С конца 2008г. произошло резкое уменьшение объёмов международных  автоперевозок грузов, которое продолжилось и в этом году. Про это сообщил в своём выступлении на тематической конференции АСМАП «Международные автомобильные перевозки: проблемы и перспективы» заместитель директора департамента государственной политики в сегменте автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Александр Шерстнёв. По его данным, в 4 квартале 2009г. объёмы международных автомобильных перевозок, выполняемые российскими компаниями, снизились в сравнении с таким же периодом 2008г. на 17,3%. Это произошло преимущественно за счёт понижения объёмов импортных перевозок из Финляндии – на 15%, Китая – на 37%, Литвы – на 19%, и экспортных перевозок в Финляндию – на 37%, Германию и Китай – на 56% и 58% соответственно. Было так отмечено,  что в 2009г. данная тенденция продолжает нарастать. Прогнозируемое уменьшение объёма изготовления в основных грузообразующих отраслях, ухудшение конъюнктуры ВЭД также в ближайшие месяцы окажут отрицательное влияние на объём транспортной работы.[9,14]

Таким образом, надёжные и  разветвлённые транспортные коммуникации являются залогом и показателем  процветания и благополучия государства  или региона, особенно его экономики. Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и даёт интеграционный эффект.

 

 

 

 

  1. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ

 

Транспорт является неотъемлемой основной частью экономики России, так как является связующим звеном между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное  развитие невозможно без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учёта нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т. д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

Транспорт создаёт условия  для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. Поэтому  транспорт является важнейшей составной  частью рыночной инфраструктуры.

Основными видами транспорта являются: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный. Взаимодействуя между собой, они образуют транспортную систему России.

Большая часть грузо- и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте занимает также трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте – автомобильный и авиационный. Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость перевозок различными видами транспорта. (Приложение В)

Транспорт является важным связующим звеном в экономике  Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны.

Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается  по районам. Обеспеченность путями сообщения, как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Чернозёмный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую – Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт, и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге. (Приложение В)

Информация о работе Транспортные связи «Восток-Запад»: проблемы и перспективы